Кристина Жеребцова
Конспект НОД по ознакомлению детей 2 младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к бабушке Загире»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад № 296 г. Уфа
Разработал: воспитатель Жеребцова Кристина Фёдоровна
Сроки исполнения: апрель 2014 года.
Тема : «Я Родину свою хочу познать»
Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая.
Интеграция образовательных областей: «Познание ФЦКМ», «Родной край», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Словесное творчество», «Физическая культура».
Развевающие задачи: уметь обобщать, делать выводы.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей 2 младшей группы с национальной культурой башкирского народа „В гости к бабушке Загире“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к Родине, к родному городу, уважение к старшему поколению.
Цели
формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, уважение к людям различных национальностей.
учить детей называть страну в которой живут, республику, родной город. Побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни;
дать элементарные представления, о достопримечательностях города Уфы опираясь на фотографии (театры, цирк, парк);
интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, культурой башкирского народа, развитие речи, различные игры);
создание эмоционально – положительного климата для занятия художественно – речевой деятельностью.
Актуальность :
Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, в духовный мир и традиционную жизнь народов Башкортостана, в культуру нации как составную общечеловеческую культуру. Творчество как деятельность детей предоставляет новые возможности для их развития. Один из видов детского творчества – словесное творчество, которое вместе с художественно – эстетическим восприятием литературных произведений, творческим характером исполнительской деятельности составляет художественно-речевую деятельность. Основой развития словесного творчества является устное народное творчество (фольклор). Одной из главных задач является – приобщить детей к истокам национальной башкирской культуры.
Предварительная работа:
Сбор информации по теме. Подготовка материала и оборудования.
Чтение башкирских народных сказок.
Рассматривание кукол в башкирских национальных костюмах (мальчик, девочка).
Рассматривание и описание флагов России и Башкортостана. Дать элементарные знания цветов, их обозначение.
Беседа на тему «Мой город», с опорой на фотографии.
Дидактическая игра «Где ты живёшь?»
Художественное творчество. Лепка из солёного теста башкирского национального блюда «Чак - чак», групповая композиция «Пчёлки летят за нектаром».
Работа с родителями:
Организовать выставку рисунков на тему «Достопримечательности моего родного города».
Родителям, провести беседу с детьми о родном городе, уточнить название улицы на которой находится дом.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Дети входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся и поприветствуем наших гостей с помощью ручек.
Пальчиковая гимнастика : «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)
Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)
Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)
Здравствуй, кудрявый дубок (соединить пальчики над головой, округлив руки).
Мы живем в родном краю (развести руки в разные стороны).
Я Вас всех люблю (обнять себя руками).
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята я хочу с вами поговорить о нашей Родине.
Мы с вами живём в большой, многонациональной стране она называется Россия. У каждого государства есть свой отличительный флаг. Флаг Российской Федерации имеет три цвета - белый, синий и красный. Каждый цвет имеет своё значение.
Белый - цвет мира, чистоты.
Синий - цвет веры, верности и постоянства.
Красный - цвет энергия, сила.
А кто мне подскажет, в какой республике мы живём? (ответы детей)
Правильно, наша республика Башкортостан! В Башкортостане есть свой флаг. Я прочитаю стихотворение Фарзана Губайдуллина оно называется «Флаг моей республики», а вы послушайте:
«Флаг моей республики»
Три цвета носит флаг республики моей.
Окрашен он самой природой –
Цветок курая золотом на флаге –
Древнейший символ моего народа.
Три цвета на полотнище – зелёный, белый, синий.
Цвет синий – это ясность помыслов и чистота,
Доброжелательность, спокойствие народа,
Как рек башкирских чистая вода!
Цвет белый – миролюбие, открытость,
Здоровье нации, сотрудничать стремленье.
Зелёный – это цвет свободы, вечной жизни,
Как зелены холмы, леса, луга,
Как ветер вольный из степей башкирских
Лакает Агидели берега.
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам посмотреть какой прекрасный край Башкортостана. Воспитатель комментирует показ слайдов с изображением башкирской символики (герб, флаг, башкир в национальных костюмах, природа края, животные заповедника, национальные блюда, башкирский мёд.
Стук в дверь, воспитатель выглядывает, берёт кукол мальчика и девочки в национальных костюмах.
Воспитатель: Дети к нам пришли куклы! Вот эту куклу зовут Айгуль. Посмотрите, какой наряд она надела. У Айгуль красивое платье зелёного цвета, с красной оборкой по краю, с длинными рукавами и воротником. Жилеточка украшенная цветочным орнаментом называется камзул. На ногах красные туфельки. Голову украшает налобная повязка с круглыми медальонами. Айгуль красивая и добрая.
А эту куклу зовут Арслан. Он одет по-другому. У Арслана штаны красного цвета, рубаха украшенная узорами. Жилетка украшенная медальономи называется камзул. Головной убор у Арслана очень богатый, тюбетейка украшенная мехом. На ногах сапожки.
Айгуль и Арслан брат и сестра. Сегодня они хотят навестить свою любимую, добрую бабушку. Она живёт в деревне и зовут бабушку Загира. Хотите вместе сними поехать в гости к бабушке? (Ответы детей) Хорошо, мы поедем в волшебном автобусе, но с начало его нужно заправить и завести моторчик. (Проводится импровизированная игра «Автобус»)
Вот мы и приехали.
(Дети встают и подходят к дому. Из дома выходит бабушка, она приветливо встречает гостей.)
Воспитатель: Да будет день добрый!
Бабушка : К добру будет приезд! Добро пожаловать! Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте почтенная бабушка!
Бабушка : Дорогие мои как я рада, что вы приехали ко мне в гости. А где мои внучата Айгуль и Арслан? (Берёт на руки кукол, прижимает к себе, тем самым выражает любовь.) Проходите, гости дорогие. Порадуйте меня своими песнями, прибаутками, стихами. Я буду рада!
Воспитатель: бабушка Загира, отгадай загадку. А потом дети споют тебе песню-отгадку.
«И яйцо не высиживает, и за детьми не ухаживает.»
Бабушка : Ну конечно, это кукушка.
(Дети исполняют песню «Кукушкины гаммы».)
Воспитатель: Бабушка Загира тебе, наверное, тяжело одной вести хозяйство? Ребята, а давайте поможем бабушке покормим цыплят. (Проводится подвижная игра «Айгуль и цыплята». На дворе бегают цыплята. Выходит Айгуль, цыплята бегут ей на встречу.)
Если цыплята увидят Айгуль,
С шумом и писком
Бегут по двору.
-Цып-цып-цып!
-Сыпь-сыпь-сыпь!
Нам зёрен Айгуль
Тип-тип-тип,
Пик-пик-пик,
Нам кушать пора.
С мячиком красивым Арслан
К этому дворику тоже спешит.
И говорит ей:
- Пришёл тебя звать.
Чтоб мячиком этим
С тобой поиграть.
Айгуль отвечает:
- Некогда мне.
Одни лишь забавы у тебя на уме.
Слышишь, что говорят мне цыплята?
Они говорят, что водички им надо.
- Пик-пик-пик!
- Пить-пить-пить.
Пить сперва нам дай,
А потом иди играй!
Бабашка : Какие молодцы.
Воспитатель: Дети хорошо у бабушки! Я знаю, что вы очень любите слушать сказки. Давайте мы попросим бабушку рассказать нам башкирскую сказку «Медведь и пчёлы».
Бабушка : Рассаживайтесь по удобнее, сказка начинается. (Бабушка рассказывает. Воспитатель за ширмой показывает действия соответствующие тексту, при помощи театра кукол «Бибабо».)
Бабушка : Дети вам понравилась сказка? Жаль мне с вами расставаться. Но вам пора возвращаться в детский сад. Без подарка я вас не отпущу. Передаю воспитателю мёд очень полезный продукт, он прибавит вам силы. Приедете в детский сад попейте чай с мёдом.
(Дети благодарят бабушку за угощенье)
Бабушка : На здоровье! Гость – это счастье в доме, приезжайте ещё.
(Дети с песней уезжают на автобусе.)