Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы Р»

Наталья Осокина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы Р»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «В гостях у буквы Р»

Цель: закреплять знания, умения и навыки, сформированные на обучении грамоте

Задачи:

Образовательные:

познакомить со звуками [Р] и [Рь];

упражнять в анализе звуков по акустическим и артикуляционным признакам;

упражнять в дифференциации твердого и мягкого звуков [Р] и [Рь];

обучать навыкам звукового анализа (определение места звука в слове);

познакомить с буквой Р;

совершенствовать навык чтения слогов и слов с буквой Р.

Развивающие:

развивать слуховое восприятие и память

развивать фонематические процессы;

развивать мыслительные процессы.

Воспитательные:

прививать любовь к русскому языку;

воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Письмо-приглашение, «Волшебный платок», домики звуков (гласных и согласных, сигналы (синий и зеленый, картинки с изображением игрушек со звуками [Р] и [Рь], слоговые и звуковые схемы слов, изображения цветов (астра, роза, ирис, буква Р, фонограмма для физ. паузы, презентация (картинки с изображениями «На что похожа буква», слоги, буквы для составления слов, схемы предложений, листы с домашним заданием.

Ход занятия

1. Орг. момент

Цель: заинтересовать детей, дать положительный настрой на занятие. ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков

Л. читает приглашение. «Дорогие ребята! Приходите ко мне в гости, будем вместе играть! Ваша буква Р!».

- Ребята, вы хотите оказаться в Стране букв? Тогда вставай ближе друг к другу, я накрою вас «волшебным» платком, произнесем волшебные слова и окажемся в гостях у буквы Р.

2. Сообщение темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков [Р] и [Рь].

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.

- Мы оказались в Стране звуков. Посмотрите, какие домики! Здесь живут звуки! Как нам узнать, в каком доме живут звуки [Р] и [Рь]? (надо определить, есть преграда для воздушной струи или нет).

- Какие преграды может встретить воздушная струя? (губы, зубы и язык)

- Возьмите зеркальца и произнесите звук [Р]? (дети произносят)

- Губы мешают? Зубы? А язычок? Что он делает? Где дрожит язычок? (за верхними зубами)

- Какой можно сделать вывод? (звук [Р]- согласный)

- Найдите портрет звука [Р]. Почему вы выбрали этот портрет? (Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый).

- Найдите мягкого братца [Рь]. Опишите его портрет (согласный, звонкий, мягкий).

- В домике какого цвета живут эти звуки? (синий с зеленой крышей).

- Объясните свой выбор? (Звуки [Р] и [Рь]– согласные).

4. Слуховая дифференциация

Цель: развитие фонематического восприятия, упражнять в дифференциации мягкого и твердого согласных звуков [Р] и [Рь].

- Ребята, давайте определим, кто какую одежду и обувь носят.

(рубашка, шорты, брюки, свитер, ремень, ветровка, куртка, берет, кроссовки) – сигналы синий и зеленый. Логопед называет слова, дети поднимают соответствующие сигналы.

5. Игра «Магазин»

Цель: развитие фонематических процессов, отбор картинок с заданным звуком определение позиции звука в слове.

В гости принято ходить с подарками. Зайдем в магазин, выберем для буквы игрушки.

- Выбираем игрушки со звуками [Р] или (картинки: пирамидка, робот, грузовик, кукла, мячик, юла, шарики, вертолет, ручка, лопатка, ракета, ракетка и др.)

6. Определение места звука в слове (положить игрушки в коробку, определив место звука в слове - начало, середина или конец).

- Положите игрушки в коробку. Сначала те игрушки, название которых начинается на звук [Р] или [Рь], затем со звуком [Р] или [Рь] в середине, потом в конце.

7. Звуковой анализ слова.

- У звуков [Р] и [Рь] около дома сад. Хотите отгадать, какие цветы у них самые любимые? Слушайте загадки!

Зацвели в саду кусты –

Как прекрасны их цветы!

Тонкий, нежный аромат

Наполняет летом сад.

И до самого мороза

Будет радовать нас. (роза).

Когда наступит осень,

И дышат холода.

На клумбе ярко светит

Последняя звезда.

Название цветочка

Напишем с буквы «А»,

Закончим сложным слогом

Как у «мотора» - «тра». (Астра)

В саду есть петушок -

Лиловый гребешок,

А хвостик - боевой,

Сабелькой кривой. (Ирис)

Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение —

И превращаюсь я в конфету.

- Запишите слово «ирис» схемой

- Сколько частей в слове? (дети хлопают в ладоши, определяют количество слогов) - 2

- Разделим слово на две части.

- Хлопните первую часть. (И)

- Сколько слышите звуков? (один) Какой гласный звук? [И] Запишите. И

- Хлопните вторую часть. (РИС)

- Сколько слышите звуков? (три) Какой гласный звук? [И] Запишите. И И

- Определите, на какой звук падает ударение в слове «ирис» (зовем к себе….)

- Дети определяют (на первый).

- Попробуйте поставить ударение на второй слог «ирис». Что такое «ирис»? (конфета)

- Какой вывод можно сделать? (от ударения зависит смысл слова)

- Подберите схему каждого слова

(ИРИС, РОЗА, АСТРА)

- Отгадайте, название цветка, которое я загадала (показываю схему слова руками: слияние согласный-гласный – ладони вместе закрыть в «замок»; отдельный гласный – открытая ладонь (нет преграды воздушной струе); согласный – пальцы вместе – преграда) Дети определяют.

8. Физ. пауза

Цель: снятие усталости, напряжения; внесение эмоционального заряда; совершенствование общей моторики; выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью.

9. Знакомство с буквой

Цель: определить связь звука с его графическим образом

Как запомнить букву «Р»?

Каждый может, например,

Руку на бочок подставить

И друг другу Р представить. (Дети изображают букву)

Буква «Р» - на мачте парус

Вдаль плывет, небес касаясь

- Дрожу от страха до сих пор!-

воскликнуло полено.

- Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

8. Прописать букву в воздухе, на спине друг друга

9. Чтение слогов

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

РА, РО, РУ, РЫ, РИ (Цветные буквы на экране)

10. Тренировка чтения слогов

11. Составление слов.

Дети из мешочка достают букву, собираются в группы по цвету обратной стороны карточки и составляют слов (ирис, роза, астра).

12. Составление предложений с данными словами по схемам.

(Схемы на доске)

Анализ схемы предложений.

- Сколько предложений? (2)

- Сколько слов в первом предложении? (4) На каком месте стоит главное слово? (На первом)

- Слово-помощник? (на 4-м) Какое слово стоит на третьем месте? (маленькое слово «НА»)

- Чем второе предложение отличается от первого? (у второго предложения на 3-м месте маленькое слово «В».

Составьте предложения к данным схемам. (Розы растут в саду. Ирисы растут на клумбе. и т. п.)

13. «Возвращение в детский сад» (Волшебный платок)

- Ребята, буква Р оставила нам на память свою фотографию, только она не цветная. Предлагаю вам раскрасить букву Р и выполнить задания, которые даны на этом листе (заштриховать букву, найти все буквы Р, определить место звука Р в слове и раскрасить соответствующий квадрат и лр.)

14. Итог.

- Что нового узнали? Когда было трудно? Какое задание было интересным?

Прикреплённые файлы:

bukva-r_0bdua.pptx | 1626,61 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в 1 классе «Буквы У, у» Тема: «Буквы У, у» Предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1 Учебник: Т. М. Андрианова Букварь УМК «Планета знаний» – М. :.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р’» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [р] и [р’]. Буквы Р, р.» Подготовила: Рыбакова Галина Вадимовна.

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе «В гостях у фиксиков» Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к группе «В гостях у фиксиков» Образовательные задачи:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «А ну-ка, читай-ка» Программное содержание: I. Развивать способность детей ориентироваться в звуковой действительности языка: 1. Называть слова с заданным звуком;.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы К, К’» Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Автор: Е. В. Семенова,.

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звуки [н], [н’], буквы Н, н» с детьми 6–7 лет 1. Цель занятия: познакомить со звуками [н], [н]; научить писать буквы Н, н. 2. Программное содержание: 2.1. Образовательные задачи: • формировать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР «Звуки и буквы А, У, И, О. Предложение» Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (подготовительная к школе группа) Тема занятия:.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «На рыбалке. Буквы К, к» Тема: «На рыбалке. Буквы К, к» Цель: развитие речи 1. Задачи обучающие: - закреплять навык различения гласных и согласных звуков; - формировать.

Конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у старичка-боровичка» по подготовке к обучению грамоте Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». Цель: продолжать развивать навыки звукового анализа (выделение в словах.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамоте учиться — всегда пригодится» Цель занятия: помочь детям в игровой форме освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • День Победы, 9 мая
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы Р»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 22:53
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Очередной тематический день посвящен главному зимнему символу и обязательному атрибуту новогодних праздников. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать ребенку об этом природном явлении...

Фотоотчет «Осенний утренник в средней группе»
Детский осенний праздник – это море улыбок и веселья. Хоть и говорят, что осень – унылая пора, но дети, как никто другой, способны радоваться золотистым...
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста «Браслет»
Мастер-класс по изготовлению подарка маме из соленого теста "Браслет". Добрый день, уважаемые коллеги! Наступает прекрасный праздник "День Мамы" и...
Конспект занятия по физической культуре «История скакалки» для детей средней группы
Конспект по физической культуре "История скакалки" для детей средней группы МБДОУ детский сад "Березка" филиал детский сад "Солнечный Зайчик" Провела...