Получи документы

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Кладовая родного края»

Надежда Балабуева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Кладовая родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Путешествие по экологической тропе на тему «Кладовая родного края»

Цель: углубление и совершенствование знаний детей о дарах природы родного края, о ее обитателях

Образовательные задачи:

закреплять знания детей о животных родного края и их ролью в жизни людей и природы

расширить знания детей о деревьях, о значении целебных свойств ягод и лекарственных растений

Развивающие задачи:

развивать зрительное и слуховое внимание, воображение, память

развивать интерес к совместной деятельности, активизировать субъективный опыт детей

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы „Кладовая родного края“» размещена в разделах

развивать эстетический вкус (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить её)

формировать систему экологических знаний и представлений

развивать умение устанавливать связи между природой и человеком, между объектами природы

Воспитательные задачи:

продолжать знакомить с правилами поведения в природе; воспитывать бережное отношение к окружающему;

воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, дружелюбие друг к другу.

Интеграция: «Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое», «Физическое».

Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Лекарственные растения нашего края», «Правила поведения в лесу», «Красная книга», составление памяток «Охрана животных и растений», изготовление кормушек из бросового материала, игры «Узнай птицу по голосу», «Что за зверь?», разгадывание загадок, заучивание песен и стихов о природе, работа с родителями.

Материалы и оборудование: карта Кемеровской области, письмо с картосхемой, конверт с загадками о деревьях, коробка с разрезными картинками, записи «Голоса птиц» и «Не рвите цветы», разноцветные флажки, корзинка с запиской, термосы с чаем, розетки с вареньем, чайные ложечки.

Содержание:

Организационная (вводная) часть.

Звучит запись

Слышишь песенку Ручья?

Это Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже Родина.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту карту. Здесь мы видим наш край: Кемеровская область, Тисульский район - это место, где мы живем. В этом году нашему району исполняется 90 лет. Наш край богат лесами, животными, птицами. Бескрайняя тайга, прорезана голубыми лентами рек и среди них полноводная красавица Кия. Есть удивительные озера и самое большое из них - Берчикульское (8км в длину и 4км в ширину).

Чтобы полюбить всем сердцем свой район, свою малую Родину, надо больше о ней знать. Чем больше вы будете узнавать о нашем крае, тем больше будете его любить.

1-й ребенок:

Мы Родину не выбираем.

Но если б выбор был у нас,

Мы выбрали бы эти дали,

Где с вами мы живем сейчас.

2-й ребенок:

В тайге полно ягод и шишек.

Грибов всяких разных мастей,

И косолапые мишки

Пугают приезжих гостей.

3-й ребенок:

Реки текут полноводные

Им даже не видно конца.

И песни поют хороводные

Их слышно из окон дворца.

4-й ребенок:

А в недрах запасы огромные

Золота, нефелинов, угля.

Так пусть же гордится Тисульским районом

Россия родная моя!

Организованная образовательная деятельность

Стук в дверь

Почтальон: Ребята, у меня для вас письмо. Вот, получите его. Оно пахнет лесными ягодами и цветами!

Воспитатель: Какое необычное письмо с запахами леса! Но от кого, же оно? Давайте прочитаем.

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие друзья! Вы меня еще не забыли, а я вас помню. Помню и приглашаю в гости. Теперь экологическая тропа приведет вас на волшебную поляну, а вы будете пополнять свои знания о природе родного края, о ее кладовых! И ждет вас сюрприз на экологической тропе. Но найдете вы его, если выполните все задания на каждой стоянке тропы. Удачи вам, мои юные друзья!

Ваш Лесовичок»

Воспитатель: Ну что, хотите узнать больше о кладовых природы родного края и получить приятный сюрприз от Лесовичка? Но знайте, что на тропе надо выполнять задания, быть внимательными и соблюдать правила поведения в лесу.

Воспитатель: Нам надо пойти на первую станцию, которая называется "Войди в природу другом".

Воспитатель и ребята рассматривают картосхему, вложенную в письмо. Затем отправляются в лес.

Дети:

1. Шумит день и ночь величаво

Могучий, таинственный лес,

Он гордость Тисульского края,

И полон загадок, чудес!

2. Если в лес пошел гулять,

То не должен забывать:

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

3. Ветки ели не ломай,

И почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Зря цветов не надо рвать!

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

4. Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин кедр и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Вот и первое дерево на нашем пути. Под ним конверт. Давайте узнаем задание.

В конверте загадки о деревьях

1. Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

К низу веточки спускаются,

А на веточках сережки. (березки)

Воспитатель: Молодцы! Берёзка очень красивая с мелкими кудрявыми листьями. У нее белый ствол, она стройная. Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями. Почки и листья берёзы применяют в медицине. Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

2. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)

3. Стройная и прекрасная, на ней ягода красная. (рябина)

4. Высока, стройна, душиста,

В небо тянется она.

Вся одежда золотиста,

Только шапка зелена (сосна)

5. Шишки на зеленых лапах,

От коры смолистый запах.

Тут и там иголочки.

Что же это? (елочки)

6. Вроде сосен, вроде ёлок,

Но зимою без иголок. (лиственница)

7. С какого дерева, у нас в районе, мы добываем орех? (кедр)

Воспитатель: Какую же пользу деревья приносят человеку? (ответы детей)

Воспитатель: Поспешим на следующую станцию. Идем по тропе осторожно, тихо, чтобы не спугнуть лесных жителей. Где же Лесовичок приготовил нам свой сюрприз? Смотрите! Вот какая-то коробочка на дереве. Это, возможно, и есть его сюрприз!

Воспитатель открывает коробку. Там лежат конверты с разрезанными картинками.

Воспитатель: Сейчас вы будете выполнять работу в паре. Из кусочков собрать картинку.

Дети работают попарно и складывают изображения зверей : лиса, заяц, медведь, белка, рысь.

Воспитатель: Каких еще диких животных нашего леса вы можете назвать?

(соболь, лось, марал, бурундук и др.) Почему человек охотится на диких животных? Когда охота запрещена? Кто такие браконьеры? А зачем природе нужны разные звери? Как мы должны относиться к животным?

Ребенок:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Воспитатель: Идем дальше по нашей карте. Здесь у куста черемухи обозначена остановка. Значит можно отдохнуть. Тише, тише, прислушайтесь! (звучат голоса птиц в записи)

Воспитатель: Голоса, каких птиц вы услышали? (кукушка, синичка, воробей, сорока, скворец) Какую пользу приносят птицы?

Воспитатель: Отдохнули? Пора идти дальше. Смотрите пенек, а на нем корзинка! Наверное, это сюрприз!

Все заглядывают в корзинку, видят там записку.

«Друзья мои! Чудо-поляна ждет вас! На этой станции вам необходимо назвать лекарственные травы и цветы. Можете стихи о них прочитать. Буду рад! Удачи вам! До встречи!

Лесовичок»

Ребята рассматривают на поляне цветы и травы, называют их, рассказывают о них (при необходимости можно показывать картинки).

Ребенок:

Если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится,

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Дети. Ромашка.

Ребенок:

Путника друг,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Нежной заплаткою лег.

Дети. Подорожник.

Воспитатель: Знаете ли вы, какие цветы используются в медицине для приготовления лекарств?

Дети. Ландыш, шиповник, ромашка, клевер луговой, мать-и-мачеха, одуванчик, фиалка трехцветная, медуница.

Ребенок:

Это прозвище недаром

У красивого цветка.

Капля сочного нектара

И душиста, и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

Ребята с воспитателем идут на последнюю станцию. Когда они доходят до этой станции, то вдруг слышат музыку, удивляются, что это может быть. Дойдя до дерева, на котором висят разноцветные флажки со словом "Сюрприз", ребята видят, что им навстречу идет веселый и довольный Лесовичок.

Лесовичок. Вот, ребята, и выполнили вы все мои задания. Да так умно и старательно! А сюрприз-то не нашли! Ну, ничего, это еще впереди. А сначала я хочу с вами поиграть, проверить, какие вы ловкие, сильные и смелые. Сейчас вот я вас поймаю!

Лесовичок с ребятами играет в догонялки.

Лесовичок. Ой, мои гости-ребятки! Как я устал. Вот посох мой волшебный. Кто через него перепрыгнет?

Ребята прыгают. Лесовичок очень незаметно уводит ребят к тому месту, где находится сюрприз.

Лесовичок. Как я, старенький, устал, ох, как я утомился. Вот сейчас бы чай из трав мне бы пригодился. А вам, ребята?

Дети. Да!

Лесовичок. Теперь пойдем на волшебную поляну. Там и ждет вас сюрприз.

Дети идут на полянку. Там ребята находят термосы с чаем и варенье из свежих ягод, приготовленные родителями. Лесовичок угощает всех чаем.

Игра «Угадай на вкус»

Детям предлагается угадать, из какой ягоды сделано варенье, и чем она полезна.

Лесовичок. А вы знаете, что землянику называют кладезю витаминов. Съешь горсть этих ягод и твой организм получит всех витаминов на целый год! А черничка поможет нашим глазкам быть всегда зоркими. Чтобы не простудиться и не дать микробам проникнуть в наш организм надо кушать малину, бруснику, клюкву.

Лесовичок. Мне пора уходить. Ждут меня лесные жители. Вам оставляю свое последнее задание. Приходите ко мне в гости. Буду рад.

Воспитатель и ребята идут по тропинке, находят яркий конверт с загадками. Воспитатель читает разноцветные листочки с загадками, дети отгадывают.

Белые горошки

На зеленой ножке.

Дети. Ландыш.

Стоит кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Дети. Ромашка.

Тот, кто на поле бывал,

Тот, наверное, замечал,

Как вьется розовый цветок,

Он называется.

Дети. Вьюнок.

На солнечной опушке я расцвела.

Лиловенькие ушки тихонько подняла.

В народе говорят:

"В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед".

Но всякий мне поклонится

И бережно возьмет.

Дети. Фиалка лесная.

Звучит песня Юрия Антонова "Не рвите цветы".

Воспитатель: Ребята, а вы как бы поступили, повстречав красивые цветы?

Ребенок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я, и ты,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Заключение.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться назад. Сегодня вы еще раз прикоснулись к нашей волшебной сибирской природе. Убедились, насколько она богата, неповторима и в то же время ранима. Наша природа это кладовая нашего района. Давайте все вместе будем беречь ее и приумножать.

Список литературы

1. Бесова, М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе [Текст] : сценарии праздников/ М. А. Бесова – Ярославль, 2000. – С. 196

2. Бердникова, О. В. Растения нашего края [Текст]/ О. В. Бердникова // Пед Совет – 1997, №12. – С. 7-9

3. Болдина, С. М. По лесным тропинкам [Текст]/ С. М. Болдина// Пед Совет – 1996,№2. – С. 12-13

4. Женило, М. Ю. Сценарии праздников [Текст]/ М. Ю. Женило – Ростов-на-Дону, 2001. – С. 99-104

5. Мытарев, А. А. Наш край родной [Текст] / А. А. Матырев – Кемеровское книжное издательство, 1977. – С. 38-42, С. 46-48

Приложение

Игра Цветы»

Она напоминает игру «Пятнашки». Сначала по считалке определяют водящего. Каждый игрок выбирает себе название любимого цветка и произносит его вслух. Водящий называет цветок и старается запятнать его. Тот, в свою очередь, от него убегает. Если он чувствует, что водящий его догоняет, он может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, хлопает в ладоши, и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растеряется и не успеет назвать цветок, прежде чем до него дотронется водящий, встает на его место.

Правило. Нельзя называть цветок, который никем не был выбран, и называть два раза подряд один и тот же цветок, выбранный другими участниками игры.

Игра «Белки, зайцы, мышки»

Все участники игры делятся на равные группы игроков. Группам даются названия «белки», «зайцы», «мышки». По считалке выбирается водящий.

На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это «домики» зверушек. Ведущий дает команду, допустим, «Белки-мышки!». Названные группы должны поменяться «домиками». Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный.

Стихи о цветах

Ромашки

Возле леса, на опушке –

В белых платьицах подружки,

Спрятав солнышко в кармашке,

Смотрят на людей ромашки.

Незабудки

Вот уже вторые сутки

Я смотрю на незабудки,

И от этого такими

Глазки стали голубыми.

Ландыш

На исходе месяц май,

На пороге лето.

И земля уже давно

Солнышком согрета.

Вот свои ладошки смело

Ландыш раскрывает

И на тонкой ножке белой

Головой качает.

Наши птицы

Воробей

Воробышек-воробьишка

В пестром зипунишке

Тут и там мелькает,

Крошки собирает.

- Подлетай скорей сюда,

Здесь отличная еда!

Синичка

Удивительная птичка –

Эта шустрая синичка,

В черненькой береточке,

В желтенькой жилеточке.

- Дзинь- дзинь-дзинь!

Весной поет,

Будто разбивает лед.

Скворец

Ах! Какие молодцы –

Эти черные скворцы!

День-деньской летают,

Мошек собирают

Для своих птенцов-скворчат,

Что в скворечнике кричат:

- Есть хотим!

Дятел

Дятел долбит: тук-тук-тук –

У березки гибнет сук,

В нем завелся короед…

Сук спасен. Ему ж – обед.

Звери

Медведь

Спит зимой медведь в берлоге.

Он не бродит по дороге.

Лапу, знай, себе сосет,

Ждет, когда весна придет.

Лиса

Распушила хвост лисица.

И замерзнуть не боится.

А чтоб не было беды,

Заметает им следы.

Лось

Бродит лось среди берез,

Он, хотя и не замерз,

Носит на рогах, как шапку,

Снега белого охапку.

Загадки

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет,

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажет это-…

(волк)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(заяц)Комочек

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала.

(Лиса)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Береза)

Цветут и распускаются

От теплоты лучей

Цветы отчизны радостной,

Цветы страны моей!

Собрались мы

И весело заводим хоровод.

Поем мы хором песенку,

Поляна вся цветет!

Пускай нас греет солнышко,

Ласкает тишина,

Цвети еще прекраснее

Любимая страна!

Физкультминутка «За ягодами»

Мы танцуем с кузовками

Посмотрите все на нас. (приседания)

Вот так топаем ногами!

Раз –два, раз – два, раз – два! (топают ногами)

Кузовки теперь положим

На пенек сюда. (поворот в сторону и разводят руками)

А теперь в ладоши можно

Нам похлопать без труда. (хлопают в ладоши)

Осторожно поднимайтесь

Не забудьте кузовок (приседания)

Поплясать теперь нам можно (ноги поочередно выводят вперед)

Попляши и встань в кружок (встают в круг).

Публикации по теме:

«Профессия — гончар». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы«Профессия — гончар». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы Тема "Профессия - гончар". Цель: Познакомить детей с профессией гончара. Задачи: Обучающая: расширять представления детей о профессиях;.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Природа родного края» с детьми подготовительной группы Конспект непосредственно образовательной деятельности. «Природа родного края» с детьми подготовительной группы. Архипова Любовь Александровна.

Конспект НОД по ознакомлению детей средней группы с природой родного края «Красив и богат мой край» Интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Дикие животные Красноярского края» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для средней группы «Дикие животные Красноярского края» Цель: знакомство с дикими животными.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «О воде» Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы в интересной для них деятельности. Формировать у детей познавательную.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект НОД с детьми с нарушением интеллекта по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у доктора Пилюлькина» Непосредственно образовательная деятельность по социальному развитию и ознакомлению с окружающим с детьми с нарушением интеллекта 6-7 лет.

НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «История возникновения письма» Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги, с первыми письменными материалами: глиной, папирусом, берестой и бумагой,.

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Природа родного края» Составили: Степанова Ольга Владимировна Зинковская Нина Николаевна Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Кладовая родного края»
Опубликовано: 7 марта 2017 в 17:15
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы «Кладовая родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Балабуева (УИ 81934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД