Елена Ташкинова
Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности «Огонь — друг, огонь — враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать элементарные знания о правилах пожарной безопасности.
Педагогический замысел:
1. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности, осторожному обращению с огнем.
2. Показать детям значение огня в жизни человека, развивать чувство ответственности за свои поступки.
3. Развивать речевую активность, стремление рассуждать, делать выводы. Обогатить словарь детей новыми словами (кислород, пламя).
4. Развивать координацию движений во время физминутки.
Материалы и оборудования:
Публикация «Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности „Огонь — друг, огонь — враг“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
иллюстрации пожара в доме и в природе; безопасные подсвечники со свечами – 5 штук, таз с водой, лист бумаги, плотная ткань, земля, песок, вода; султанчики (красного, оранжевого, жёлтого цветов) на каждого ребёнка; фонограмма: чередующие отрывки мелодий спокойного, торжественного характера (огонь – друг) и грозного, тревожного (огонь – враг).
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворений С. Маршака: «Кошкин дом», «Пожар».
2. Беседы по теме: «Спички – детям не игрушка»
3. Чтение стихов, загадок о пожаре.
4. Рассматривание иллюстраций на тему: «Пожарная безопасность».
5. Беседа о профессии «Пожарный»
Ход НОД
Воспитатель загадывает детям загадку:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
- Как вы думаете, о чём эта загадка? (Об огне.)
- Огонь – друг и враг человека. Еще в глубокой древности человек научился добывать и сохранять огонь, чему очень обрадовался. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно. Огонь дает людям свет, тепло, его используют для приготовления пищи, для изготовления различных вещей и предметов на фабриках и заводах. Когда огонь помогает человеку в его делах, он является полезным помощником и другом человека. Но бывает, что огонь перестает слушаться человека, становится врагом и оборачивается страшным бедствием – пожаром. Пожар, как огромный огненный дракон съедает все на своем пути. Случись пожар в доме – горит мебель, стены, пол, если пожар в природе – гибнут животные, деревья, трава.
Я огонь,
Я друг ребят,
Но, когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю все кругом.
- Отчего же случаются пожары и кто в этом виноват?
(Воспитатель ставит на стол безопасный подсвечник и зажигает свечу)
- На огонь можно смотреть без конца. Посмотрите на наше маленькое пламя, оно напоминает нам отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей. Давайте поднесём руку к свече, что вы чувствуете? (воспитатель следит за положением руки расстоянием над свечой)
- Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.
Опыт № 1: Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
- Что мы узнали из этого опыта?
- Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут, загореться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
- Чтобы не случился пожар необходимо следовать правилам пожарной безопасности. Давайте проверим, как вы их соблюдаете. Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы не согласны с тем, что услышите, начинайте хлопать в ладоши.
(Дети стоят возле стульев)
1. Кто, услышав запах гари,
сообщает о пожаре?
2. Красный отблеск пробежал,
Кто со спичками играл?
3. Кто свечей не зажигает,
И другим не разрешает?
4. Дым, увидев, не зевая,
Кто пожарных вызывает?
5. Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
6. Кто костров не разжигает
И другим не разрешает?
7. Правила, кто точно знает,
И всегда их соблюдает?
- Вы внимательны и правила знаете. Но нужно помнить всегда:
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой пожар!
Но если вдруг пришла беда,
Что, же делать нам тогда? (Ответы детей)
- Правильно, вызвать пожарных. Кто, знает телефон пожарных? (01)
- Обязательно позвони в пожарную часть по телефону – 01.
При пожаре, при пожаре,
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набираем «01».
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся!
- Но бывает так, что пожарные не могут приехать быстро, что тогда делать?
- Надо постараться самим потушить пожар. Чем можно потушить пожар?
Опыт № 2: Показать детям возможность тушения пламени разными средствами. (Вода)
- Как вы думаете, ребята, почему вода гасит огонь? (Ответы детей.)
- А вы знаете, что огонь может дышать, так же как и люди. И если ему перекрыть доступ воздуха (кислорода, то огонь погибнет. Пожар можно потушить песком, землей, плотной тканью.
Продолжение опыта с песком, землёй, плотной тканью.
- Что мы узнали из этого опыта?
- Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.
Игра: «Тушим огонь».
- А сейчас, давайте поиграем. Возьмите султанчики и превратитесь в огонь. Под музыку вы будете изображать настроение и характер огня. А я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра.
(Дети под музыку имитируют пламя костра в зависимости от настроения музыки)
- Мы сегодня говорили об огне. Огонь бывает разным, он может быть другом и врагом. Поэтому мы всегда должны помнить о чём?
* Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься.
* Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут, загореться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
* Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.
* Обязательно позвони в пожарную часть. Телефон – 01.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо запомнили правила пожарной безопасности. В конце занятия хочу прочитать стихотворение Н. Афанасьева о пользе огня.
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
В общем, плохо было б жить.