Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы Р»

Наталья Осокина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы Р»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «В гостях у буквы Р»

Цель: закреплять знания, умения и навыки, сформированные на обучении грамоте

Задачи:

Образовательные:

познакомить со звуками [Р] и [Рь];

упражнять в анализе звуков по акустическим и артикуляционным признакам;

упражнять в дифференциации твердого и мягкого звуков [Р] и [Рь];

обучать навыкам звукового анализа (определение места звука в слове);

познакомить с буквой Р;

совершенствовать навык чтения слогов и слов с буквой Р.

Развивающие:

развивать слуховое восприятие и память

развивать фонематические процессы;

развивать мыслительные процессы.

Воспитательные:

прививать любовь к русскому языку;

воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Письмо-приглашение, «Волшебный платок», домики звуков (гласных и согласных, сигналы (синий и зеленый, картинки с изображением игрушек со звуками [Р] и [Рь], слоговые и звуковые схемы слов, изображения цветов (астра, роза, ирис, буква Р, фонограмма для физ. паузы, презентация (картинки с изображениями «На что похожа буква», слоги, буквы для составления слов, схемы предложений, листы с домашним заданием.

Ход занятия

1. Орг. момент

Цель: заинтересовать детей, дать положительный настрой на занятие. ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков

Л. читает приглашение. «Дорогие ребята! Приходите ко мне в гости, будем вместе играть! Ваша буква Р!».

- Ребята, вы хотите оказаться в Стране букв? Тогда вставай ближе друг к другу, я накрою вас «волшебным» платком, произнесем волшебные слова и окажемся в гостях у буквы Р.

2. Сообщение темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков [Р] и [Рь].

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

- Мы оказались в Стране звуков. Посмотрите, какие домики! Здесь живут звуки! Как нам узнать, в каком доме живут звуки [Р] и [Рь]? (надо определить, есть преграда для воздушной струи или нет).

- Какие преграды может встретить воздушная струя? (губы, зубы и язык)

- Возьмите зеркальца и произнесите звук [Р]? (дети произносят)

- Губы мешают? Зубы? А язычок? Что он делает? Где дрожит язычок? (за верхними зубами)

- Какой можно сделать вывод? (звук [Р]- согласный)

- Найдите портрет звука [Р]. Почему вы выбрали этот портрет? (Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый).

- Найдите мягкого братца [Рь]. Опишите его портрет (согласный, звонкий, мягкий).

- В домике какого цвета живут эти звуки? (синий с зеленой крышей).

- Объясните свой выбор? (Звуки [Р] и [Рь]– согласные).

4. Слуховая дифференциация

Цель: развитие фонематического восприятия, упражнять в дифференциации мягкого и твердого согласных звуков [Р] и [Рь].

- Ребята, давайте определим, кто какую одежду и обувь носят.

(рубашка, шорты, брюки, свитер, ремень, ветровка, куртка, берет, кроссовки) – сигналы синий и зеленый. Логопед называет слова, дети поднимают соответствующие сигналы.

5. Игра «Магазин»

Цель: развитие фонематических процессов, отбор картинок с заданным звуком определение позиции звука в слове.

В гости принято ходить с подарками. Зайдем в магазин, выберем для буквы игрушки.

- Выбираем игрушки со звуками [Р] или (картинки: пирамидка, робот, грузовик, кукла, мячик, юла, шарики, вертолет, ручка, лопатка, ракета, ракетка и др.)

6. Определение места звука в слове (положить игрушки в коробку, определив место звука в слове - начало, середина или конец).

- Положите игрушки в коробку. Сначала те игрушки, название которых начинается на звук [Р] или [Рь], затем со звуком [Р] или [Рь] в середине, потом в конце.

7. Звуковой анализ слова.

- У звуков [Р] и [Рь] около дома сад. Хотите отгадать, какие цветы у них самые любимые? Слушайте загадки!

Зацвели в саду кусты –

Как прекрасны их цветы!

Тонкий, нежный аромат

Наполняет летом сад.

И до самого мороза

Будет радовать нас. (роза).

Когда наступит осень,

И дышат холода.

На клумбе ярко светит

Последняя звезда.

Название цветочка

Напишем с буквы «А»,

Закончим сложным слогом

Как у «мотора» - «тра». (Астра)

В саду есть петушок -

Лиловый гребешок,

А хвостик - боевой,

Сабелькой кривой. (Ирис)

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение —

И превращаюсь я в конфету.

- Запишите слово «ирис» схемой

- Сколько частей в слове? (дети хлопают в ладоши, определяют количество слогов) - 2

- Разделим слово на две части.

- Хлопните первую часть. (И)

- Сколько слышите звуков? (один) Какой гласный звук? [И] Запишите. И

- Хлопните вторую часть. (РИС)

- Сколько слышите звуков? (три) Какой гласный звук? [И] Запишите. И И

- Определите, на какой звук падает ударение в слове «ирис» (зовем к себе….)

- Дети определяют (на первый).

- Попробуйте поставить ударение на второй слог «ирис». Что такое «ирис»? (конфета)

- Какой вывод можно сделать? (от ударения зависит смысл слова)

- Подберите схему каждого слова

(ИРИС, РОЗА, АСТРА)

- Отгадайте, название цветка, которое я загадала (показываю схему слова руками: слияние согласный-гласный – ладони вместе закрыть в «замок»; отдельный гласный – открытая ладонь (нет преграды воздушной струе); согласный – пальцы вместе – преграда) Дети определяют.

8. Физ. пауза

Цель: снятие усталости, напряжения; внесение эмоционального заряда; совершенствование общей моторики; выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью.

9. Знакомство с буквой

Цель: определить связь звука с его графическим образом

Как запомнить букву «Р»?

Каждый может, например,

Руку на бочок подставить

И друг другу Р представить. (Дети изображают букву)

Буква «Р» - на мачте парус

Вдаль плывет, небес касаясь

- Дрожу от страха до сих пор!-

воскликнуло полено.

- Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

8. Прописать букву в воздухе, на спине друг друга

9. Чтение слогов

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

РА, РО, РУ, РЫ, РИ (Цветные буквы на экране)

10. Тренировка чтения слогов

11. Составление слов.

Дети из мешочка достают букву, собираются в группы по цвету обратной стороны карточки и составляют слов (ирис, роза, астра).

12. Составление предложений с данными словами по схемам.

(Схемы на доске)

Анализ схемы предложений.

- Сколько предложений? (2)

- Сколько слов в первом предложении? (4) На каком месте стоит главное слово? (На первом)

- Слово-помощник? (на 4-м) Какое слово стоит на третьем месте? (маленькое слово «НА»)

- Чем второе предложение отличается от первого? (у второго предложения на 3-м месте маленькое слово «В».

Составьте предложения к данным схемам. (Розы растут в саду. Ирисы растут на клумбе. и т. п.)

13. «Возвращение в детский сад» (Волшебный платок)

- Ребята, буква Р оставила нам на память свою фотографию, только она не цветная. Предлагаю вам раскрасить букву Р и выполнить задания, которые даны на этом листе (заштриховать букву, найти все буквы Р, определить место звука Р в слове и раскрасить соответствующий квадрат и лр.)

14. Итог.

- Что нового узнали? Когда было трудно? Какое задание было интересным?

Прикреплённые файлы:

bukva-r_0bdua.pptx | 1626,61 Кб | Скачан: 8
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в 1 классе «Буквы У, у» Тема: «Буквы У, у» Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Учебник: Т. М. Андрианова Букварь УМК «Планета знаний» – М. :.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р’» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р.» Подготовила: Рыбакова Галина Вадимовна.

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе «В гостях у фиксиков» Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе «В гостях у фиксиков» Образовательные задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «А ну-ка, читай-ка» Программное содержание: I. Развивать способность детей ориентироваться в звуковой действительности языка: 1. Называть слова с заданным звуком;.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Автор: Е. В. Семенова,.

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звуки [н], [н’], буквы Н, н» с детьми 6–7 лет 1. Цель занятия: познакомить со звуками [н], [н]; научить писать буквы Н, н. 2. Программное содержание: 2.1. Образовательные задачи: • формировать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение» Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа) Тема занятия:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «На рыбалке. Буквы К, к» Тема: «На рыбалке. Буквы К, к» Цель: развитие речи 1. Задачи обучающие: - закреплять навык различения гласных и согласных звуков; - формировать.

Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у старичка-боровичка» по подготовке к обучению грамоте Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». Цель: продолжать развивать навыки звукового анализа (выделение в словах.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамоте учиться — всегда пригодится» Цель занятия: помочь детям в игровой форме освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы Р»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 22:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Проект «Лэпбук — детям друг!» в первой младшей группе
( СЛАЙД 1) Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...