Получи документы

Конспект НОД по окружающему миру со старшими дошкольниками «Берегите лес!»

валентина шарова
Конспект НОД по окружающему миру со старшими дошкольниками «Берегите лес!»

Цель : воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе, сформировать у детей знания о нормах и правилах поведения в природе, вырабатывать потребность в общении с природой. Уточнять высказывания детей, учить делать простейшие выводы, понятно для окружающих излагать свои мысли.

Предварительная работа:

Чтение рассказа И. Скильского из журнала «Юный натуралист» - «Трудно представить себе землю без леса». Наблюдение за деревьями, птицами, животными, насекомыми. Экскурсии в лес, парк.

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру со старшими дошкольниками „Берегите лес!“» размещена в разделах

Оборудование: выставка рисунков детей на тему: «Наша прогулка в природу»; иллюстрации по правилам поведения в природе, аудиозапись «Голоса птиц», оформленный родителями стенд «Фотоохота».

Изобразительные средства: пастель, восковые мелки, цветные карандаши, тонированная и белая бумага формата А -4.

Ожидаемый результат: сформированность правил поведения в природе.

Сюрпризный момент: появление СтаричкаЛесовичка с угощениями для детей.

Участники: воспитатель, родители, дети.

Литература:

1. Первоцвет. / Под ред. Т. В. Авериной, Л. Н. Николаевой, Н. В. Горец/. – Самара, 2001.

2. Программа «Любознайка». – Самарский Государственный педагогический институт, 1992 .

3. «Дошкольное воспитание». – №2, 1991.

4. Журнал «Юный натуралист» №3, 1998.

Ход НОД:

Воспитатель:

«Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С цветами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь».

С. Смирнов

- Ребята, мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

«Чтоб река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала.

Каждому правила знать не мешало».

Давайте подумаем, что нас радует в природе?

/ответы детей/

Правильно, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой.

Обратите внимание на выставку ваших рисунков. Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках?

/ответы детей/

Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра. Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения?

/ответы детей/

Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой магнитофон или радиоприемник? Это хорошо? Почему? Это плохо!

/элементы ТРИЗа/.

Посмотрите на плакат («Не шуми в природе!», что нам хотел сказать художник?

Когда дети в лесу шумят или слушают музыку, животные тревожатся, стараются убежать. Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы. Вслушайтесь, разве это не музыка леса? (Прослушивание пластинки «Голоса птиц»). Можно услышать и голос ручья.

«В глуши лесов,

В глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой,

Бьет из камней родник студеный…»

И. Бунин

Человек много берет от природы, а чем он платит ей?

Воспитатель пересказывает рассказ И. Скильского из журнала «Юный натуралист» : «Трудно представить себе землю без леса.»)

«Любители природы» наносят и другой ущерб деревьям. О чем говорит нам художник этим плакатом? (Демонстрируется иллюстрация «В лесу ты не один»).

/ответы детей/

Да, в лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава.

Где же можно разводить костры?

/ответы детей/

Вдали от деревьев, на опушках леса или реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает 5-7 лет. Пожалуйста, не делайте новых кострищ!

Какие же дрова можно использовать для костров?/рассуждения детей/

Сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток. Посмотрите плакат, на котором изображен котелок с едой, который висит над костром. Что здесь изображено неправильно: какие грубые ошибки допустили отдыхающие? /ответы детей/

Для костра выбрано новое место. На дрова и перекладину для котелка использованы молодые здоровые деревца. Что же останется на этом месте? /ответы детей/

А ведь под костром выгорит и верхний плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а так же из разлагающихся органических остатков. 0,5 – 1 см почвы образуется за 100 – 300 лет. Берегите почву! А теперь нам пора немного отдохнуть.

Физкультминутка «Веселый муравей»

Умеете ли вы ходить в лесу? Оказывается, много растений погибает из –за вытаптывания.

Дуб доживает до 500 – 1000 лет, достигает высоты 40м, диаметра 1 -1,5 м. Начинает плодоносить с 40 – 60 лет. Молодая поросль погибает из – за вытаптывания. Не прокладывайте новых тропинок!

