Приложение МААМ

Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Поволжья

Елена Гурова
Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы

"История народных промыслов Поволжья"

Цель

Уточнить и закрепить знания детей об истории и народных промыслах Поволжья

Задачи

Образовательные:

- систематизировать знания детей о величии реки Волги, городах и народностях Поволжья;

- обеспечить узнавание изделий хохломской и городецкой росписи, звучания саратовской гармошки;

- обеспечить применение на практике умения расписывать изделия элементами хохломской и городецкой росписи.

Развивающие:

- обеспечить развитие умения работать с картой (физической и контурной);

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Поволжья» размещена в разделах

- обеспечить развитие умения соотносить название города, края, республики с жителями данной местности;

- обеспечить развитие умения анализировать образцы росписи;

- способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательные:

- пробудить чувство гордости за свою малую Родину;

- помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своего труда

Оборудование

Демонстрационный материал:

- физическая карта России и Поволжья;

- образцы одежды народов Поволжья;

- образцы хохломской и городецкой росписи;

- саратовская гармошка;

- запись песни про Волгу (авторы М. Фрадкин, Л. Ошанин);

- запись звучания саратовской гармошки

Раздаточный материал:

- физическая и контурная карта Поволжья;

- цветные карандаши;

- заготовки для росписи;

- гуашь, кисти

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на карту России, предлагает послушать стихотворение.

Ребенок читает стихотворения о Родине:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём

Дети рассматривают карту России (отыскивают реку Волгу)

Вопросы к детям:

- В какой стране мы живем?

- Как называется наша малая Родина?

- Какая великая река протекает по нашей территории?

Приглашение в путешествие по Волге

Звучит песня «Из далека долго течет река Волга»

Основная часть

Воспитатель показывает карту Поволжья, рассматривает ее вместе с детьми

Дети работают с физической картой Поволжья (называют города по течению реки, рельеф местности)

Дети раскрашивают контурную карту Поволжья.

Воспитатель рассказывает о народностях Поволжья, показывает образцы одежды.

Дети рассматривают кукол в национальной одежде.

Физ. минутка.

Игра «Назови жителя города, края, республики»

Воспитатель предлагает детям загадку о хохломе:

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется, и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

Дети находят образцы хохломской росписи, обосновывают свой выбор

Воспитатель рассказывает об истории промысла :

- Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали: будто, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал.

Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать.

Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой.

Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

Воспитатель предлагает загадку о городецкой росписи:

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Разноцветные узоры тонко вывела рука!

Чудо-птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Дети находят образцы городецкой росписи, обосновывают свой выбор

Воспитатель рассказывает об истории промысла :

- Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры.

Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. А пряла она, сидя на донце. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. После работы донце вешалось на стену и служило украшением избы. Позже начали украшать и другие изделия.

Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Звучит саратовская гармошка

Воспитатель рассказывает об истории создания саратовской гармошки:

- Гармонь попала в Россию из Германии. Ремонтируя заграничные инструменты, волжские умельцы постепенно переделывали их, использовали свои материалы, и получилась ни с чем не сравнимая саратовская гармошка, которую отличает высокий звук и "мажорный ряд". Отличали саратовскую гармошку и колокольчики, также придававшие их звучанию веселую мелодичность".

А первое упоминание в печати о «гармони с колокольчиками» появилось в газете «Саратовский справочный листок». В ней писалось о том, что пассажиры парохода, плывшего по Волге вблизи Вольска, попросили подойти капитана поближе к берегу, с тем, чтобы получше услышать «игру на гармонике с колокольцами"

Рассматривают гармошку, пробуют поиграть на ней

Физ. минутка.

Танец «Барыня» (под запись саратовской гармошки)

Воспитатель предлагает детям пройти в «мастерскую» и раскрасить заготовки хохломской и городецкой росписью

Ребенок:

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым

Засияла, поднялась

Сладким соком налилась

А трава, как бахрома

Золотая хохлома.

Ребенок:

Наши доски расписные,

Посмотрите вот какие.

Всем хотим вам показать

И подробно описать.

Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо – конь и чудо – птица,

Это значит Городец!

Научилась, слава богу,

Рисовать я, наконец,

Дайте денег на дорогу –

Уезжаю в Городец!

А я тоже молодец,

Тоже еду в Городец,

А когда вернусь назад,

Разрисую детский сад!

Итог: с чем работали, что нового узнали, что было самым интересным

Рефлексия: сумели ли выполнить все задания воспитателя

(да- красный кружок, нет – синий кружок)

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Узнавайка» для детей старшего дошкольного возраста.Дидактическая игра «Узнавайка» для детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра "Узнавайка". Цель: закреплять знания детей о народно-прикладных промыслах России, умение находить нужный элемент росписи.

Дидактическая игра «Выложи композицию» Дидактическая игра «Выложи композицию» Цель: Закрепить знания детей о народном промысле Городцу. Совершенствовать умение детей создавать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Поволжья
Опубликовано: 11 мая 2014 в 20:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Поволжья» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гурова (УИ 217790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД