МААМ-картинки

Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «»

Александра Полозова
Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» (подготовка к обучению грамоте) на тему: «Ознакомление со звуками [х], [х’] и буквой Хх».

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие»;

«Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

1) познакомить детей со звуками [х], [х’] и буквой Хх;

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой“ Х „“» размещена в разделах

2) отрабатывать умение выделять заданный звук в слове, определять его место в данном слове на примере звуков [х], [х’];

3) продолжить обучение фонетическому анализу слов;

4) совершенствовать навык чтения слогов с новой буквой Хх;

5) расширять и совершенствовать словарный запас детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

1) формировать в детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;

2) воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»:

1) развивать мелкую и общую моторику;

2) учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.

Художественно-эстетическое развитие:

1) Закреплять умение конструирования из пушистой проволоки;

2) Развивать воображение;

3) Совершенствовать навыки работы с карандашами.

Методы и приемы:

- практические: составление слов из букв, конструирование буквы Хх из синельной (пушистой) проволоки, письмо буквы Хх в тетрадях.

- наглядные: демонстрация иллюстраций с изображением предметов, похожих на букву Хх, предметов, названия которых начинаются с буквы Х, самой буквы Хх.

- словесные: дидактическое упражнение «подбери букву», звуковой анализ и синтез слогов и слов, составление предложений.

Логика образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Ребята, сегодня к вам на занятие пришли игрушки. С самого раннего утра они ждут, когда с ними кто-то поиграет. А как вы думаете, что любят игрушки? (ответы детей) Игрушки любят, чтобы с ними играли, обнимали. А еще они любят, чтобы их дарили. Сейчас я предлагаю мальчикам взять по одной игрушке и подарить девочкам. А потом девочкам тоже подарить по игрушке мальчикам. Кроме игрушки, не забываем дарить друг другу улыбку и говорить «спасибо». Дети сидят полукругом на стульчиках, включаются в разговор, отвечают на вопросы. Выполняют действия в соответствии с заданиями. (Результат: создание эмоционального положительного фона занятия).

2. Дидактическое упражнение «Подбери букву»

Перед детьми на магнитной доске расположены буквы.

Воспитатель. А теперь я попрошу каждого из вас назвать звук, с которого начинается название вашей игрушки, и подобрать букву, которой обозначается этот звук. Дети подбирают соответствующую букву и называют звук, с которого начинается название игрушки.

(Ожидаемый результат: развитие навыков звуко-буквенного анализа)

3. Сообщение темы занятия. Знакомство с характеристиками звука [х]

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня в руках тоже оказалась игрушка. Кто это? (в руках хомяк)

На какой звук начинается слово «хомяк»?

Давайте вместе произнесем этот звук. Почувствуйте, когда произносим этот звук, язык прижимается к нёбу в глубине рта. Значит во рту есть преграда для звука.

- Как вы думаете, звук [х] – гласный или согласный?. Почему?

Дети. Звук [х] согласный. Потому что его нельзя петь; воздух при произношении звука встречает на своем пути препятствие.

- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (Согласные звуки мы обозначаем синим цветом.)

- Звук [х] глухой или звонкий? (Звук [х] глухой. Потому что, когда мы его произносим слышим только шум.)

- Звук [х] твердый или мягкий? (звук [х] твердый.)

Далее подробная работа над звуком [Х’].

А теперь я буду произносить различные звуки и слоги, слова, а вы должны будете хлопнуть, если услышите звук [х] и топнуть, если услышите звук [х’].

Для задания предлагается следующий материал: х, к, т, г, ф, ха, ку, го, фу, фо, халат, кровать, хитрый хватать, гном, горох, скатерть, стихи, хватать, мокрый, мохнатый, хищник, халва.

Дети слушают звуки, слоги, слова, которые произносит воспитатель, хлопают, когда услышат звук [х], топают, когда услышат звук [х’]. Найдя, звук [х] или [х’], дети определяют его место в слове.

(Ожидаемый результат: развитие фонематического восприятия. Дети умеют слышать и находить место звука [х] в словах)

Физкультминутка

Хомка-хомка хомячок

Полосатенький бочок

Щечки моет, глазки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз два три четыре пять:

Хомка сильным хочет стать

4. Знакомство с буквой Х

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Демонстрирует изображение буквы Хх.

Воспитатель. Ребята, кружком какого цвета может быть обозначена буква Х в схемах слов? (Буква Х может быть обозначена синим кружком, если она обозначает твердый звук [х]; или зеленым кружком, если обозначает мягкий звук [х].)

