Ярощук Ольга
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [А]. Буква «А» в старшей группе
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Тема: Звук [А]. Буква А.
Цели: учить четко произносить звук [а]; учить выделять звук [а] из ряда гласных, из начала слова; знакомство с буквой «А»; понятием гласный звук. Развивать звуковое внимание, фонематическое восприятие, умение контролировать движения руки глазами.
Оборудование
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [А], Буква „А“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Демонстрационный материал:, ананасы, абрикосы, арбуз, апельсины, антенна, альбом, буква А., картинка произнесения звука [А] схемы произнесения звуков – «Громко-тихо», «, 4-5 музыкальных инструмента, цифры
Раздаточный материал: тетради по обучению грамоте, цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. У меня сегодня хорошее настроение и я хочу им, с вами поделится, давайте возьмемся за руки:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
-Посмотрите что это?
-Конверт.
-Сегодня почтальон принес нам письмо, от куклы Ани. Давайте его прочтем.
«Здравствуйте ребята, меня зовут кукла Аня. Мне очень грустно и не с кем поиграть. Приглашаю вас в гости»
-Ребята пойдем в гости к кукле Ане? Она давно уже нас ждет.
В. : Здравствуй Аня.
А. : Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.
В. : Аня, а что у тебя за коробочка?
А. : Это я для вас приготовила, хотите узнать что там?
-Да
В. : Что это? Музыкальные инструменты.
- Аня приготовила их, что бы поиграть с вами в игру «Угадай, на чем играю».
Но прежде чем начать игру, давайте вспомним как называются инструменты и послушаем, как они звучат. (дети слушают звучание, называют инструменты, и педагог убирает их за ширму). Закройте глаза, послушайте и скажите, на каком инструменте играла Аня.
Дети – Аня играла на маракасе… на бубне… на рубеле…и т. д.
-Ребята, что мы с вами сейчас слышали?
-Звуки инструментов.
В. : я вам и Ане хочу рассказать сказку о звуках. Присаживайтесь на стульчики.
-Мы слышим много разных звуков – шум проезжающей машины, шелест листьев, пение птиц, звуки музыки – это все неречевые звуки, а еще есть звуки речи. Я говорю, а вы меня слышите. Это звуки речи.
Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.
А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами : А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю,Е.
Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б,В,Г,Д,Ж,З,Й,К,Л,М,Н,П,Р,С,Т,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ.
Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.
Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узнавать все звуки и правильно их произносить.
-Давайте отправимся с вами в страну знаний, где узнаем с вами о первом звуке.
Аня: А можно мне с вами, я тоже хочу узнать о первом звуке.
- конечно Аня, давайте все встанем закроем глаза и вместе произнесем волшебные слова: «1-2-3-в стану сказок нас веди»
-Вот мы и попали в страну знаний. Проходим за столы.
Артикуляционная гимнастика.
-Для начала подготовим свой язычок и губки к занятию и выполним упражнения.
-Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем:
- «Улыбка» - «Трубочка»
-«Лопаточка» - «Иголочка»
-Молодцы, отложите зеркала в сторону
Сообщение темы занятия
- и так, сегодня вы узнаете о первом звуке речи.
-А вот о каком, вы догадаетесь, послушав стихотворение.
Аист вез из магазина
На своей тележке груз:
Ананасы, апельсины,
Абрикосы и арбуз
Воспитатель выставляет на доске картинки по ходу стихотворения.
Воспитатель: Что привез аист из магазина?
Дети: Аааананасы, Аааапелисины, Аааабрикосы, Ааарбуз
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааананасы?
Дети: [А]
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааапельсины?
Дети: [А];
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааабрикосы?
Дети: [А];
Воспитатель: Какой первый звук в слове ааарбуз
Дети: [А]
Воспитатель: Что общего у всех этих слов?
Дети: Все они начинаются со звука [А]
Уточнение артикуляции звука
Воспитатель: Давайте все вместе произнесем звук [А]
(воспитатель выставляет картинку произнесения звука)
рот открыт широко. Струя воздуха выходит свободно.
Если струя воздуха не встречает во рту преграду – этот звук-гласный.
Звук [А] гласный. Повторите. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. (Выставляется кружок)
Игра «Поймай звук»
-Я вам и кукле Ане предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук [А] – хлопните в ладоши. Воспитатель:
О, У, И, А, О, А, И, У, Ы, И, А, О.
-Что я сейчас произносила?
Дети: звуки
Физкультминутка
Руки вверх и в кулачок,
Руки вниз и на бочок
Мы присядем, скажем у-у-у
Мы привстанем, скажем, а-а-а
Нам пора уж за дела. (повторить 2 раза)
Произношение звуков по схемам
Воспитатель: Звуки можно произносить по – разному. Можно звук [А] произнести громко ААА
А можно тихо. Аааа
Работа по карточкам:
Воспитатель: я буду показывать вам на кружки, а вы будете произносить звук [А]. покажу на большой кружок- произнесете громко, покажу на маленький – произнесете тихо.
Карточки:
А А А А
___ ___
Воспитатель: А еще звук можно произносить долго ааааааааааааааа, (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук долго) а можно произносить коротко. А. (воспитатель произносит звук и проводит указкой по дорожке и произносит звук коротко)
- Кирилл произнеси звук а долго, коротко.
-А теперь послушаем Сашу,
(воспитатель проводит по дорожке, дети произносят звук)
Пальчиковая гимнастика.
- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька — для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
Работа на раздаточных листах.
- Ребята, А теперь я вам дам листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].
Знакомство с буквой А.
- Ребята, посмотрите, что здесь изображено. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков : указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
- Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
- Ребята, А теперь я вам дам листочки с заданиями.
- Найдите букву А на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
-Следующее задание. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Соедините с буквой А те предметы, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].
Запомните! Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
-Пришло время возвращаться нам обратно, встали стульчики задвинули и подошли ко мне, закроем глаза и вместе произнесем волшебные слова:
«1-2-3- из станы сказок нас веди»
Вот мы вернулись домой к Ане:
Спасибо ребята, мне было с вами очень весело и интересно, и я для вас приготовила подарок.
Спасибо Аня нам пора возвращаться к себе.
До свидания.
Итог занятия.
- Ребята, к кому в гости мы с вами ходили? (кукла Аня)
- Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])
- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].
- А с какой буквой мы познакомились?
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.