Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Елена Юрковская
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»

Цель. Продолжать формировать у детей представления о коми народных музыкальных инструментах и умение играть на них, эмоционально откликаясь на выраженные в коми песнях чувства и настроения.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с коми народными музыкальными инструментами (названия, использование, из чего изготовлены) .

2. Развивать у детей способность эстетического восприятия коми произведений, умение чувствовать их характер, настроение, замечать выразительные средства.

3. Развивать чувство ритма, желание играть на музыкальных инструментах, музицировать в оркестре.

4. Воспитывать интерес к музыке коми.

Ход занятия

Муз. рук. Видза оланныд, дона челядь! Здравствуйте, дорогие ребята! Я сегодня хочу вас пригласить на прогулку в весенний лес. Весной все пробуждается от зимнего сна…Все больше и чаще слышны разные звуки. Это шум ветра в лесу,журчание ручейка,пение птиц,стук дятла и т. д.

Включается видео «Лесные звуки весной»

- Кого вы услышали? (Чьи голоса услышали). Ответы детей: кукушку, дятла, дождик, водичку, ручеёк, скрип дерева. Откуда все эти звуки? (Из леса) .

Мы сегодня будем продолжать знакомиться с коми музыкальными инструментами,и посмотрим,может звуки этих инструментов похожи на звуки леса?А посмотрите что это (Находит письмо)

Дорогие ребята!

Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь, а кто я, угадайте…

В овраг ручьями катится,

Деревьям дарит платьица,

В цветы оденет луг

И станет летом вдруг!

Ты знаешь кто она?

Красавица… (Весна).

Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда в путь!

А приведет нас в лес «Музыкальная дорожка».

Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся. (идут по залу змейкой)

Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. (выполняют хороводный шаг)

По дорожке мы пойдем и притопывать начнем. (идут дробным шагом)

Ровно держим спинку, прямо как тростинку!

А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. (легкий бег на носочках)

А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем (выполняют поскоки)

Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка выполняют (хороводный шаг)

А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой (дети останавливаются, образуя круг.)

Музыкальный руководитель: Вот мы и в лесу! Давайте поприветствуем его своей песенкой-приветствием!

Дети поют песню «Видза олан,гажа тулыс!»

Оглянитесь вокруг, какая красивая лесная полянка. Давайте присядем и отдохнем здесь (садятся на ковер). Ребята! Прислушайтесь! Вы слышите здесь в лесу какие-нибудь звуки? А помните, о чем нас просила весна? Давайте разбудим лес, наполним его звуками весенней природы!

Включить видео весенней заставки

Показывает зиль – зёль, играет.

- На что похожи эти приятные звуки?

Ответы детей: журчит ручеёк, капает дождик, звенят сосульки.

А называется он «зиль – зёль», напоминает ласковое, мелодичное журчание ручейка. Как вы думаете, из чего он сделан? (из дерева).

Муз. рук.:исполняет песню «Шор» на коми и русском языке по 1 куплету.

Разучивание 1 куплета.

Муз. рук. Ребята,как вы думаете, вот этот инструмент кого изображает (играет на инструменте)

Ответы детей: стук дятла. Это бытовой инструмент. Раньше наши бабушки им стирали белье, потом наматывали на палку и гладили. Называется он «сера палич», а по-русски рубель. Послушайте, какие разные звуки можно отстукивать.

(Показ педагога и желающего поиграть ребенка)

Муз. рук. А весной лес оживает и от ветра шумит,сначала тихо,а потом громче.

Как вы думаете,на что похож этот инструмент?

Ответы детей:на погремушку.

Муз. рук.:Правильно,погремушка,а по -коми «Шур-шар»

Он изготовлен из бересты. Ребенок показывает,как играют на этом инструменте.

Муз. рук. Ребята, а какой инструмент изображает пение кукушки?

Показ на экране.

На что похожи эти инструменты?

Ответы детей: (На дудочки).

А называются они «чипсаны» и «пэляны», «чипсаны» поменьше, а «пэляны» побольше, и сделаны они из бересты (берестяные). А бывают ещё деревянные дудочки – пу пэлян. Послушайте, как звучат берестяные дудочки, чипсаны и пэляны.

Видеозапись с концерта артистов народного театра (отрывок) .

Весной,когда все вокруг зеленело,расцветало коми народ выходил на улицу,проводили гуляния,праздники,встречали весну. Без гармошки не проходил ни один праздник.

Муз. рук. А этот инструмент знают все – гармошка, по-коми – гудэк.

Показ на экране фото.

Звучит мелодия «Частушечные наигрыши».

Коми народ очень любит петь частушки и плясать под гармошку.

Дети поют частушки под фонограмму

Муз. рук. не очень громко при этом подыгривает на деревянном барабане-пу барабан, а последний куплет поёт на коми языке, продолжая отстукивать ритм.

Начинаю я припевку, Чтобы печка разгорелась,

Первую, начальную Надо жару поддавать.

Я хочу развеселить Чтобы песня лучше пелась,

Публику печальную. Надо пляской помогать.

Поплясать бы я пошёл, Разрешите поплясать

Да в избе неровный пол. Разрешите топнуть,

Перестань качаться, пол, Неужели в этом зале

Я кадриль плясать пошёл! Половицы лопнут?

Шондiбаной – оломой,

Том оломой – том гажой.

Том оломой – том гажой,

Том пора колляломой.

Муз. рук.:Кто знает, на чём я сейчас играла? Правильно, барабан. Только необычный, и называется «пу барабан», потому что пу по-коми означает «дерево» -деревянный барабан.

Вы знаете, кто первым просыпается в деревне? Петух, потом курица, цыплятки, а затем пастух. Он надевает на себя барабан, берёт палочки, идёт по улице и стучит. А для чего он это делает? Чтобы хозяйки услышали и выпустили коров, иначе без молока останутся.

Показ фото на экране.

А ещё в каждой деревне раньше был сторож. Вот он так ходил по деревне и давал знать, что в округе всё спокойно. Называется этот инструмент-тотшкодчан, или колотушка. Дети по - очереди играют колотушками.

Муз. рук. А теперь посмотрите какой это инструмент (просмотр видео-игра на

на сяргане)

На что похожи эти звуки? На треск, резкий шум. И называется трещотка, по-коми сярган. Это тоже бытовой инструмент. Раньше использовали сярган для устрашения лошадей, забравшихся на овсяные поля,для отпугивания ворон от посевов.

Муз. Рук. Отгадайте загадку: «Сама не ем, а людей кормлю»

Ответы детей: Ложка. Пань –по-коми. А они деревянные, значит пу паньяс. Они изготавливались из древесины,а чтобы звонче звучали,выбирали деревья знатоки своего ремесла. Как можно на них играть? Правильно, отстукивать любой ритмический рисунок. Наши мальчики покажут,как играют на ложкаж.

Танец «Веселые ложкари»

В нашем оркестре всего понемножку –

Звенит колокольчик, играет гармошка.

Зиль – зёль, барабан, деревянные ложки –

Играет оркестр и в пляс идут ножки.

Оркестр

Муз. рук. Мы с вами знаем песенку о коми музыкальных инструментах. А давайте вместе ее исполним.

Песня «Коми ворсанъяс»

Муз. рук. Ребята,мы с вами сегодня узнали,что звуки инструментов похожи на звуки леса,ручейка,птиц и т. д. Вам понравилось прогулка по весеннему лесу?Сейчас посмотрим,кто же быстрее назовет правильно названия коми инструментов?

Проводится игра «Назови инструмент»

Показ слайдов –загадок на экране.

А давайте Весне подарим песню на коми языке

Песня «Веснянка»

Аддзысьлытодз! Став бурсо тiянлы! До свидания! Всего вам самого доброго!

Публикации по теме:

Итоговое мероприятие по ознакомлению детей с народными промысламиИтоговое мероприятие по ознакомлению детей с народными промыслами Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля»Конспект занятия по ознакомлению с народными промыслами «Мастерами славится земля» открытое итоговое занятие по изобразительной деятельности Цели: воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров, создающих.

Конспект занятия самостоятельной музыкальной деятельности «Знакомство с музыкальными инструментами» (первая младшая группа) Самостоятельная музыкальная деятельность в 1 младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами». Цели: Знакомство детей с музыкальными.

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами России «Откуда ты, матрёшка?» .

Сценарий праздника по ознакомлению дошкольников с народными традициями «Посвящение в казачата» Цели: Продолжать знакомство с традициями родного края, приобщать к фольклорному творчеству. Действующие лица: Хозяин Хозяйка Казак взрослые.

Проект по ознакомлению с народными промыслами «Чудо-чудное, диво-дивное» в подготовительной группе Название проекта: «Чудо – чудное, диво – дивное» Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории Бесхлебнова Людмила Ивановна.

Развлечение ко Дню Республики Коми «Мой любимый Коми край» «Мой любимый Коми край». Цель: Закреплять знания детей о Республике Коми; прививать любовь к малой родине; воспитывать патриотизм. Ход развлечения:.

Занятие для детей средней группы по ознакомлению с народными праздниками и традициями ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРАЗДНИКАМИ Цель: Продолжать знакомить детей с народным фольклором, с фольклором Рязанского края. Вызвать интерес.

Занятие по ознакомлению детей с народными промыслами «В гостях у матрешки» Занятие «В гостях матрешки» Цель: продолжать знакомить детей с промыслами Нижегородского края. Задачи: познакомить с процессом изготовления.

Знакомство с музыкальными инструментами с использованием ИКТ По залу расставлены изображения музыкальных инструментов, дети проходят под музыку в зал и их рассматривают, затем присаживаются на свои.

Библиотека изображений:
  • Правила поведения
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»
Опубликовано: 17 марта 2016 в 12:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» (вторая группа раннего возраста)
Фотоотчет «Знакомство с ПДД в младшей группе» ( вторая группа раннего возраста) Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим...
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Щенок». Используемые технологии:...
Цель: Формирование умения детей рисовать в технике «сухая кисть» методом тычка, осваивая цветовую палитру: дополнительных цветов ( оранжевый) и оттенков (...
Загадки о посуде
Варю я пищу вашу К обеду - суп и кашу. ( Кастрюля) "Ш-ш-ш, - шипит картошка, - Подлейте маслица немножко". Вот это жар, вот это да! Раскалена (...
Уголок ИЗО в группе: помогаем детям раскрыть творческий потенциал
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию вариант оформления уголка изобразительной деятельности Тематические зоны в группе — обязательное...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Рязани»
По крутому яру заросли кипрея, Глину подмывает гибкая Ока, И за ровным лугом вдаль и чуть левее, Нам Рязань открылась, но не вся пока. ( Сергей...