Воспитатель. Посмотрите внимательно на доску, найдите среди картинок изображения предметов, похожих на букву Х.

(Результат деятельности: дети запоминают, как выглядит буква Х)

5. Закрепление зрительного образа буквы

Воспитатель. Мы будем создавать портрет нашей буквы.

Дети выкладывают букву х из синельной (пушистой проволоки)

(Результат деятельности: каждый ребенок без зрительной опоры самостоятельно может изобразить букву х)

6. Пальчиковая гимнастика Хлеб

Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

- Будет хлеба каравай (образовать перед собой круг руками)

- Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)

- Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

7. Работа в тетрадях

Воспитатель. Посмотрите на страницу слева. Что вы на ней видите? (Хлеб, халат, большую и маленькую буквы Хх.)

Воспитатель предлагает детям раскрасить сначала обе буквы Хх, уточняя, каким цветом и почему дети будут раскрашивать. (Раскрашивать будем синим цветом, потому что буква Х согласная.)

Воспитатель. А теперь положите синие карандаши и посмотрите, как правильно писать букву Х. (воспитатель показывает на доске и проговаривает, как пишется буква).

Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

(Результат деятельности: дети умеют печатать букву Хх).

8. Зрительная гимнастика

На доску прикреплены машинки, которые направляются от буквы Х до гласных букв по дорожкам разных цветов – «Лабиринт». Воспитатель предлагает детям глазками проследить путь автомобиля и составить слоги с буквой Х. Дети выполняют зрительную гимнастику, составляют слоги с буквой Х, выполняют звуко-буквенный анализ слогов. (Ожидаемый результат: дети умеют составлять и читать слоги с буквой Х)

9. Выработка умения составлять и читать слова с буквой Х

Воспитатель. Перед вами лежат конверты. Найдите среди букв, находящихся в конверте, букву Х. Положите перед собой. Теперь найдите любую гласную букву и составьте слог, состоящий из этой буквы и буквы х.

Воспитатель предлагает нескольким детям прочитать свой слог, охарактеризовать звуки, из которых он состоит.

Воспитатель. А теперь достаньте из конверта все буквы и постарайтесь сложить из них слово. Из скольких слогов состоит ваше слово? Где располагается звук Х в вашем слове: в начале, в середине или в конце.

При затруднении воспитатель произносит индивидуально каждому ребенку слово, которое тот должен сложить из букв. Объясняются значения непонятных слов.

(слова для составления: мох, соха, муха, пихта, хата, ход, ухо, пух, холод, уха)

Составьте с ним предложение.

(дифференцированно по рядам: из 3-х, из 4-слов)

10. Подведение итога занятия.

Воспитатель. Скажите, с какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Какие звуки она может обозначать?

Придумайте слово, которое начинается со звука [х].

Придумайте слово, в котором звук [х’] стоял бы в середине слова?.

Оценка работы детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Закрепление гласных звуков и знакомство со звуками [ЙО] и буквой Ё» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с гласными звуками, закрепить знания гласных звуков и букв, а также знакомство со.

Презентация к занятию в подготовительной группе для детей с ОНР «Знакомство со звуками [С] — [С’], буквой С» Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Лесная прогулка» Программное содержание: Цель: развивать и совершенствовать речь у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: • Продолжать формировать.

Конспект НОД по речевому развитию «Дружная семейка» Конспект НОД по речевому развитию «Дружная семейка» по ФГОС. Цель: Речевое развитие Задачи: Образовательная область "Познавательное развитие".

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Конспект НОД по речевому развитию «Домашние птицы» Конспект НОД Речевое развитие. Тема: «Домашние птицы». Интеграция образовательных областей: «Познание, «Физическая культура», «Коммуникация.

Конспект НОД по речевому развитию «Зима»Конспект НОД по речевому развитию «Зима» Цель: Формирование у детей умений составлять описательный рассказ о зиме, отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей отмечать сезонные.

Конспект НОД по речевому развитию «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Конспект открытого занятия.

Конспект НОД по речевому развитию «Моя семья» Занятие по развитию речи в старшей группе «Моя семья» Цель: 1. Формирование представлений о семье. 2. Продолжать учить отвечать на вопросы.

Конспект занятия по развитию речи «Опыты со звуками» для второй младшей группы Цель: Вызвать интерес к исследованиям и опытам. Задачи: Познакомить, как звучат разные предметы, как самим можно сделать звуки. Определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Ознакомление со звуками [Х], [Х’] и буквой» Х «»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 19:10
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД