Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Путешествие в зоопарк» (дифференциация звуков [С]-[З])

Елена Семёнова
Конспект НОД по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Путешествие в зоопарк» (дифференциация звуков [С]-[З])

Тема: «Путешествие в зоопарк»(Дифференциация звуков С – З)

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Задачи: Коррекционно – образовательные: закрепить умение чётко артикулировать согласные звуки С, З; совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза; упражнять в сравнении и различении звуков С, З с помощь. зрительного, слухового, тактильного контроля; упражнять в определении позиции звука в слове; учить производить слухо – произносительную дифференциацию звуков С, З; закрепить графический образ букв С, З.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте для детей 5–6 лет „Путешествие в зоопарк“ (дифференциация звуков [С]-[З])» размещена в разделах

Коррекционно – развивающие: развивать фонематическое восприятие и слух на материале звуков С, З; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; внимание, логическое мышление; проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – буква».

Коррекционно – воспитательные: воспитывать умение работать в течение всего занятия; слушать педагога; умение взаимодействовать друг с другом.

Планируемые результаты: выражает положительные эмоции; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстником в решении игровых и познавательных задач; умеет работать в коллективе; способен активно работать на протяжении всего занятия; имеет представление о характеристике согласных звуков, нахождении позиции звуков в словах; способен давать характеристику звуков с помощью зрительного, слухового, тактильного контроля.

Оборудование: игрушки заяц и собачка; символы звуков С, З; картинный материал; зеркала; звуковая таблица; буквы С, З; конверты с контурами букв; макет зоопарка; простые карандаши.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент:

- Здравствуйте ребята! Проходите в группу и станьте в кружок. А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь – поделитесь хорошим настроением.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие – мы отправимся с вами в зоопарк. Поделитесь со мной, что вы знаете о зоопарке? (после ответов детей - обобщение педагога).

- Догадайтесь, кто нас туда пригласил? (загадывание загадок) :

Много бед таят леса, Жил-был маленький щенок.

Волк, медведь там и лиса! Он подрос, однако,

Наш зверёк живёт в тревоге, И теперь он не щенок -

От беды уносит ноги. А взрослая (собака)

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? (зайка)

- Дети отгадывают загадки, игрушки зайца и собачки выставить на стол перед детьми.

2. Сообщение темы занятия:

- Тема нашего занятия «Путешествие в зоопарк», а помогать нам будут зайчик и собачка.

- Путешествие наше долгое и трудное. Зайчику понадобиться зонт, замок, заколка – какой звук вы слышите в начале слов? (З). Собачке понадобиться самокат, салфетка, сумка какой звук вы слышите в начале слов? (С).

- Молодцы, ребята! А как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня закреплять в речи? (С, З) Правильно, ребята. Мы будем учиться сравнивать и различать согласные звуки С – З. А теперь садитесь на свои места.

3. Характеристика, анализ и сравнение звуков С, З (с помощью зрительного, тактильного, слухового и вибрационного контроля) :

- Садимся красиво: спинка ровная, ножки стоят на полу под столом.

- Возьмите зеркало, улыбнитесь, зубки сделайте заборчиком, язычок опустите за нижние зубки и произнесите звук «С» - он похож на песенку суслика (выставить символ). Мы можем пропеть звук С? Значит, он согласный. Что мешает выйти воздуху? - зубки, они сближены друг с другом. Воздух встречает преграду – зубки. А губки что делают?- улыбаются. Звенит ли горлышко, когда мы произносим согласный звук С? – нет, значит он глухой. А теперь поднесите ладонь к губам и подуйте С-С-С, какой выходит воздух? - холодный, значит воздушная струя холодная.

- А теперь мы с вами повторим характеристику согласного звука С с опорой на символы.

- А теперь ещё раз посмотрите в зеркало, улыбнитесь, зубки сделайте заборчиком, язычок опустите за нижние зубки и произнесите звук «З» - он похож на песенку комара (выставить символ). Мы можем пропеть звук З? Значит, он согласный. Что мешает выйти воздуху? - зубки, они сближены друг с другом. Воздух встречает преграду – зубки. А губки что делают?- улыбаются. Звенит ли горлышко, когда мы произносим согласный звук С? – да, значит он звонкий. А теперь поднесите ладонь к губам и подуйте З-З-З, какой выходит воздух? - холодный, значит воздушная струя холодная.

- А теперь мы с вами повторим характеристику согласного звука З с опорой на символы.

- А чем отличаются согласные звуки С – З? (ответы детей)

4. Развитие фонематического слуха:

- По дороге в зоопарк собачка и зайка предлагают поиграть в игру «Топни – хлопни». Ушки приготовили, ножки приготовили, ладошки приготовили? Если вы услышите словах звук С, то хлопните в ладоши, а если услышите в словах звук З, то топните ножкой. Будьте внимательны!

- Са, за, сы, зу, зайка, зубы, сапоги, санки, забор, замок, суслик, сок, зонт, собака, сон, ваза, стакан, сушка, загадка…

- Молодцы, ребята, справились с заданием!

5. Работа с картинным материалом:

- Ну вот мы с вами и подошли к зоопарку (дети подходят к столу, на котором разложены картинки животных: собака, свинья, носорог, лиса, ослик, слон, заяц, коза, змея, морская звезда, зубр).

- Ребята, расскажите, кто нас встречает в зоопарке?

- Игра «Рассели животных»

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают – как? куда?

Помогите, детвора!

- Ребята, я вам предлагаю расселить животных в свои дома. Если в слове вы слышите звук С, то ставьте картинку рядом с символом звука С. А если в слове слышится звук З, то ставьте картинку рядом с символом звука З.

- Молодцы, ребята. Зоопарк у нас необычный, потому что живут там разные животные, и все они дружат между собой.

- А сейчас выберите себе понравившуюся картинку и положите на стол.

- Мы многое успели сделать и я вам предлагаю немного отдохнуть.

6. Физминутка

Раз, два, три, четыре – топаем ногами.

Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

Руку вытянуть пошире – раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре.

И на месте поскакать

На носок, потом на пятку.

Пять, шесть – тихо сесть.

7. Определение позиции звука в слове :

- Ребята, у нас на столе осталась одна картинка – ёжик. Ё жик предлагает вам следующее задание: нужно определить место звука С или З в названиях животных, которые вы себе выбрали. Звук может стоять в начале слова, середине и конце.

Ходит ёжик вдоль дорожек

От начала до конца.

В слове ёж найти поможет

Место звука беглеца.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.

8. Связь звука с буквой :

- Ребята, животных мы с вами расселили, с заданием ёжика справились, теперь осталось помочь и звукам С и З. У звука С есть домик, который называется буква С (демонстрация буквы и стихотворный текст). Звук З живёт в домике, который называется буква З (демонстрация и стихотворение).

- Ребята, давайте вспомним, чем звуки отличаются от букв?

- У вас на столах лежат конверты, подвиньте их к себе и посмотрите, что у вас там лежит. Правильно, это буквы С и З. А теперь возьмите карандаши и обведите по контуру буквы.

9. Итог занятия (рефлексия) :

- Ребята, ну вот и подошло к концу наше путешествие.

- Где мы сегодня побывали?

- Какие согласные звуки нам помогали в путешествие?

- Давайте мы вспомним характеристику звуков С и З, чем они различаются?

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в рамках родительского собрания «Дифференциация звуков [В]-[В’]» Отдел образования Московского района г. Казани конспект занятия в рамках родительского собрания "Дифференциация звуков В и ВЬ".

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте для детей 5–6 лет «Путешествие в зоопарк» (дифференциация звуков [С]-[З])
Опубликовано: 25 марта 2014 в 11:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД