Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Твёрдый и мягкий звуки [М], знакомство с буквой М»

Наталья Тугужекова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Твёрдый и мягкий звуки [М], знакомство с буквой М»

Цель: продолжать знакомить детей с согласным звуком (М) и буквой (М).

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить понятие «согласный звук»;

-Учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и «мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах;

- Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова;

Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы.

- Упражнять в умении делить слова на слоги, составлять схему предложения;

- Познакомить с буквой М.

Развивающие:

- Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.

-Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

Воспитательные:

- Воспитыватьинтерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.

Словарная работа:

активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,

Методы и приемы:

Наглядные:

1. Демонстрационный материал (рюкзак,игрушки: мяч, головоломка, мишка, пирамидка; альбом, фломастеры; домик – «Буквоград», демонстрация слайдов).

Словесные:

1. Художественное слово (загадка);

2. Указание;

3. Объяснение;

4. Рефлексия собственной деятельности.

Игровые:

1. Дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Поймай звук»;

2. Игровое упражнение «Определи место звука в слове», «Составь слово», «Опиши звук М», «Деление слов на слоги».

Методы повышения познавательной активности:

1. Метод вопросов.

2. Метод классификации.

Методы повышения эмоциональной активности:

1. Игровой прием «Научим Вику играть со звуками М и МЬ».

Предварительная работа:

1. Предшествующая НОД.

2.Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».

3.Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».

4. Разучивание физминутки «Ты давай-ка не ленись!».

Материалы и оборудование:

1.Демонстрационный материал:рюкзак, игрушки (мяч, головоломка, мишка, пирамидка, альбом, фломастеры, домик – «Буквоград», предметные картинки (дом, мак, пирамида, мёд, мальчик, малина, видеоролик «Знакомство с буквой М».

2.Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный, прямоугольники для составления схемы предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.

3. Телевизор, ноутбук.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель привлекает внимание детей:

В: Друзья, вы растете и становитесь большими, поэтому осенью вас ждет школа. Моя дочка Вика тоже скоро пойдет в школу, и мы даже купили ей портфель. Вот такой. Вика на радостях даже сложила в него все то, что посчитала нужным для школы. Хотите узнать, что в нем?

Игра «Угадай на ощупь»(Сидя в кругу)

- Давайте поиграем в знакомую игру – нужно с закрытыми глазами угадать, что находится внутри.

Дети по желанию выходят и определяют предметы – мяч, фломастеры, альбом, головоломка, пирамида, мишка (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук м).

-Как вы думаете, какие предметы Вике и вам пригодились бы в школе?

Д: Альбом и бумага.

В: Что объединяет названия всех этих предметов?

Д: В названиях всех этих предметов есть звук М.

В: Ребята, теперь я догадалась – Вика сложила в портфель эти предметы, потому что любит звук М, ведь именно с этого звука начинается самое главное для нее слово – Мама. Но Вика еще ничего не знает об этом звуке. А мы с вами знаем! Может, вы ей о нем расскажете? А Юлия Викторовна нам поможет – снимет для Вики на видеокамеру наши рассказы о звуке М. Согласны? Вставайте в круг.

Игровое упражнение (с мячом) «Опиши звук М»

В: Это гласный или согласный звук?

Д: Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду.

В:Звук М звонкий или глухой?

Д: Звонкий. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно услышать, что в звуке М есть голос, значит он звонкий.

В: Каким может быть звук М?

Д: Твердым или мягким.

Игра в кругу «Поймай звук»

В:Сейчася буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот так (показываю-хлопаю)только те слова, в которых есть твердый звук М.Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мёд, матрешка, бумага.

В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М’.Слова: Миша, матрешка, медведь, Маша, лес, мёд, машина. (Дети хлопают)

В: Ребята, а мне бы очень хотелось, чтобы Вика научилась играть со звуком М с помощью звуковых карточек. Покажем, как мы с вами это умеем?

Д: Да, покажем!

В: Приглашаю вас занять место за столами.

(Дети рассаживаются за столы)

Игровое упражнение «Определи место звука в слове»

В: Ребята, у вас на столах находятся квадраты красного, синего и зелёного цвета. Покажите мне, квадратом какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).

В: Молодцы, а квадратом какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).

В: Поиграем в игру «Определи место звука в слове»?

Д: Поиграем.

В: Ребята, будьте очень внимательны! Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова находится звук М.Слова: мак, дом, пирамида.

Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски.

В: Все справились с заданием? Правильно определил место звука М в слове мак (дом, пирамида) Никита? Кто согласен с Никитой – покажите знак согласия.

Игровое упражнение «Составь слово»

В: Мы уже умеем составлять слова из звуков, давайте научим Вику этой игре.

Загадаю вам загадку

Вкусный он и очень сладкий

Быть здоровым помогает

Его пчелы собирают (мед)

(На экране - картинка «мёд»).

В: Предлагаю составить это слово на звуковых карточках.

Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - за столами. Дети выкладывают слово мёд из квадратов (зелёный, красный, синий).

В: А сейчас мы научим Вику делить слова на слоги.

Игровое упражнение «Деление на слоги»

Педагог показывает слайд с предметом (мёд, мальчик, малина).

В: Посмотрите на экран, что мы видим?

Д: Мед!

В: Это слово длинное или короткое?

Д: Короткое.

В: Сколько слогов в слове мёд?

Д: Один.

В: Давайте «прохлопаем» слово мёд. (Хлопают по количеству слогов)

Дети определяют количество слогов во всех трех словах.

Воспитатель предлагает посмотреть на экран (слайд с предметами: малина и мальчик).

В: Теперь из этих слов нужно составить предложение. Что сделал мальчик?

Д: Мальчик съел малину.

В: Сколько слов в этом предложении? Прохлопаем.

Дети с помощью хлопков считают количество слов в предложении.

В: Правильно, три. Выложите на столе схему предложения из трех слов.

Один ребенок выполняет задание у доски.

В: Что можно сказать про мальчика?

Д: Маленький, красивый и т. д.

В: Давайте добавим это слово в предложение.

Д: Маленький мальчик съел малину.

В: Добавьте слово на столе.

В: Ребята, предлагаю подвигаться - выполнить разминку. (Стоя у столов.)

Физминутка:

Ты давай-ка, не ленись!

Руки вверх и руки вниз.

Взмахи делай чётче, резче.

Тренируй получше плечи.

(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять – вверх- назад.)

Корпус вправо, корпус влево –

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

(Повороты корпуса в стороны.)

На одной ноге стою,

А другую подогну!

И теперь попеременно

Буду поднимать колени.

(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели.

(Дети садятся.)

Знакомство с буквой.

В: Друзья, хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки М и М’?

Просмотр видеоролика «Буква М».

В: Давайте нарисуем букву М в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе). Обведем пальчиком букву М (на столах у детей приготовлены буквы, изготовленные из наждачной бумаги) .А теперь выложите букву М из счетных палочек.

Заселение буквы М в «Буквоград».

В: Сегодня мы познакомились с новой буквой, предлагаю поселить её в «Буквоград».

В: Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание. Посмотрите внимательно на картинки, все они начинаются на звук М или М’. Вам нужно обвести предметы синим или зелёным карандашом. Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с твердого звука М?

Д: Карандашом синего цвета.

В: Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с мягкого звука М’?

Дети выполняют письменное задание.

Итог:

В: Спасибо, Юлия Викторовна, за помощь. Я думаю, Вика будет очень рада нашему видеописьму!

Дети с воспитателем проходят на ковёр.

В: Как вы думаете, что Вика узнает о звуке М? В какие игры мы учили играть Вику?

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Библиотека изображений:
  • Лексика
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Твёрдый и мягкий звуки [М], знакомство с буквой М»
Опубликовано: 25 января 2021 в 05:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Детский мастер-класс по конструированию из цветной бумаги объёмной игрушки «Цыпленок»
В известной поговорке говорится, что цыплят по осени считают. Но прежде чем считать цыплят, их нужно завести или сделать, как предлагают наши София и Руслан....
Фото отчёт о совместном творчестве детей с педагогами к 8 Марта
Ежегодно 8 Марта отмечается замечательный праздник весны – Международный женский день. В преддверии Международного женского дня 8 Марта с приходом...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей...
г. Заволжск Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» Проект реализуется с детьми 3 лет. Направленность: экологическое...