Лучший педагог года

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»

«Воздух-невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Программные задачи: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.

Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, умение делать выводы. Активировать речь детей.

Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Воспитывать позитивное отношение к неживой природе, желание оберегать её.

Словарная работа: Исследователь, прозрачный, невидимый.

Материал и оборудование: игрушка Лягушонок, воздушные шары в связке, прозрачная ёмкость с водой и стеклянный стакан на каждого, одноразовые стаканчики с водой и трубочки для коктейля на каждого, целлофановые пакеты, острые палочки на каждого, веера на каждого, апельсиновые корки, мыльные пузыри, карточки - обозначения свойств воздуха, экран (иллюстрации лаборатории, планеты из космоса, планеты весёлой и грустной, иллюстрации предметов, в которых использовался воздух, медали на детей.

Предварительная работа: Беседы о живой и неживой природе, рассматривание иллюстраций в энциклопедии, наблюдения на прогулках за ветром.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная встреча. Помните мы с вами, говорили о живой и неживой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе?

Ответы детей: люди, животные, птицы, растения.

- А что относится к неживой природе?

(камни, вода, воздух, песок, почва, звезды)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас.

(Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух. Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?

Ответы детей.

Воспитатель: Это удивительная оболочка вокруг нашей планеты Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.

Воздух везде: на улице, в комнате, воде и даже внутри нас.

(из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель: Кто это там кричит? (открывает двери).

В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок.

Воспитатель: Здравствуй, лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте, ребята, я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся, мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нём слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди, лягушонок! Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини лабораторию.

Посмотрите на иллюстрацию. Чем занимаются в лаборатории? Правильно в лаборатории проводят разные опыты и исследования. Хотите побывать в роли исследователей? Я с вашего согласия буду научным руководителем нашей лаборатории.

(Надеть халаты).

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.

Правило 1: На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правила 2: Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило 3: Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило 4: Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило 5: Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Воспитатель: Мы уже сказали, что воздух это то, чем мы дышим. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто еще дышит, кроме человека?

(Ответы детей).

Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям.

Опыт №1 «Дыхание»

Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо ли вам было без воздуха?

(Ответы детей).

Поставить карточку «Без дыхания нет жизни».

Опыт №2 «Как поймать воздух»

Давайте покажем Лягушонку, что воздух повсюду. Его можно поймать. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Воспитатель: Я смотрю на Лягушонка и вижу, что он не верит, что в пакетах воздух. Давайте проверим. Проколем мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Поднести пакет к Лягушонку).

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец Лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте, поставим на мольберт карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт №3 «Что в стакане»

Посмотрите у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы проверим. Нам понадобится ёмкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно лежать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите снаружи стакан мокрый, а внутри? (предлагаю детям потрогать стакан внутри).

Воспитатель: Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно. Что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело!

Воспитатель: Молодец, Лягушонок! Ты подсказал мне ещё один интересный опыт с воздухом.

Опыт №4 «Воздух легче воды»

Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Дети: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочки, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Дети: Потому что воздух легче воды.

Воспитатель: Давайте, поставим на мольберт ещё одну карточку - обозначение свойства воздуха – «Воздух легче воды». (Картинка весы).

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы отдохнуть и нам. Как считают наши ученые? Давайте выйдем из-за наших лабораторных столов и пойдем немного разомнемся. Оказывается в воздух еще можно поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

(звучит музыка).

Воспитатель: А теперь пройдем в нашу лабораторию, нас ждут новые открытия.

Опыт №5 «Имеет ли воздух запах?»

Пока вы играли, лягушонок спросил у меня, имеет ли воздух запах? Как вы думаете, ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Совершенно верно, воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

- Пахнет апельсином.

- Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?

- Корка.

- Воздух не имеет запаха, но, двигаясь, может доносить его до наших носов.

(Поставить карточку обозначение свойств воздуха – воздух не имеет запаха).

Лягушонок: Он ещё и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи, лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Лягушонок: Меня ветер принёс.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Ветер - это есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть? (Качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

Опыт №6 «Движение воздуха»

Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали? А если бы мы сейчас открыли окно, чтобы вы почувствовали? (Ответы детей).

Итак, делаем вывод - воздух движется, и ставим новую карточку - обозначение свойства воздуха.

Опыт №7 «А можно воздух услышать»

Посмотрите на эти музыкальные инструменты и скажите, что нужно сделать, чтобы эти музыкальные инструменты заиграли?

Музыкальные инструменты будут звучать только тогда, когда в них вдувают воздух. Итог: воздух дрожит, и возникают звуки. Воздух можно услышать.

Воздух помогает в жизни человека. Назовите предметы, в которых воздух помогает человеку. (Мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты).

Воздух - часть природы. Что нужно делать, чтобы всё время очищался воздух?

(Беречь природу, сажать деревья). Ребята, посмотрите на две иллюстрации планет. Какая планета вам больше нравится? Что загрязняет наш воздух, ребята? Кирилл хочет прочитать вам стихотворение «Береги свою планету».

Береги свою планету!

Здесь лишь утро золотое,

Воздух нежно-голубой,

Дышится легко и вволю.

Забываем мы порой:

Воздух дан в аренду нам,

Он один на всех землян,

Чтобы жизнь торжествовала,

Охранять нам воздух надо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Лягушонок: Спасибо вам, ребята, за такое интересное занятие! Теперь я самый умный Лягушонок на свете!

Воспитатель: Приходи к нам еще.

Ребята, ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» и вручить медали. И ещё хочу подарить вам вертушку, которую вы будете брать на прогулку.

Лягушонок: Я хочу подарить вам воздушный шарик!

Воспитатель: Спасибо, Лягушонок! А сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что вы знаете о воздухе. Какие опыты вам понравились? Почувствовали ли вы себя учеными?

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Воспитатель МБДОУ «Щебзаводской детский сад» Данилова.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Цель: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» Цели занятия: • развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. • познакомить со свойствами воздуха (невидимый, бесцветный).

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Образовательные задачи: Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется);.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух» Семёнова Пелагея Конспект занятия по экспериментальной деятельности.

НОД по экологии в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» Задачи: Расширять кругозор о воздухе и его свойствах. Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни,вызвать интерес к окружающему.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух невидимка» Конспект познавательно – исследовательской деятельности и нетрадиционного рисования в средней группе (4-5 лет) «Пчёлка» Тема «Воздух.

Создание лэпбука «Финальный этап опытно-экспериментальной деятельности «Воздух»Создание лэпбука «Финальный этап опытно-экспериментальной деятельности «Воздух» Лепбук- финальный этап опытно- экспериментальной деятельности по теме «Воздух». Совместно с воспитанниками я искала информацию, придумывала.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух и его свойства» Тема занятия: «Воздух и его свойства» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 29 марта 2018 в 17:33
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД