Лучший педагог года

Конспект НОД по окружающему миру в средней группе «Что за праздник Новый год?»

Марина Фомина
Конспект НОД по окружающему миру в средней группе «Что за праздник Новый год?»

Цель: Формирование представления детей об обычаях и традициях празднования Нового

года.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представления детей о зимних явлениях природы;

- познакомить детей где и как живёт Дед Мороз;

- познакомить детей с новогодними традициями России и других стран;

- формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновения.

Развивающие: расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, речь.

Воспитательные: воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей

Публикация «Конспект НОД по окружающему миру в средней группе „Что за праздник Новый год?“» размещена в разделах

природе, активность, самостоятельность, интерес к обычаям и традициям русского

народа.

Интегративные образовательные области: коммуникация, художественная литература, социализация, физическая культура, здоровье, художественное творчество.

Приоритетная образовательная область: познание (формирование целостной картины мира).

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Дидактический и наглядный материал: глобус, кукла или картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, Санта Клауса, ветка ели или сосны.

Ход занятия:

В гости к детям пришел домовенок Кузя. кузя спрашивает какое сейчас время года? Домовенок предлагает детям вспомнить загадки о зиме, затем предлагает отгадать его загадки:

После осени пришла

И сугробы намела… (зима)

Дополнить наши знания о зиме нам помогут ещё загадки:

Покружились звездочки,

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке… (снежинки)

Белое покрывало,

На земле лежало.

Лето пришло,

Оно всё сошло… (снег)

Ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью,

И на окне нарисовал

Сверкающие листья… (мороз)

На морозе не дрожу,

Нос морковкою держу,

Но не жалуюсь, привык.

Как зовусь я?. (снеговик)

Двор в снегу. Белы дома.

Это к нам пришла. (зима)

Мы вдвоем скатали ком,

Шляпа старая на нём.

Нос приделали, и вмиг

Получился. (снеговик)

Колкую, зеленую

Срубили топором.

Колкая, зеленая

К нам приходит в дом. (ёлка)

Дед мороз пришел к нам в гости

С хрупкой, белоснежной гостьей.

Он назвал ее дочуркой.

Эта девочка… (Снегурочка).

На дворе снежок идет,

Скоро праздник. (Новый год)

В: - У нас в России теперь стоит зима. А вы знаете, что в некорых странах сейчас лето? Если путешествовать по миру, то можно узнать много интересного и необычного. Что мы можем увидеть и узнать?

Кузя: Можно открыть для себя новые страны, побывать на других материках, увидеть необычную природу, познакомиться с другими людьми, узнать как живут разные народы планеты Земля.

В: -Какие праздники отмечают люди во многих странах, общие для разных людей? (Новый год, Рождество)

Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по особому. Посмотрите на глобус - это модель нашей планеты. Здесь нарисованы разные страны. Их очень -очень много. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.

(Дети путешествуют вместе с Кузей по глобусу. Место путешествия можно отмечать снежинкой).

Гимнастика для глаз.

«Елка».

Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)

Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)

И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)

История праздника.

А знаете ли вы, как появился праздник Новый год?

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

И вот больше 300 лет назад (накануне 1700 года) русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по другому обычаю (европейскому) – 1 января. Пётр предложил всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.

— А как отмечают праздник — Новый год у нас в стране?

— А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей).

Дети: наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки, зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночи под бой самых главных часов слушают поздравление президента России.

Воспитатель: Сколько раз бьют кремлевские куранты?

Дети: 12 раз.

В: -Ребята, а кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз)

- Как он выглядит? (по иллюстрации). Правильно, российский Дед Мороз - это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой. А как ее зовут? Правильно Снегурочка. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.

- Какие новогодние традиции вы уже знаете? (наряжать елку, дарить подарки, веселиться)

Путешествие по странам с Кузей.

-В разных странах принято по своему встречать Новый год. Во многих странах Новый год отмечают в разное время. Поскольку народы мира пользуются разными календарями.

В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.

Финский Дед Мороз носит красную шапку и красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, которые хорошо себя вели весь год.

Есть на свете такая страна Италия. Здесь нет Деда Мороза. Вместо него через трубу дома на метле влетает волшебница Бефане и у каждой кроватке оставляет новогодние подврки. В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги. Люди стремятся освободить свой дом для всего хорошего, что несет с собой год грядущий. Чем больше выбросить старых вещей, тем больше богатства принесет Новый год.

В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. вместе с ним ходит карлик Юлниссар. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном, будет счастливым.

Китайцы празднуют наступление Нового Года два раза. В первый раз - 1 января, согласно своему лунному календарю. По китайскому календарю начало Нового Года выпадает между 21 января и 19 февраля. китайцы, где бы они не жили, отмечают свой Новый год ритуальным танцем дракона и фейерверком, который призван тпугнуть злых духов. Был в Китае и еще один замечательный обычай - в первые новогодние дни - настрого запрещалось браниться и ругаться.

В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотели бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должени положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник.

В Индии помимо официального Нового года существует большое количество неофициальных празднований этой даты. Новы год здесь может наступить и в апреле и в мае. В этот день запрещается и ссориться, полагается быть вежливыми, иначе согласно поверью, будешь грубияном весь год. Елкой здесь служать гирлянды пышных цветов.

Новогодняя разминка

Игра «Доскажи словечко»

Есть одна игра для вас:

я начну стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте!

Хором дружно отвечайте.

На дворе снежок идет,

скоро праздник.

- Новый год!

Мягко светятся иголки,

хвойный дух идет.

- От елки!

Ветви слабо шелестят,

бусы яркие.

- Блестят!

И качаются игрушки -

флаги, звездочки,.

- Хлопушки!

Нити пёстрой мишуры,

колокольчики.

- Шары!

Рыбок хрупкие фигурки,

Птицы, лыжницы,.

- Снегурки!

Белоус и краснонос

Под ветвями.

- Дед Мороз!

И верхушку украшая,

там сияет, как всегда,

очень яркая, большая,

пятикрылая.

- Звезда!

Ну а елка, просто диво!

Как нарядна, как.

- Красива!

В: Ребята, в каждой стране люди украшают ёлку. А знаете ли вы, почему именно ель украшают, а не какое – то другое дерево?

Новый год совпадает с христианским праздником – Рождеством Христовым. Послушайте, как ель стала украшением новогодних праздников.

Существует красивая легенда о том, как все деревья в рождественскую ночь отправились поклониться младенцу Христу. Первыми прибыли недалеко растущие от Вифлеема пальмы, потом кипарисы, буки, ивы, дубы и другие деревья, а самой последней пришла маленькая северная елочка. Другие деревья загораживали ее от Иисуса, но вдруг с неба стали падать звезды и садиться прямо на елку, от чего та стала сверкать и светиться.

Дидактическая игра "Наряди елочку"

Цель игры: развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений

2. Формирование сенсорных эталонов (накопление представлений о цвете, форме, величине, развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

3. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.

В: - В разных странах Деды Морозы могут выглядеть по-разному. Могут быть разные обычаи встречи Нового Года. Например, на Кубе принятообливать друг друга водой. Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.

Заключительная часть.

В: - О каком празднике мы сегодня говорили? (Ответы детей).

— Подведем итог, какие традиции и обычаи встречи Нового года в России мы с вами вспомнили? (Ответы детей).

- Как вы будете готовиться к этому празднику? (Ответы детей).

-Как люди в Новый год поздравляют друг друга? (Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т. д.).

Давайте и мы подготовим праздничное поздравление, что пожелаем нашим родным и друзьям? (высказывания детей).

В: - Вы сегодня были очень умные, веселые, дружные, находчивые.

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!»Конспект занятия по окружающему миру в средней групе «Покормите птиц зимой!» Цель: сформировать у детей представление о зимующих птицах; вызвать интерес  к образу жизни зимующих птиц; прививать бережное отношение.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Признаки зимы» Цель: Отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах. Ход.

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Пожарная техника» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с пожарной техникой.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Змеи» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: - Ознакомление детей с такими животными,.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект занятия по окружающему миру «Петушок с семьёй» в младшей группе Тема: «Петушок с семьёй» Задачи: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; знакомить с домашними птицами, с внешним видом.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы»Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:"Вулканы" «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

НОД по окружающему миру «Наш любимый детский сад» в средней группе Цель: Обобщение знаний детей о детском саде и профессиях взрослых, которые в нём работают. Задачи: • формировать представления о том, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по окружающему миру в средней группе «Что за праздник Новый год?»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 21:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД