Папки-передвижки

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудесная соль»

Екатерина Легких
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудесная соль»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: «Солевое рисование», развивать интерес к изобразительной деятельности с применением соли как средство для творчества.

Задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы; воспитывать любознательность, потребность в получении информации о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Чудесная соль“» размещена в разделах

Материал и оборудование: шкатулка с мешочком соли, одноразовые стаканы, тарелки, чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, банки, цветной картон, клей ПВА, салфетки влажные, белые халаты, чепчики, бутылки с теплой и холодной водой, трубочки, телевизор, презентация, аудиозапись, музыкальная колонка, образцы работ.

Предварительная работа.

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• рассматривание образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте посмотрим, что там: какой-то мешочек в ней. Потрогайте, какой на ощупь мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит, там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочке?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Ребенок 1: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Воспитатель: Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолоно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Дети: Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся. И т. д.

Воспитатель: Наша планета очень богата солёными месторождениями.

Люди научились добывать соль различными способами.

Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы, внутри которых находятся солевые шахты, где добывают соль. (слайд 1)

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд 2)

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Дети: да, нужна.

Воспитатель: Да, вы правы, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушениям пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани (слайд 3).

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: Давайте разберемся, где можно использовать соль?

Ребенок 2: В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов (слайд 4)

Ребенок 3: Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла) (слайд 5)

Ребенок 4: А еще соль полезна и животным. Она входит в состав крови и выводит из организма вредные вещества.

Ребенок 5: В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания, в консервировании овощей (слайд 6)

Ребенок 6: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал (слайд 6)

Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру…

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи.

Воспитатель: «Сегодня всем нам предстоит

Немножко стать учеными.

Мы чудо-опыты проведем с этим сыпучим веществом».

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2- Соблюдать тишину

3- Не толкать соседа во время работы

4- Сначала посмотри, а потом повтори

5- Выполнил и положи на место

И так внимание.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

(ответы детей: хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).

Вывод: соль как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании ложкой её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли

Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли) .

«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь,

как красавица стройна, и на новый год важна (елка)

дети рисуют елку)

«С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается! А теперь продолжим наши исследования.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Для проведения этого опыта я приглашаю лаборанта (ребенок).

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит, соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде

быстрее, чем в холодной»

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится.

В какой воде соль растворилась быстрее: в тёплой или холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

(ответы детей: попробовать на вкус)

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающее яйцо»

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Я приглашаю лаборанта.

Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустим его в стакан с обычной, не солёной водой. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет, значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 6. «Соль – чистящее средство»

Воспитатель: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпаю немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

А сейчас я хочу вам показать еще одно достоинство соли, оказывается солью можно рисовать, посмотрите, как красиво это получается (представить образцы работ).

Творческая работа.

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать красивые зимние пейзажи. Нам понадобится картон, клей и соль. На картоне клеем вы изображаете зимний пейзаж, какой вам захочется, а после нужно обсыпать его солью, дать подсохнуть и стряхнуть. Давайте скорее приступим (дети под красивую мелодию рисуют солью).

Воспитатель: Ребята, какие красивые зимние пейзажи у вас получились, вы молодцы!

Итог:

Воспитатель: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? (соль - это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека).-

Давайте вспомним и скажем, откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, и в солевых шахтах)

Что нового вы узнали о соли? (что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка).

Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? (рисование солью, опыты).

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Ой, ребята, а в шкатулке, ещё что-то есть (угощение за хорошую работу).

Спасибо ребята, вы были хорошими учеными.

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности по теме «Природные явления» в подготовительной группе Цель: Расширять знания детей о природных явлениях. Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальный деятельности в процессе практической.

Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Невидимка — воздух» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Невидимка воздух» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группеКонспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебный магнит» Воспитатель: Карташова О. Н.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Этот удивительный песок» Дети встали в круг, чтобы поприветствовать друг друга. «Встанем рядышком по кругу, Скажем –Здравствуйте, друг другу! Нам здороваться.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудо-ягода лесная» Цель: развитие исследовательских умений детей в процессе опытнической деятельности. Задачи НОД: Образовательная область «Познание» (формирование.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне» Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях,создать огород на окне. Оборудование : 1) Земля для посадки ; 2) Ящики для.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана» Цель: - Познакомить детей с природным явлением – вулканом. Задачи: - Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудесная соль»
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 09:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Чудесная соль»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Легких (УИ 1438749) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД