Светлана Чебышева
Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Мадина в гостях у ребят".
Цель:
Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
1. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика Северная Осетия - Алания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
2. Закреплять знания об истории возникновения и особенностях осетинского национального орнамента.
3. Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарный запас по теме, развивать диалогическую речь.
4. Продолжать учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет, но и характерные детали, соотношения предметов и их частей по величине, высоте.
5. Продолжать знакомить с характерными элементами росписи народов Осетии.
Коррекционно - развивающие:
1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление сходства и различия предметов, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение.
2. Формировать интерес к осетинской музыке, живописи, литературе, народно – прикладному искусству.
3. Развивать художественно – творческие способности, поэтический слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать любовь к искусству, традициям и культуре родного края.
2. Воспитывать усидчивость, умение понимать поставленную задачу, способы её достижения; проявлять настойчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.
3. Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду товарищей и его результатам.
Демонстрационный материал:
Экран, презентация, мольберт, столы, декоративные изделия народных мастеров, книга с осетинским орнаментом.
Раздаточный материал:
Подносы с элементами осетинского орнамента из фетра, кувшин,
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, гимнастика для глаз, дыхательное упражнение, активизация словаря, вопрос - ответ, беседа.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов декоративного искусства, беседы: «Наша республика» «Большая и малая Родина», рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание чистоговорок, скороговорок, поговорок о родном крае, дидактические игры: «Народные промыслы», «Что лишнее», «Собери узор», «Разбитая посуда», создание в группе познавательного мини – музея «Культура народов Кавказа», прослушивание музыкальных произведений, знакомство с элементами росписи, выкладывание орнамента, разучивание осетинского танца.
Индивидуальная работа:
Следить за правильным произношением слов, построением предложений, формирование правильного речевого выдоха.
Словарная работа:
Геометрический, астральный (от слова «астра» - звезда, животный, растительный, орнамент, узор, символ, схема, прикладное искусство, ритм, мастер.
Ход НОД:
Слайд 1.(Горы.)
(Звучит осетинская музыка. Входят дети, становятся врассыпную).
Воспитатель: Ребята, посмотрите как много в нашем зале гостей, а гость – это радость. Поприветствуем всех.
(Звучит осетинская музыка тихо).
Речевая настройка:
Край наш Осетия – сказочный дом
Всем нам уютно и радостно в нём!
Всё в нашем доме мы делаем вместе:
Сказки читаем, поём одни песни,
Любим лепить, рисовать и играть,
Музыку слушать и танцевать!
Всем «Здравствуйте!»
(Входит Мадина - девочка «расстроенная»)
Воспитатель: Что с тобой приключилось? Почему ты такая грустная?
Мадина: Меня мама послала за водой к реке. Я увидела, что у других девочек красивые расписные кувшины, а у меня нет… И я так расстроилась!
Воспитатель: Мы знаем, как помочь твоему горю. У нас в мастерской есть всё, чтобы сделать его красивым!
Оставайся с нами, и мы расскажем тебе об осетинском орнаменте и поможем тебе украсить кувшин.
(Дети проходят в «мастерскую»)
Садятся на свои места
Воспитатель: Ребята, что является важнейшей частью декоративно-прикладного искусства.
Дети: Частью декоративно-прикладного искусства является орнамент.
Слайд 2.(Орнамент)
Воспитатель: Итак, что же такое орнамент?
Дети: Украшение, узор. Узор, который повторяется много раз – называется орнаментом.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен орнамент?
Дети: Для украшения.
Воспитатель: Что украшалось орнаментом?
Слайд.
Дети: Мебель, оружие, здания, застежки, пуговицы, пояса, головные уборы, одежда, обувь, инструменты, орудия труда, предметы быта, утварь, ковры.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего люди наносили орнамент на предметы, в какую силу орнамента они верили раньше?
Дети: Люди верили, что орнамент оберегает от бед, несчастий, орнамент приносит счастье, благополучие, удачу.
Воспитатель: Правильно, ребята. А в наше время основная задача орнамента, какова?
Дети: Сделать предмет более нарядным и привлекательным.
Воспитатель: По характеру рисунка орнамент разделяется на четыре вида орнамента, какие?
Дети: Геометрический, растительный, животный, астральный.
Воспитатель: Перечислите, основные элементы геометрического орнамента.
Слайд 8. (Геометрический)
Дети: Зигзаг, волнистая линия, точки, штрих, прямая линия, завиток
.
Слайд 9 – (дети проверяют ответы)
Воспитатель: Верно.
Слайд (Астральный)
Воспитатель: Какие символы включает в себя астральный орнамент?
Дети: Небесные символы: небо, солнце, звезды, облака.
Слайд 11 – (дети проверяют ответы)
Слайд 12. (Животный)
Воспитатель: Какие элементы включает в себя животный орнамент?
Дети: Животный орнамент включает в себя силуэты животных, птиц: медведи, лошади, олени, туры, бараны, змеи.
Слайд. (Медведи, лошади, олени, бараны, змеи)
Слайд 14. (Растительный)
Воспитатель: Перечислите элементы растительного орнамента?
Дети: Травка, цветы, лепестки, стебли, листья, плоды.
Слайд 15. (Травка, цветы, лепестки, стебли, листья, плоды)
Воспитатель: А вы хотите побывать в музее декоративно-прикладного искусства.
Давайте вместе отправимся в музей, и ты, Мадина, выберешь орнамент для своего кувшина.
Речь с движением
Раз, два, три, четыре, пять –
В мы в музей идём опять, (шагают)
Свежим воздухом дышать (круговое движение руками сверху вниз).
Экспонаты изучать.
Экскурсовод проводит короткую экскурсию по выставке детских работ, и Мадина выбирает орнамент для своего кувшина
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, экспонаты одного стеллажа рассыпались, хотите помочь музею?
Игра «Собери костюм»
(2 команды: девочки и мальчики)
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Но, нам пора в обратный путь.
Речь с движением
Раз, два, три – в мастерскую поспеши,
Возвращаемся назад,
Чтоб кувшинчик украшать (движения и шаги в такт).
Воспитатель: Давайте, вспомним нашу чистоговорку.
Чистоговорка
Ка-ка-ка – рядом горная река,
Ки-ки-ки – тропинка вдоль реки,
Ко-ко-ко – дом недалеко,
Ке-ке-ке – шагаем налегке.
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, как ритмично звучит чистоговорка.
Ритмами пронизана вся жизнь природы и человека, а какие ритмы знаете вы?
Дети: Мерцание звёзд, стук часов, биение сердца, дыхание,
Воспитатель: Положите руку на грудь и послушайте его биение, и услышьте своё дыхание.
Воспитатель: Как вы думаете, в изобразительном искусстве, что такое ритм?
Дети: - Это узор, который повторяется много раз.
Воспитатель: - Посмотрите на экран, расскажите о ритме, используя форму, цвет, размер.
Гимнастика для глаз.
Слайд 20.
1. Общее – форма (круг) и цвет (красный). Различия – размер (большой и маленький).
Слайд 21.
2. Общее – размер (большой) и цвет (зелёный). Различия – форма (круг и треугольник).
Слайд 22.
3. Общее – размер (большой) и форма (квадрат). Различия – цвет (фиолетовый и жёлтый).
Воспитатель: Мадина, ты поняла, что такое орнамент и как им можно украсить твой кувшин
Мадина: Ребята, помогите мне украсить мой кувшин.
Воспитатель: Ребята, настоящие мастера, прежде чем начать работу, разминают руки. Давайте и мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы будем разминать,
Хотим мастерами – умельцами стать.
Чтоб легко узор составлять,
Край осетинский наш прославлять и тебе, Мадина, помогать!
Игра «Укрась кувшин»
Мальчик:
Утром, взяв с собой кувшины, за водой идут Мадинки,
И Фатимы, и Заринки по крутой спешат тропинке,
Родничок звенит, сверкает, бежит в нём чистая вода,
Девочки спешат туда.
Девичий танец
(В конце танца девочки делают большой круг, уводя за собой мальчиков)