Лидия Черноусова
Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем звукам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель Черноусова Л. В.
МАДОУ д/с комбинированного вида № 87 «Кораблик»
Тема: «Поможем звукам»
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Поможем звукам“» размещена в разделах
Цель: учить детей называть слова с заданным звуком, продолжать обучение звуковому анализу слов, умению различать гласные и согласные звуки, делению слов на слоги, определению места звука в слове, упражнять в составлении схем слова, развивать мышление и речь детей, воспитывать желание оказывать помощь игровому персонажу.
Оборудование: письмо, конверты с заданиями, в них же части рисунка (что поможет открыть дверцу и выпустить звуки, листы бумаги в крупную клетку, простые и цветные карандаши, картина «Петрушка – почтальон», сундучок со спрятанным «Букварём», игрушка Буратино, буквы.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям большой конверт.
Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Это письмо из страны звуков. Хотите узнать, что там написано? Сейчас я открою его и прочитаю. (Можно, чтобы ребенок прочитал).
Письмо от звуков :
Здравствуйте, ребята! Пишут вам звуки. Вы нас всех знаете. Страна звуков, в которой мы живем, находится в книге. Эта книга называется «Букварь». Её мог взять каждый ребенок, почитать, выполнить вместе с воспитателем задания. А теперь эту книгу похитил злой Карабас-Барабас. Он спрятал её в чулане и запер дверь на ключ. Ребята, помогите нам, пожалуйста! Карабас-Барабас обещал нас отпустить, если вы, ребята, справитесь со всеми заданиями, которые он приготовил.
Дети, поможем освободить звуки?
Посмотрите, в конвертах лежат задания от Карабаса-Барабаса.
Задания. Я приготовил для вас 6 конвертов с заданиями. В каждый конверт вложен кусочек изображения какого-то предмета. Если вы правильно выполните все задания и соберете все части, то увидите изображение целиком. И тогда я отпущу звуки, верну «Букварь» на место.
Ребята, я предлагаю открыть конверт с первым заданием. Перед нами картина «Петрушка-почтальон». Нужно внимательно посмотреть на неё и назвать как можно больше слов со звуком Д. (Дом, деревня, деревья, дуб, дорожка, подружки, дети, девочки, Даша, лебеди, ведро и т. д.) Дети достают из конверта 1 часть изображения и прикрепляют её на доску. Молодцы, ребята, быстро справились с первым заданием.
А теперь второе. Необходимо определить, есть ли звук Ж в словах. Если звук есть, то вы поднимаете руки вверх, а если нет этого звука, то вы топаете ногами.
Заяц, жираф, сук, жук, лягушка, жаба, рыба, жабры, нога, ужалить, жердочка, сжигать, желудь, пчела, жало, ужасный. (После выполнения задания достают вторую часть изображения).
Следующее задание. Нужно разделить слова на слоги, прохлопать столько раз, сколько слогов в слове. Молоко, чай, сок, машина, стол, трактор, попугай, брюки, окно, диван. Молодцы, вот и третья часть изображения у нас есть.
Но впереди у нас еще более сложные задания. А вы устали, давайте немного отдохнем и сделаем разминку вместе с Буратино.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл –
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
(слова сопровождаются движениями)
Ручки-ножки размяли, а теперь давайте разомнем свой язычок и проведем музыкальную паузу. Кто мне скажет, какие звуки мы можем петь? (гласные). Воспитатель показывает детям буквы, они их поют.
А-А-А-У-У-У-И-И-И-О-О-О-У-А-У-А-А-У-А-У-И-А-И-А
В конце воспитатель показывает согласную букву. Дети должны объяснить, что этот звук согласный и мы не можем его петь.
Четвертое задание – игра «Звук потерялся».
В зоопарке живет с…он,
Словно дом огромен он. (слон)
Мы от страха все притихли
На арену вышли …игры. (тигры)
Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие к…ошки. (крошки)
Подарили нам игрушки
Целый день стреляли …ушки. (пушки)
Нам темно, мы просим папу
Нам включить поярче ла…пу. (лампу)
(Достают из конверта следующий фрагмент).
Вот мы и дошли с вами до дома Карабаса-Барабаса. Но, чтобы войти в дом, нам надо зарегистрироваться. На листочках вы должны напечатать свое имя, а внизу сделать схему своего имени. Но сесть нужно за тот стол, где лежит первая буква вашего имени. (Дети достают следующую часть рисунка).
Осталось выполнить последнее задание. Разгадать ребус: в квадраты вписываем первый звук рисунка, затем читаем слово, которое получилось – ключ.
(Достают последний фрагмент и собирают рисунок целиком).
Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями Карабаса-Барабаса, нашли золотой ключик и теперь можете открыть дверцу, за которой спрятан Букварь со страной звуков. (Дети открывают сундучок, достают из него книгу).
Расскажем звукам, как мы спасли их? Какие задания пришлось нам выполнить? В благодарность от звуков дети получают значки «Юным граммотеям». Воспитатель предлагает во второй половине дня написать звукам письмо, рассказать о своих успехах.