МААМ-картинки

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ч]. Буква Ч»

Черных Юлия Анатольевна
Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ч]. Буква Ч»

Тема:«Звук ч. Буква Ч»

Цель:  познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

  образовательные задачи:

 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

4) закрепить в речи детей понятие «слог»;

5) совершенствовать звуковой анализ;

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы „Звук [ч], Буква Ч“» размещена в разделах

6) познакомить детей с правописанием ЧА, ЧУ;

7) совершенствовать навык чтения слогов, слов;

  развивающие задачи: развивать фонематический слух, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к занятиям; вести контроль за собственной речью; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

  Оборудование:

предметные картинки (банан, утка, коса, валенки); сюжетные картинки; мяч; листы с изображением черепахи; предметная картинка (черепаха); пособие для звукового анализа; пособие «Часы»; тетради, ручки; коробка; карточки с изображением букв (Ч, А, Т, У, С, Ы)

Ход занятия

 1. Организационный момент:

   воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости пришел чебурашка и принес нам письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.

«Дорогие ребята!

Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в страну Букварию, где живут…

А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.

Ваша новая буква»

   воспитатель: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в стране Букварии?

   Дети: Да.

 Показываю детям картинку с изображением барабана.

   воспитатель: Ребята, что изображено на этой картинке?

   Дети: На этой картинке изображен барабан.

   воспитатель: Какой первый звук в слове барабан?

   Дети: В слове барабан первый звук б.

   воспитатель: Молодцы, ребята. (переворачиваю картинку. На обратной стороне изображена буква Б).

Аналогичная работа с картинками: улитка, капуста, велосипед, буква Ы.

   воспитатель: Ребята, давайте прочитаем, кто же живет в Букварии?

   Дети: Буквы.

   воспитатель: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новой буквой.

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая»

   Дети: Звук [ч].

  воспитатель: Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.

Давайте дадим характеристику звуку [ч]. Произнесите звук ч.

   Дети: Ч-ч-ч.

  воспитатель: Звук ч можно пропеть?

  Дети: Звук ч нельзя пропеть.   Он согласный.

  воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.  

  воспитатель А еще звук [ч] всегда мягкий.

Аня, дай полную характеристику звука [ч].

   Аня: Звук [ч] согласный, всегда мягкий.

   2. Основная часть 

воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

   воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

   3. Работа с раздаточным материалом

воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку. У каждого из вас есть такая же.  Возьмите ее, пожалуйста.

Будь внимательным, смотри:

Слова со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

   Дети: На этой картинке изображен ключ. В слове ключ звук [ч] находится в конце слова.

( аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, Чипполино, чеснок, печка).

   воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.

А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)

Выходите в круг.

воспитатель: Стул.

  Дети: Стульчик.

( Слова: замок, вилка, пенек, яблоко, бык, помидор, внук, блин, тапки, ветка, диван, батон, шнурок).

   4. Беседа

воспитатель: Ребята, что такое слог?

Дети: Слог – это часть слова, в которой обязательно есть гласный звук. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

   воспитатель:

Буду я сейчас водить,

Буду слоги говорить.

Слоги нужно так поставить,

Чтобы слово получить.

  воспитатель: СЫ, ЧА

  Дети: ЧАСЫ.

(ЧА, ДА      КА, ЧАЙ     КА, ТОЧ       ЧА,ТУ         ЧА, СВЕ      НИК,ЧАЙ

ЧОК, СУ      КА, ЧАШ      ЧО, ПЛЕ    )

   воспитатель: Молодцы! А сейчас встаньте, отдохнем:

Физминутка «Мячики»

Все девочки и мальчики

Прыгают как мячики

Раз, два, три, четыре, пять

Выше голову держать.

Чтобы руки не устали

Мы на пояс их поставим.

 Сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

- У меня болит плечо.

Че-че-че, че-че-че

Мы мичтаем о мяче.

Чи-чи-чи-красные кирпичи.

Чо-чо-чо-ох, как горячо.

Ач-ач-ач-пришел врач.

Оч-оч-оч-скоро ночь.

Уч-уч-уч-у меня ключ.

Ча-ча-ча-увидели грача.

Чу-чу-чу-молоточком стучу.

Чи-чи-чи-пироги в печи.

   5. Знакомство с буквой Ч

воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

   Дети: Это буква Ч.

   воспитатель: На что похожа буква Ч?

   Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

   воспитатель:

Да, мы правильно решили,

 Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

А сейчас отгадайте загадку:

У кого четыре лапки,

Голова, короткий хвост,

Панцирь сверху в виде шапки?

Кто ответит на вопрос?

    Дети: Это черепаха.

    воспитатель: Правильно. Возьмите листочки, на которых нарисована черепаха. На панцире у черепахи написаны буквы Ч. Но написаны они правильно и неправильно. Обведите те буквы Ч, которые написаны правильно. Сначала сделаем пальчиковую гимнастику “Пять пальцев”

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(ритмично сжимать и разжимать кулачки, на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках)

(дети выполняют задание) 

   6. Составление слогов с буквой Ч

Показываю плакат с изображением часов.

воспитатель:

Посмотрите на часы:

С одной стрелочкой они.

Буква Ч на стрелку встала

И по кругу побежала.

Она к гласным подошла,

 С ними слоги назвала.

( дети называют слоги: ЧИ, ЧА, ЧУ, ЧЕ)

  воспитатель: я вам открою секрет так как вы идете в скоро в школу Ребята, на часах нет гласных букв Я и Ю, которые обозначают мягкость согласных. Буква Ч с ними не «дружит», потому что сама всегда обозначает мягкий звук.

Запомните: ЧА – пишется с А.

                     ЧУ – пишется с У.

   воспитатель: Ребята, сейчас мы сделаем звуковой анализ слова. Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

   воспитатель: арина, выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

   воспитатель: арина, почему ты поставила первым зеленый квадратик?

катя: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками : а,с,ы.

воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились с этим заданием. Ребята, так как мы находимся в волшебной стране Букварии, то нас ожидает сюрприз. Это — волшебная коробка, но открыть мы ее сможем только тогда, когда выполним еще одно задание.

Составьте слово из букв.

А  С  Ч  Ы

Ч  А  Т  У

(дети выполняют задание у доски).

7. Подведение итогов занятия

воспитатель: Молодцы, ребята.

   воспитатель: Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

 звука [ч].

   Дети: Звук [ч] – согласный, всегда мягкий.

  Открываем коробку, ребята весна нам подарила цветочки разного цвета кому понравилось занятие возьмите розовые, а кому нет голубого.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [И] и буква И»Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [И] и буква И» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. (Подготовила Тростина О. В., ХМАО-ЮГРА, г. Сургут, Дошкольное отделение МБОУ.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [М], [М’]. Буква М» Программное содержание: познакомить детей с буквой «м» и с тем, что она обозначает звуки «м» и «мь» Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [М], буква М» Тема: Буква М, звук М. Программное содержание: 1. Образовательные задачи: учить определять первый согласный звук, твердость – мягкость,.

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие Мамонтенка. Звук [М] и буква М» Форма организации НОД: фронтальная. Продолжительность: 35 минут. Участники: подготовительная к школе группа. Возраст обучающихся: от 6 до.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте «Буква и звук [Ж]» в подготовительной к школе группе Цель: создание условий для ознакомления детей со звуком [ж] и буквой Жж. Образовательные задачи: • создать условия для закрепления умения.

Конспект в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [а], буква А» К-№ Тема: Звук [а], буква А Задачи: - закрепить навык четкого произношения звука [а]; -научить определять позиции звука [а] в слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Звук [О] и буква О» Конспект занятия по обучению грамоте для детей СТАРШЕЙ группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук [С] и [С’], буква С» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №46» Конспект занятия по обучению.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква Й» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Звук и буква Й» Цели и задачи: Образовательные: 1. Продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ч]. Буква Ч»
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 20:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД