Наталья Кодякова
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе детского сада «Где гуляла буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука ж в словах, фразах. Учить произносить звук утрированно, контролируя длительность выдоха.
Упражнять в отгадывании загадок, умении находить слова со звуком ж.
Учить определять местоположение звука ж в словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Задачи по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.
2. Развивать у детей интерес к дидактическим играм, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Речевое развитие“ в старшей группе детского сада „Где гуляла буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
3. Через дидактические игры решать задачи по звуковой культуре речи.
Образовательная область «Речевое развитие»:
1. Развивать связную речь детей, артикуляционный аппарат.
2. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звука «ж».
3. Продолжать развивать фонематический слух.
4. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
5. Учить находить слова с заданным звуком.
6. Активизировать использование в речи слов: жираф, снежинка, жаркое, железнодорожный вокзал.
7. Формировать умения выражать свою точку зрения.
8. Продолжать знакомить с авторскими загадками, развивать интерес к их отгадыванию. Развивать умение проговаривать скороговорки, чистоговорки.
Образовательная деятельность «Физическое развитие»:
Способствовать физической активности детей, укреплению здоровья через физкультминутку, динамические паузы.
Предварительная работа:
1. Непосредственная образовательная деятельность по звуковой культуре речи (звуки «з», «ш», «ч»);
2. Отгадывание загадок;
3. Разучивание чистоговорк, скороговорок.
Ход занятия:
(Слышится жужжание жука)
Воспитатель: Сегодня нас ждет много интересного, но сначала послушайте, чья песенка звучит?
Дети: Это песня жука!
Воспитатель: Я предлагаю размять наши язычки и повторить скороговорку:
Жаба в лужице лежит,
Жук летает и жужжит.
Дети: (3-4- индивидуальных ответа, хоровой ответ).
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадки:
1. У него одно уменье –
Резать все до отупленья.
Но такой тупица в дело не годится!
Дети: Это нож.
Воспитатель:
2. Ну. Кто готов 2 острых шпаги
Скрестить из-за клочка бумаги?
Дети: Это ножницы.
Воспитатель:
3. Нельзя ее пережевать,
Так не за чем переживать!
Дети: Это жвачка.
Воспитатель: Молодцы! Загадки отгадали правильно!
Расскажу я вам сказку про Маленькую Букву Ж, а вы мне поможете. Садитесь поудобнее и слушайте!
Жила - была Маленькая Буква Ж. Однажды пошла она гулять и только вышла на улицу, как услышала:
«Жираф! Жираф!»
Маленькая Буква Ж оглянулась, но жирафа не увидела.
И снова услышала со всех сторон:
«Снежинка!» «Жаба!»
Маленькая Буква Ж стала оглядываться, но ни жабы, ни снежинок она не увидела.
Подумайте, дети, и скажите, почему прохожие выкрикивали эти слова?
Дети: Прохожие выкрикивали слова в которых есть звук «ж».
Воспитатель: Предлагаю вам назвать слова, в которых есть звук «ж».
Дети: (Называют слова со звуком «ж» (пижама, мороженое, журнал, ложка и т. д.).
(Физкультминутка)
Воспитатель: Прислушалась Маленькая Буква Ж и услышала: в травке зеленый жучок песни пел.
Дети: Ж-ж-ж-ж (присесть на корточки).
Воспитатель: Шмель загудел: «У меня много дел»!
Дети: Ж-ж-ж-ж («полетать по группе»).
Воспитатель: Пчелка тихо зажужжала, Солнцу: «Здравствуйте!» - сказала!
Дети: Ж-ж-ж-ж (вскинуть руки вверх).
Воспитатель: Отправилась Маленькая Буква Ж на железнодорожный вокзал и видит, садятся в поезд слова Чиж, Снежинка, Жук. И садятся они в разные вагоны!
Хотите узнать почему?
Сейчас мы поиграем в игру «Где прячется звук «ж»».
(На экране появляется заставка).
Воспитатель: Давайте представим, что слово - это поезд, а звуки – это вагоны.
(На экране появляется следующий слайд, на котором изображен поезд с тремя вагонами, в окошке каждого из вагонов «сидит» вопросительный знак).
Воспитатель: Внимательно послушайте слово и скажите где звук «ж»: в начале поезда, в середине или в конце?
(Появляется слайд на котором изображен большой жук).
Дети: Звук «ж» прячется в первом вагоне.
Воспитатель: Правильно, звук «ж» находится в начале слова, поэтому он сидит в первом вагоне. (На экране появляется слайд, на котором буква ж – в первом вагоне).
Давайте посмотрим на следующую картинку. (На экране появляется снежинка). Внимательно послушайте слово и скажите где звук «ж»: в начале поезда, в середине или в конце?
Дети: Звук «ж» находится в среднем вагоне.
Воспитатель: Правильно, звук «ж» находится в среднем вагоне, а почему? (На экране появляется слайд, на котором буква ж – в среднем вагоне).
Дети: Потому что в слове снежинка звук «ж» находится в середине слова.
(Появляется слайд, на котором изображен нож)
Воспитатель: Внимательно послушайте слово и скажите где звук «ж»: в начале поезда, в середине или в конце?
Дети: Звук «ж» находится в последнем вагоне, так как в слове нож звук «ж» - в конце слова. (На экране появляется слайд, на котором буква ж – в последнем вагоне).
(Появляется следующий слайд, на котором изображен жираф).
Воспитатель: Внимательно послушайте слово и скажите где звук «ж»: в начале поезда, в середине или в конце?
Дети: Звук «ж» находится в первом вагоне, так как в слове жираф звук «ж» - в начале слова. (На экране появляется слайд, на котором буква ж – в первом вагоне).
(Появляется следующий слайд, на котором изображен чиж).
Воспитатель: Внимательно послушайте слово и скажите где звук «ж»: в начале поезда, в середине или в конце?
Дети: Звук «ж» находится в конце слова, поэтому он сидит в последнем вагоне. (На экране появляется слайд, на котором буква ж – в последнем вагоне).
(Появляется следующий слайд, на котором изображены ножницы).
Воспитатель: Внимательно послушайте слово и скажите где звук «ж»: в начале поезда, в середине или в конце?
Дети: Звук «ж» находится в среднем вагоне, потому что в слове ножницы звук «ж» - в середине слова. (На экране появляется слайд, на котором буква ж – в середине вагона).
(Появляется следующий слайд, на котором изображен ежик).
Воспитатель: Внимательно послушайте слово и скажите где звук «ж»: в начале поезда, в середине или в конце?
Дети: Звук «ж» находится в среднем вагоне, потому что в слове ежик звук «ж» - в середине слова. (На экране появляется слайд, на котором буква ж – в середине вагона).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием!
(На экране появляется последний слайд «Спасибо за внимание»)
Воспитатель: Устала Маленькая Буква Ж, отправилась домой. Дома ее мама, Большая Буква Ж, спросила: «Ужинать будешь? Я приготовила суп котлеты и компот».
«Нет», - ответила Маленькая Буква Ж, - «Я хочу жаркое, пирожок, жвачку!»
Почему именно эти блюда захотела Маленькая Буква Ж на ужин?
Дети: Маленькая Буква Ж захотела именно жаркое, пирожок и жвачку потому что в этих словах есть звук «ж».
Воспитатель: Что еще можно предложить Маленькой Букве Ж на ужин и почему именно это?
Дети: Маленькой Букве Ж можно предложить на ужин желе, жареную картошку, пирожное, коржик, мороженое.
Во всех этих словах есть звук «ж».
Воспитатель: Правильно! Но сказка наша подошла к концу. Подумайте и ответьте, что сегодня интересного было в нашей сказке? Что нового вы узнали? Чему научились?
Дети: - Мы слушали сказку про Маленькую Букву Ж.
- Находили слова со звуком «ж».
- Играли в игру «Где прячется звук «ж»».
Воспитатель: Мне понравилось, как вы меня слушали, отвечали на вопросы и играли.
Молодцы!