Дети, а как вы поступите, если на прогулке в лесу вам понадобится палка? Где вы ее возьмете? Объясните свой ответ.

/ответы детей/

(Дети решают проблемную ситуацию, рассматривая иллюстрацию «Не губи растения в природе»).

А сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от безумного отношения человека! Посмотрите на плакат, о каком правиле напоминает нам художник? (демонстрация плаката «Не сбивай мухоморы»). /ответы детей/

Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными для человека. Почему? /ответы детей/

Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных обитателей. Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание (воспитатель читает фрагмент из рассказа А. Тумбасова «Дом - пирамидка», демонстрируя иллюстрацию «Не разоряй гнезда!»)

Понаблюдайте, как муравьи строят муравьи, как тащат травинку, что едят, как ведут себя перед дождем доджем.

Наблюдать природу надо уметь, не трогая ее, не разрушая красоту. Некоторые из ваших родителей научились наблюдать природу добрыми глазами. Посмотрите, что заметил в природе их помощник – фотоглаз (воспитатель обращает внимание детей на стенд «Фотоохота»).

Дети, как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава?

«Я сорвал цветок,

- и он увял.

Я поймал мотылька,

- и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться

К красоте можно только сердцем».

/ответы детей/

К сожалению, человек чаще относится к природе небережно, неэкономично. А теперь подумайте, почему так сказал поэт?

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!»

Е. Евтушенко

/ответы детей/

Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда мы оставляем место своего отдыха в том виде, как и до нашего прихода? Посмотрите на плакат «Не оставляй мусор в природе!».

О чем нам напоминает художник? (Демонстрация плаката. Работа с текстом: «Здесь сосны, а здесь ели»)

/ответы детей/

Люди, оставляющие после себя мусор, поступают непорядочно. Они не задумываются над тем, что губят красоту природы, наносят ей вред.

Дети, а что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке? С банками, бутылками, полиэтиленовыми пакетами, бумагой и остатками еды?

/ответы детей/

Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 - х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, стекло – 1000 лет.

Да, ребята, природа наша терпелива, она многое прощает человеку, но и взывает о нашей помощи: защити!

«А природа опять

То предельна проста,

То одета в цветастые перья…

Удивляет меня не ее красота,

Удивляет ее терпение.

А когда сквозь асфальт

Лепестков петерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли

Для меня – это прежде всего –

Крик о помощи!»

(Р. Рождественский)

Давайте же сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.

Правила поведения в природе.

Никогда не наноси вред природе.

Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе.

Не трогай домиков животных, их детенышей.

Не трогай птичьи яйца.

Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).

Не разжигай костер в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.

Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.

Подкармливай зверей и птиц зимой.

Не мусори на месте своего отдыха.

В меру бери дары природы.

Не прокладывай новых тропинок в лесу.

Учись наблюдать в природе.

Учись слушать голоса природы.

Не засоряй родников и речек, при необходимости расчищай роднички.

Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.

А, теперь я предлагаю вам нарисовать каждому свой маленький плакат «Берегите лес /формат А -4/.

Включается аудиозапись «Голоса птиц».

Самостоятельная работа детей над плакатами. Индивидуальная помощь при затруднении в работе детей.

Наши работы почти закончены, давайте посмотрим, что у нас получилось.

/рассматривание работ, оценка работ самими детьми, анализ работы детей на занятии воспитателем/.

Замечательные работы у нас получились. Какие молодцы! /стук в дверь/

Кто бы это мог быть?

Появление Старичка – Лесовичка с корзинкой лесных припасов (шоколадные грибочки).

Старичок – Лесовичок угощает детей и восхищается работами детей.

Публикации по теме:

Уровень сформированности знаний у дошкольников о правилах поведения Достаточный уровень знаний у дошкольников о правилах поведения. Дети имеют полное представление о правилах и нормах поведения в обществе,.

Целевые прогулки с детьми 3–4 лет в сентябре Целевые прогулки с детьми 3-4 лет в сентябре. Целевые прогулки 1. Целевая прогулка по территории детского сада. Цель: формировать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по окружающему миру со старшими дошкольниками «Берегите лес!»
Опубликовано: 12 февраля 2015 в 20:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД