Получи документы

Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» в старшей группе

Ярощук Ольга
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» в старшей группе

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе

Тема: Звук [А]. Буква А.

Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.

Оборудование

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [А], Буква „А“ в старшей группе» размещена в разделах

Демонстрационный материал:, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, антенна, альбом, буква А., картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», «, 4-5 музыкальных инструмента, цифры

Раздаточный материал: тетради по обучению грамоте, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. У меня сегодня хорошее настроение и я хочу им, с вами поделится, давайте возьмемся за руки:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Посмотрите что это?

-Конверт.

-Сегодня почтальон принес нам письмо, от куклы Ани. Давайте его прочтем.

«Здравствуйте ребята, меня зовут кукла Аня. Мне очень грустно и не с кем поиграть. Приглашаю вас в гости»

-Ребята пойдем в гости к кукле Ане? Она давно уже нас ждет.

В. : Здравствуй Аня.

А. : Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

В. : Аня, а что у тебя за коробочка?

А. : Это я для вас приготовила, хотите узнать что там?

-Да

В. : Что это? Музыкальные инструменты.

- Аня приготовила их, что бы поиграть с вами в игру «Угадай, на чем играю».

Но прежде чем начать игру, давайте вспомним как называются инструменты и послушаем, как они звучат. (дети слушают звучание, называют инструменты, и педагог убирает их за ширму). Закройте глаза, послушайте и скажите, на каком инструменте играла Аня.

Дети – Аня играла на маракасе… на бубне… на рубеле…и т. д.

-Ребята, что мы с вами сейчас слышали?

-Звуки инструментов.

В. : я вам и Ане хочу рассказать сказку о звуках. Присаживайтесь на стульчики.

-Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи.

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами : А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.

-Давайте отправимся с вами в страну знаний, где узнаем с вами о первом звуке.

Аня: А можно мне с вами, я тоже хочу узнать о первом звуке.

- конечно Аня, давайте все встанем закроем глаза и вместе произнесем волшебные слова: «1-2-3-в стану сказок нас веди»

-Вот мы и попали в страну знаний. Проходим за столы.

Артикуляционная гимнастика.

-Для начала подготовим свой язычок и губки к занятию и выполним упражнения.

-Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем:

- «Улыбка» - «Трубочка»

-«Лопаточка» - «Иголочка»

-Молодцы, отложите зеркала в сторону

Сообщение темы занятия

- и так, сегодня вы узнаете о первом звуке речи.

-А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.

Аист вез из магазина

На своей тележке груз:

Ананасы, апельсины,

Абрикосы и арбуз

Воспитатель выставляет на доске картинки по ходу стихотворения.

Воспитатель: Что привез аист из магазина?

Дети: Аааананасы, Аааапелисины, Аааабрикосы, Ааарбуз

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааананасы?

Дети: [А]

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааапельсины?

Дети: [А];

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааабрикосы?

Дети: [А];

Воспитатель: Какой первый звук в слове ааарбуз

Дети: [А]

Воспитатель: Что общего у всех этих слов?

Дети: Все они начинаются со звука [А]

Уточнение артикуляции звука

Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А]

(воспитатель выставляет картинку произнесения звука)

рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно.

Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный.

Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляется кружок)

Игра «Поймай звук»

-Я вам и кукле Ане предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши. Воспитатель:

О, У, И, А, О, А, И, У, Ы, И, А, О.

-Что я сейчас произносила?

Дети: звуки

Физкультминутка

Руки вверх и в кулачок,

Руки вниз и на бочок

Мы присядем, скажем у-у-у

Мы привстанем, скажем, а-а-а

Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза)

Произношение звуков по схемам

Воспитатель: Звуки можно произносить по – разному. Можно звук [А] произнести громко ААА

А можно тихо. Аааа

Работа по карточкам:

Воспитатель: я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. покажу на большой кружок- произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.

Карточки:

А А А А

___ ___

Воспитатель: А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко)

- Кирилл произнеси звук а долго, коротко.

-А теперь послушаем Сашу,

(воспитатель проводит по дорожке, дети произносят звук)

Пальчиковая гимнастика.

- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

Эта долька — для стрижа. начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда! Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

Работа на раздаточных листах.

- Ребята, А теперь я вам дам листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

Знакомство с буквой А.

- Ребята, посмотрите, что здесь изображено. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.

Буква А из пальчиков : указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

- Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.

- Ребята, А теперь я вам дам листочки с заданиями.

- Найдите букву А на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?

-Следующее задание. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Соедините с буквой А те предметы, названия которых начинаются со звука [а].

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].

Запомните! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

-Пришло время возвращаться нам обратно, встали стульчики задвинули и подошли ко мне, закроем глаза и вместе произнесем волшебные слова:

«1-2-3- из станы сказок нас веди»

Вот мы вернулись домой к Ане:

Спасибо ребята, мне было с вами очень весело и интересно, и я для вас приготовила подарок.

Спасибо Аня нам пора возвращаться к себе.

До свидания.

Итог занятия.

- Ребята, к кому в гости мы с вами ходили? (кукла Аня)

- Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])

- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].

- А с какой буквой мы познакомились?

- Каким цветом обозначается звук [а]?

- Что понравилось больше всего?

- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С»Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звук [С] и буква «С» Цели занятия: Обучающие: • Познакомить детей со звуком и буквой «С» • Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

«Звук и буква И». Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи«Звук и буква И». Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте и развитию речи Цель: создание условий для ознакомления со звуком и буквой И. Задачи: Обучающие: • познакомить с буквой и гласным звуком «И», с печатным.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» в старшей группе
Опубликовано: 15 мая 2025 в 23:48
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ярощук Ольга (УИ 2502925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных