Получи документы

Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе

Дина Кузьменко
Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по опытному экспериментированию

на тему:«Химические превращения"

Автор конспекта ННОД: КузьменкоД. Т. ,воспитатель высшей квалификационной

категории,ЦРР - детский сад №11 ЛГО г. Лесозаводск.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»:

-Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения.

Публикация «Конспект ННОД по опытному экспериментированию „Химические превращения“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

-Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом.

-Учить использовать различные способы исследования веществ и выявление их свойств методом эксперимента.

-Развивать познавательно – исследовательский интерес.

-Совершенствовать речь детей как средство общения.

-Учить детей точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.

-Приучать детей к самостоятельности суждений.

-Продолжать совершенствовать умение участвовать в диалоге.

-Воспитывать культуру речевого общения.

Задачи ОО в интеграции:

«Социально – нравственное воспитание»:

-Закреплять правила безопасного обращения с веществами, соблюдать меры предосторожности и оценивать степень опасности.

Совершенствовать навыки сотрудничества, коллективной работы, и позитивных установок к экспериментальной работе.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

- способен сотрудничать и выполнять функции в совместной деятельности

- обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуации

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли

- любознательный, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Оборудование:

Одноразовые фартуки, шапочки, пипетки по количеству детей, ватные палочки, стакан, тарелка, большой поднос, 12 маленьких тарелочек, картофелина и яблоко, порезанные на12 кусочков, йод медицинский; измельченный мел, раствор уксусной кислоты; макет «вулкана», сода пищевая, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, раствор лимонной кислоты; молоко.

Занятие проводится с подгруппой детей 12 человек

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап).

Дети с воспитателем входят в группу, где стоят столы с оборудованием для проведения опытно –экспериментальной деятельности.

-Ребята, а вы знаете, что такое химия (Ответы детей)

-Химия – это наука о взаимодействии разных веществ друг с другом, наука о превращениях веществ. Когда вещества взаимодействуют друг с другом, начинается химическая реакция. И это мы с вами сегодня увидим.

-В жизни химия нужна, как предмет она важна.

Что химия – волшебница, знают все на свете,

Ждут многого от химии и взрослые и дети.

Но, чтоб волшебниками стать надо очень много знать.

_А кто такие исследователи (Ответы детей).

-Исследователи – это люди, которые проводят опыты и эксперименты с разными предметами и веществами, изучают вещества и тайны окружающего мира.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня стать исследователями в химической лаборатории. Хотите?

-Но я хочу вас предупредить, что «в лаборатории химической есть много реактивов- они все очень разные опасные и нет, с ними обращаемся всегда мы осторожно, и правило простое знаем все на«5»:Без разрешения руководителя в руки никогда и ничего не брать!»

-Давайте хором повторим правило исследователей. Молодцы!

-А сейчас подойдем к столам. На стульчиках для вас приготовлены фартуки и шапочки. В такой специальной одежде работают в химической лаборатории исследователи.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Опыт №1.«Взаимодействие мела и уксусной кислоты. Получение углекислого газа.»

-Ребята, у меня в тарелочке мел. Что такое мел? (Ответы детей).

-Мел – это вещество, бывает разного цвета, им можно писать, чертить, рисовать, он хрупкий, крошится, его можно измельчить, если положить в воду, он растворяется. Его используют в школе для письма на доске, для рисования и в строительстве – добавляют в разные смеси для крепости.

- А в бутылочке у меня налита уксусная кислота. Это опасное вещество. Что вы о ней знаете? (Ответы детей).

- Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.

-Сейчас я покажу, как взаимодействуют эти два вещества – мел и уксус. Они очень разные. Итак, смотрим. (Добавляю в тарелочку с мелом уксусную кислоту.) Что произошло? Ответы детей.

-Раствор зашипел и стал пениться, закипел. Кто знает, какое вещество появилось в результате взаимодействия мела и уксусной кислоты? (Ответы)

- В итоге получился углекислый газ. Что такое углекислый газ?

-Это газ, который выделяет человек при дыхании и деревья в темное время суток. Мы его не видим. Он содержится в воздухе, им газируют напитки.

Опыт №2. «Извержение вулкана».

- Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана».

-Мы с вами заранее сделали макет вулкана. Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся? (Ответы).

- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.

- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.

Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи мела и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.

Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты.

(О веществах сначала выслушиваю версии ответов детей)

- Что такое сода?

- Сода – это вещество белого цвета. Его используют для чистки предметов в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что – то пекут, она растворяется в воде.

- Что такое пищевой краситель?

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

- Что такое жидкость для мытья посуды?

- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.

- Что такое лимонная кислота?

- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.

- Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно. Миша в жерло нашего «вулкана» насыпет сухую соду. Маша добавит сухой пищевой краситель. Юля вольет жидкость для мытья посуды. И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное. Что происходит (Ответы детей)

-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.

- А что это за пузырьки? (Ответы детей)

-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.

Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.

- Какой вывод мы можем сделать? (Версии ответов детей)

Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.

Физминутка. (с движениями)

- Что такое химия? Химия – наука,

Мы ее изучим без труда и скуки.

Если будет сложно – унывать не станем,

Лучше к воспитателю с вопросами пристанем.

Мы изучим свойства всех веществ вокруг,

Опыты поставим – это сложный путь.

Мы пройдем сквозь трудности и ответ дадим:

- Все вопросы сложные в жизни мы решим!

Опыт № 3.«Получение синего йода».

- Мы переходим к нашему следующему опыту. Его вы проведете каждый самостоятельно.

Он называется «Синий йод». Для этого опыта у нас есть картофель, яблоко и йод. Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится вот это вещество (показываю).Оно называется крахмал.

-Давайте рассмотрим крахмал и назовем его свойства. (ответы детей)

-Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль.

-Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где – нет.

Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают).Сейчас проверим это опытным путем.

-Ребята, что такое картофель (Ответы).

-Картофель – это овощ, растет в земле, является пищей для человека.

А это – йод. Что такое йод?

- Йод – лечебный препарат, им обрабатывают царапины и раны, чтобы они не загноились.

-Ребята, сейчас пипеткой каждый из вас капнет йод на разрезанные дольки картофеля и яблока. Смотрим, что происходит?

- Йод на картофеле стал темно – синим, а на яблоке не изменил свой цвет. Почему?

- Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках крахмала нет, поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.

Опыт №4. «Рисование на молоке».

- Наш следующий опыт называется «Рисование на молоке».

-Здесь мы сможем проследить действие средства для мытья посуды.

Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.

- Что такое молоко (Ответы).

- Молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров.

- Что такое пищевой краситель (Ответы).

- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.

-Сначала исследуем, как поведут себя молоко и пищевой краситель, если их соединить вместе.

Сели удобно за столами. Приготовились.

-Перед вами стоят тарелочки с молоком. Берем ложечки, очень аккуратно берем из чашечки пищевой краситель. И добавляем его в молоко. Что происходит? (Ответы).

-Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры, снежинки.

Продолжаем опыт. Взяли каждый ватную палочку, обмакиваем ее в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелочки.

Что мы видим?

Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги. Почему так происходит (Версии ответов детей).

Давайте сделаем вывод:

- Мыло разрывает жировые частички в молоке, и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.

-Вам понравилось сегодня быть исследователями?

Давайте подведем итоги. –

Что мы узнали нового? (Ответы).

-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились (Ответы).

-Ребята, химия для нас – большой и сильный друг,

И мы понять обязаны,

Что с ней навечно люди связаны.

И эту силу мы должны использовать с умом,

Чтоб нам не стало горестно потом.

-А еще в любой химической лаборатории нужно соблюдать правила безопасного обращения с разными веществами.

-Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.

-А сейчас мы снимем нашу рабочую одежду и снова станем ребятами из подготовительной группы «Б». Всем спасибо!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ННОД «Изучаем дорожные знаки» в подготовительной к школе группе» Конспект интегрированного ннод в подготовительной к школе группе тема: «Изучаем дорожные знаки» Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Воздушный океан» Программное содержание: уточнить и расширить знания о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях.

Конспект ННОД в подготовительной группе «Мебель новоселам» Тема: «Мебель новоселам» Цель: Формировать у детей стремление конструировать по собственному замыслу. Задачи: Образовательные: Обобщить.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Превращения воды» в подготовительной группе Тема: " Превращения воды". Задачи: закрепить полученные знания о воде, расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством.

Конспект ННОД в подготовительной группе «История возникновения родного города» Программное содержание ННОД: Приоритетная ОО: «Познавательное развитие» • Познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим.

Конспект ННОД по речевому развитию в подготовительной группе «Рябина — русская душа» Цель: расширять знания детей о природеБв частности -о рябине,познакомить с её полезными качествамию -воспитывать любовь к природе,внимательнои.

Конспект ННОД по знакомству с техникой квиллинга в подготовительной к школе группе «Русская матрёшка» Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить с техникой «Квиллинг». - Учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль,.

Конспект ННОД в специализированной подготовительной к школе группе «Что мы знаем о соли» Конспект Непрерывной непосредственно – образовательной деятельности в специализированной подготовительной к школе группе на тему: «Что.

Занятие по рисованию-экспериментированию в старшей группе «Чудесные превращения кляксы»Занятие по рисованию-экспериментированию в старшей группе «Чудесные превращения кляксы» Занятие в старшей группе по рисованию-экспериментированию (пятно-кляксография) «Чудесные превращения кляксы» Цель: Научить детей использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 8 марта 2016 в 07:31
+521Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 274.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД