Елена Гурова
Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Поволжья
▼ Скачать + Заказать документы
"История народных промыслов Поволжья"
Цель
Уточнить и закрепить знания детей об истории и народных промыслах Поволжья
Задачи
Образовательные:
- систематизировать знания детей о величии реки Волги, городах и народностях Поволжья;
- обеспечить узнавание изделий хохломской и городецкой росписи, звучания саратовской гармошки;
- обеспечить применение на практике умения расписывать изделия элементами хохломской и городецкой росписи.
Развивающие:
- обеспечить развитие умения работать с картой (физической и контурной);
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей с историей Поволжья» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
- обеспечить развитие умения соотносить название города, края, республики с жителями данной местности;
- обеспечить развитие умения анализировать образцы росписи;
- способствовать развитию творческих способностей.
Воспитательные:
- пробудить чувство гордости за свою малую Родину;
- помочь получить эстетическое наслаждение от результатов своего труда
Оборудование
Демонстрационный материал:
- физическая карта России и Поволжья;
- образцы одежды народов Поволжья;
- образцы хохломской и городецкой росписи;
- саратовская гармошка;
- запись песни про Волгу (авторы М. Фрадкин, Л. Ошанин);
- запись звучания саратовской гармошки
Раздаточный материал:
- физическая и контурная карта Поволжья;
- цветные карандаши;
- заготовки для росписи;
- гуашь, кисти
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель обращает внимание детей на карту России, предлагает послушать стихотворение.
Ребенок читает стихотворения о Родине:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём
Дети рассматривают карту России (отыскивают реку Волгу)
Вопросы к детям:
- В какой стране мы живем?
- Как называется наша малая Родина?
- Какая великая река протекает по нашей территории?
Приглашение в путешествие по Волге
Звучит песня «Из далека долго течет река Волга»
Основная часть
Воспитатель показывает карту Поволжья, рассматривает ее вместе с детьми
Дети работают с физической картой Поволжья (называют города по течению реки, рельеф местности)
Дети раскрашивают контурную карту Поволжья.
Воспитатель рассказывает о народностях Поволжья, показывает образцы одежды.
Дети рассматривают кукол в национальной одежде.
Физ. минутка.
Игра «Назови жителя города, края, республики»
Воспитатель предлагает детям загадку о хохломе:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
Дети находят образцы хохломской росписи, обосновывают свой выбор
Воспитатель рассказывает об истории промысла :
- Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали: будто, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал.
Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать.
Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой.
Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?
Воспитатель предлагает загадку о городецкой росписи:
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Разноцветные узоры тонко вывела рука!
Чудо-птицы там порхают,
И кувшинки расцветают!
Будто в сказку нас зовя!
Дети находят образцы городецкой росписи, обосновывают свой выбор
Воспитатель рассказывает об истории промысла :
- Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры.
Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. А пряла она, сидя на донце. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. После работы донце вешалось на стену и служило украшением избы. Позже начали украшать и другие изделия.
Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Звучит саратовская гармошка
Воспитатель рассказывает об истории создания саратовской гармошки:
- Гармонь попала в Россию из Германии. Ремонтируя заграничные инструменты, волжские умельцы постепенно переделывали их, использовали свои материалы, и получилась ни с чем не сравнимая саратовская гармошка, которую отличает высокий звук и "мажорный ряд". Отличали саратовскую гармошку и колокольчики, также придававшие их звучанию веселую мелодичность".
А первое упоминание в печати о «гармони с колокольчиками» появилось в газете «Саратовский справочный листок». В ней писалось о том, что пассажиры парохода, плывшего по Волге вблизи Вольска, попросили подойти капитана поближе к берегу, с тем, чтобы получше услышать «игру на гармонике с колокольцами"
Рассматривают гармошку, пробуют поиграть на ней
Физ. минутка.
Танец «Барыня» (под запись саратовской гармошки)
Воспитатель предлагает детям пройти в «мастерскую» и раскрасить заготовки хохломской и городецкой росписью
Ребенок:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась
А трава, как бахрома
Золотая хохлома.
Ребенок:
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Всем хотим вам показать
И подробно описать.
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица,
Это значит Городец!
Научилась, слава богу,
Рисовать я, наконец,
Дайте денег на дорогу –
Уезжаю в Городец!
А я тоже молодец,
Тоже еду в Городец,
А когда вернусь назад,
Разрисую детский сад!
Итог: с чем работали, что нового узнали, что было самым интересным
Рефлексия: сумели ли выполнить все задания воспитателя
(да- красный кружок, нет – синий кружок)