Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте «Мы — грамотеи!» (старший дошкольный возраст)

НИНА ОСЬКИНА
Конспект НОД по обучению грамоте «Мы — грамотеи!» (старший дошкольный возраст)

Цель: Развитие звуковой культуры речи.

Программные задачи :

Образовательные:

1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

2. Продолжать учить детей различать гласные, согласные звуки.

3. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.

Развивающие:

-развивать фонематическое восприятие и слух;

- развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материалы и оборудование:

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Мы — грамотеи!“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Конверт, письмо, карточка с домом, загадки, картинки для игры «Определи звуки природы»;

Схемы-модели, фишки;

5 ключей и замков;

Сундучок;

Книга Азбука (Букварь);

Магнитофон с записями звуков природы.

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, связь с ИКТ.

Предварительная работа: знакомство с гласными звуками, знакомство с символами гласных звуков, нахождение места звуков в словах, составление звукового анализа.

Методические приё мы: сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок, работа со звуковой моделью слова «дом», беседа – диалог, физкультминутка, словесная игра, работа с картинками, прослушивание звуков природы, анализ, подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

С добрым утром! Здравствуйте!

Воробьи кричат с утра

Всем здоровья мы желаем.

И, конечно же, добра!

/Стук в дверь/

Воспитатель: Ребята! Кто-то стучит в дверь. К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С замками!

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько здесь замочков.

(Дети присаживаются)

А теперь, давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы «Капельки»!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Артикуляционная гимнастика «Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка где нарисовано - что?

Дети: Дом.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове дом. Какой первый

звук?

Дети: Д-д…

Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?

Дети: Зубы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный

Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем согласный звук?

Дети: Синей.

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове дом?

Дети: Д-оооо -м! Звук О

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: О-о-о…

Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный. (работа с моделью)

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный. (работа с моделью)

Воспитатель: Ребята, а куда падает ударение? Какой звук, я произношу сильнее, протяжнее?

Дети: Звук О. (Индивидуальные и хоровые ответы)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга!

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, где мы будем искать второй ключ?

Дети: В книжном уголке.

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

1. Тихо,тихо, как во сне,

Падает на землю (Снег)

2. С неба все скользят пушинки-

Серебристые (Снежинки)

3. Вот веселье для ребят-

Все сильнее (Снегопад)

4. Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (Снежки)

5. Словно в белый пуховик

Нарядился (Снеговик)

6. Рядом снежная фигурка

Эта девочка (Снегурка)

7. На снегу-то, посмотри,-

С красной грудкой (Снегири)

8. Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (Снег)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, к какому времени года относятся вами досказанные слова?

Дети: К зиме.

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже два замка открыты. Устали? Давайте теперь отдохнем. Ребята, кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино.

Воспитатель: Правильно. В сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея :

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Вот и третье задание с третьим ключом. Сейчас мы с вами послушаем звуки природы (птиц, животных). Слушать надо внимательно!

Какие звуки вы услышали? (утка, дятел, волк, курица, кукушка, ручей)

Давайте разделим эти слова на слоги. (Дети делят слова на слоги с помощью руки, подставленной к подбородку).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Все сначала начинаю.

Дети: строительный напольный конструктор - кирпичики. Находят ключ.

Задание №4.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

Игра с мячом.

• Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)

• Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)

• Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)

• Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)

• Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)

• Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвертый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать :

Стоит мокрый Ванек,

А в кудрях - огонек!

Дети: Бальзамин (Ванька-мокрый)

Воспитатель: Где искать нам этот цветок?

Дети: В уголке комнатных растений. (Находят ключ)

Задание №5.

Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание!

Это игра «Магазин».

Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С».

Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М» в начале слова: молоко, масло, макароны, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Азбука!

Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Все молодцы!

Публикации по теме:

Итоговое НОД по подготовке детей обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» Администрация Новоузенского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Дружба» г. Новоузенска.

Конспект НОД «Моя семья» старший дошкольный возраст Конспект НОД «Моя семья» старший дошкольный возраст Цель: формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства.

Конспект НОД «Мы учимся общаться. Телефонный разговор» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД «Мы учимся общаться. Телефонный разговор» (старший дошкольный возраст) разработан воспитателем д/с № 30 "Теремок" г. Рыбинска.

Конспект НОД по ФЦКМ «Герои любимых мультипликационных фильмов» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД по ФЦКМ «Герои любимых мультипликационных фильмов» (старший дошкольный возраст) Цель:Развитие любознательности,интереса к созданию мультипликационных фильмовЗадачи:Формирование коммуникативных ситуаций и обобщение знаний.

Конспект НОД по математике по программе Петерсон «Таблицы» (старший дошкольный возраст) Тема: «Таблицы» Цель: сформировать представление о таблице. Задачи: 1. Образовательная: формировать представление о строке и столбце, первичный.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну профессий» старший дошкольный возраст Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

НОД по познавательному развитию «Все ремесла хороши» (старший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям. Задачи: Обучающие:.

НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст)НОД «Путешествие на морское дно» (старший дошкольный возраст) Цель: Познакомить детей с тем какое значение имеет каждый цвет и какое оказывает влияние на физическое и эмоциональное состояние человека.

Рекомендации по структуре занятия по обучению элементам грамоты (старший дошкольный возраст) Этапы: 1. Артикуляционная / речевая гимнастика 2. Повторение прошлого материала /дополнение или продолжение 3. Новый материал: - звук, артикуляция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Мы — грамотеи!» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 1 марта 2018 в 20:22
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД