Елена Григорица
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Животные Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера.
Задачи:
Образовательные :
закрепление представлений о природе, погоде животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни).
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Речевое развитие“ в старшей группе „Животные Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, тюлень, северный олень, песец, рога, копыта, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
Развивающие :
развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания,
развитие общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
воспитывать умение слушать других, не перебивая, работать и играть в коллективе;
формировать положительную установку на занятие.
Оборудование и материал: картинки с изображениями животных Севера, глобус, письмо, цветик-семицветик, кукла Женя, мультимедийное оборудование, мяч.
Использование современных образовательных технологий :
-элементы здоровьесберегающей технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика)
ИКТ-технология (презентация к занятию.).
Предварительная работа: Чтение рассказов и стихотворений по лексической теме «Животные севера», чтение сказки «Цветик-семицветик»
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Дети встают в круг.
В: – Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Д: – …
В: – Правильно, это письмо. Как вы думаете для кого оно? Д: – …
В: – Ой посмотрите, здесь не только письмо, но ещё и цветок. Это не просто цветок, кто знает, как он называется?
Д: – …
В: – Правильно, цветик-семицветик. А почему он так называется?
Д: – Этот цветок может исполнять желания.
В: – А какие волшебные слова нужно было произнести: Лети-лети лепесток, через Запад на Восток, через Север, через Юг. Возвращайся сделав круг, как коснёшься ты Земли, быть по-моему вели…
В: – Я предлагаю вам прочитать письмо и узнать, откуда в конверте цветок.
Письмо:
Здравствуй ребята! Пишет вам девочка Женя. Я решила остаться на Северном полюсе и познакомиться с его обитателями поближе. Здесь очень интересно и красиво, все кругом белое, блестящее, холодное. У меня здесь появилось очень много друзей- животных. Я очень хочу, чтобы вы с ними познакомились и подружились. Приглашаю вас к себе в гости. А найти меня поможет цветик – семицветик. Нужно выполнить все задания, которые написаны на лепестках, но с одним условием: белый лепесток надо оторвать последним! И ещё нужно быть дружными, не перебивать друг друга и воспитателя, отвечать полными предложениями.
До встречи, Женя.
II. Актуализация темы.
В: – Ну что ребята, вы готовы отправится в путешествие на Север?
В: – Ребята, а что такое Север? Д: –…
В: – Все готовы к путешествию? А мы не замерзнем? Что нам надо надеть? (дети имитируют движения).
В: – Ребята, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Северный полюс на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус.
Д: – Модель Земли.
В: – Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают?
Д: – Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.
В: – Где мы будем искать Арктику?
Д: – В верхней части глобуса, на макушке.
В: – Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.
В: – Все, теперь точно готовы. (дети садятся на свои места.)
III.Основная часть
В: – Кого мы можем встретить среди льда и снегов? Д: –…
В: – Давайте оторвем первый лепесток, прочитаем задание.
1.«Скажи по другому»
-Если у медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)
-Если у него черный нос, он какой? (черноносый)
-У оленя длинные рога, какой он? (длиннорогий)
-А если у него быстрые ноги? Он какой? (быстроногий)
-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)
-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)
- У песца длинный хвост, какой он? (длиннохвостый)
- А если у него короткие лапы, то он? (коротколапый).и т. д.
В: –Молодцы, справились с первым заданием! Отрываем второй лепесток.
2. Дидактическая игра «Назови семью»
Слайды презентации с изображением семьи животных севера.
В: – И с этим заданием справились!
(Отрываем третий лепесток и читаем задание)
3. «Сложи пазлы»
В: – Прежде чем приступить к выполнению задания, вам надо разделиться на пары. (дети разбиваются на пары, собирают пазлы и называют, кто на них изображен)
В: – Следующее наше задание называется:
4. «Сравни»
(Воспитатель выставляет картину с изображением белого медведя.)
В: – Посмотрите на картину, кто это?
Д: –Белый медведь.
В: – Дети, а кто из вас видел живого белого медведя в зоопарке? Д: –…
В: – Похож он на бурого медведя? (да).
В: – назовите по цепочке, чем отличается белый медведь от бурого? Отвечать будем полным предложением (цвет шерсти - белый, форма головы, белый медведь любит воду, легко плавает, живет на Севере не впадает в спячку).
- А чем похож он на бурого медведя? (такие же лапы, такой же большой).
- Где живут медведи на Севере? (в океане). А бурый? (в лесу)
- Дети, а как вы думаете, кто больше любит плавать в воде: белый медведь или бурый? (белый медведь больше любит плавать, он очень хорошо плавает, может уплыть далеко в океан).
- Чем питаются белые медведи? (рыбой, мелкими морскими животными).
Физминутка «У оленя дом большой»
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
Тук- тук дверь открой,
там в лесу охотник злой,
зайка, зайка забегай
лапу мне давай.
В: – Отрываем пятый лепесток, что же тут за задание?
5. «Что забыл нарисовать художник»
(слайды презентации на доске)
Воспитатель обращает внимание детей, что отвечать надо полным предложением:
– У моржа не хватает клыков…
– У оленя не хватает рогов… и т. д.
В: – Осталось два лепестка и следующее задание называется:
6. «Исправьте предложения»
Морж был ежонком, а ёж был моржонком.
Медведь был пингвинёнком, а пингвин был медвежонком.
Олень был медвежонком, а медведь был оленёнком.
(Дети исправляют и говорят правильный вариант.)
В: – Вот и остался последний белый лепесток
(Воспитатель читает задание)
В: – Вы найдёте девочку Женю в светлом деревянном ящике, где раньше был песок, а сейчас всё покрыто снегом и льдом. Д: –(песочный стол с макетом «Животные севера»)
Воспитатель вместе с детьми ищет девочку, открывает крышку стола и предлагает после занятия поиграть с макетом.
IV.Подведение итогов. Игра «Правильно-неправильно».
Закрепление вне занятия:
Макет «Животные севера» для рассматривания и индивидуальной работы с детьми.
Дидактическая игра «Назови со словом много», «Четвертый лишний»