Марина Зубарева
Дифференциация звуков [п]-[б]. Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед : Зубарева М. Л.
Конспект НОД по обучению грамоте
в старшей логопедической группе
для детей с ОНР
Тема: Дифференциация звуков П и Б.
Публикация «Дифференциация звуков [п]-[б], Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Учить дифференцировать звуки П и Б в слогах, словах. Фразах.
Закреплять умение определять место звука П в словах.
Упражнять в образовании относительных прилагательных, родительного падежа множественного числа имён существительных.
Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: сигнальчик синего цвета (круг на палочке, с одной стороны изображение колокольчика); игрушки– бычок, павлин, попугай, бабочка, бусы, бубен, пальма, подсолнух, панама, подушка; пластиковые баночки с изображением овощей и фруктов; пакеты с бубликами, бусами, пастилой, пуговицами, бананами, бабочками, платочками.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети стоят вокруг стола, на котором игрушки бычок и павлин.
Логопед :
- Ребята, сегодня нас пригласили на день рождения бычок и павлин. Два именинника в один день. Какой первый звук в слове БЫЧОК? (Б). А в слове ПАВЛИН? (П). Именинники хотят узнать побольше о своих звуках. Давайте мы им расскажем. Садитесь на свои места.
2. Сравнение звуков П и Б по артикуляции и характерным признакам.
Логопед :
- Посмотрите в зеркало, одинаково ли положение губ, когда мы произносим звуки П и Б? Что происходит с губами? (они смыкаются). Чем ещё похожи звуки П и Б? (они согласные, твёрдые). Положите руку на горлышко и произнесите звук Б. Дрожит ли горлышко? Значит звук Б… звонкий. А теперь произнесите звук П. Какой он? (глухой). Чем же отличаются звуки П, Б?
3. Дифференциация звуков П и Б на слух в словах.
Логопед произносит слова, а дети должны поднять сигнальчик для звука Б с колокольчиком, для П – без колокольчика.
Лексический материал: пушка, ботинки, помада, поезд, банан, полотенце, булка, будильник, помидор.
4. Воспроизведение слоговых рядов.
Логопед :
- Бычок был в хорошем настроении и напевал песенки (дети повторяют за логопедом) : па-ба-ба, по-бо-бо, ба-ба-па, бо-бо-по.
А павлин был грустный и бормотал: пы-бы-пы, пу-бу-пу…
5. Произнесение звуков П, Б в словах.
Логопед :
- Ребята, знаете почему павлин грустит? Потому, что его любимый друг попугай живёт в далёкой Африке и не может попасть на день рождения. Давайте поможем попугаю поскорее добраться к павлину. У меня есть волшебный платок, он нас перенесёт в Африку. Подойдите ко мне, закройте глаза, а я вас накрою волшебным платком: «бай-пай-вай – глаза открывай!». Убирается ширма (занавес, появляется пальма и предметы со звуками П,Б. Вот мы и в Африке. Посмотрите вокруг, назовите предметы со звуком Б. А теперь назовите слова со звуком П.
6. Образование относительных прилагательных.
Логопед :
- Где же попугай? (под пальмой).
Попугай приготовил для друзей угощения. Логопед показывает баночки с изображением овощей и фруктов.
Икра из кабачков. Как она называется? (кабачковая).
Икра из баклажанов…баклажановая.
Салат из капусты – капустный.
Повидло из яблок – яблочное.
Компот из бананов – банановый.
7. Массаж ладоней грецким орехом.
Логопед :
- Попугаю для торта нужно измельчить орехи, давайте поможем ему.
Мы орешек трём, трём, - прокатывание ореха между ладошками.
Мы орешек крутим. - круговые движения.
Разомнём, измельчим, - сдавливание ореха между ладонями.
Попугаю отдадим. - высыпают орехи в корзину.
8. Определение места звука П в словах.
Появляется Бармалей: «Я кровожадный, я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей.
Я не отдам вам попугая, пока вы не определите место звука П в моих словах : помидор, укроп, капуста. Показывает овощи.
Ну, молодцы, помогли мне разобраться. Берите с собой попугая.
Логопед :
- Ребята, идите под платок, возвращаемся домой: бай-пай-вай – глаза открывай!
9. Упражнение в образовании родительного падежа множественного числа имён существительных.
Логопед :
-Вот мы и вернулись к бычку и павлину. Давайте выберем подарки для них. Возьмите пакеты с предметами, в названии которых есть звук П – для павлина, со звуком Б – для бычка. Дети произносят, что и для кого они выбрали (У меня пакет пуговиц для павлина).
10. Итог занятия:
Логопед :
- Какие звуки сегодня путешествовали с нами?