Валентина Егоровна Рябова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Опасные природные явления во все времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы, музыка, безопасность, труд.
Цели: Закрепить правила безопасного поведения во время опасных природных явлений. Расширять представления детей о правильном поведении на природе во время : гололёда, метели, половодья, наводнения; грозы, урагана, смерча.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему „Опасные природные явления во все времена года“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предшествующая работа: наблюдения, рассматривание картин, чтение художественной литературы.
Материал: аудиозапись со звуками метели, наводнения, дождя, грома, урагана; картины; губки, стаканы с водой для опыта; карточки -светофорчики.
Словарная работа: смерч, половодье.
Дети входят в группу. Звучит детская песенка: «Неприятность эту мы переживём».
- Ребята, в группе у нас как- то необычно : много гостей, поздоровайтесь, звучит музыка, кругом картины.
- Посмотрите на картины и скажите, какие времена года изображены на них? (зима, весна, лето, осень).
- Всё верно! А сейчас давайте обозначим все картины условными цветными фишками: зима - голубая фишка; весна - зелёная; лето – красная; осень -желтая фишка.
(дети выполняют задание).
- Ребята, в каждое время года бывают опасные природные явления. Вот сегодня вы узнаете, как оберегать себя в разных опасных природных ситуациях.
Рассматриваем картины зимы.
Всё белым – бело от пуха
Нет порядка во дворе,
Крутит вьюга-завируха
Белом снегом в декабре.
Стонет, охает, поёт,
Погулять нам не даёт!
Когда это бывает? (зимой)
- Какие природные явления бывают зимой?
(снегопад, метель, мороз, гололёд)
- Что такое метель?
(перенос снега очень сильным ветром)
- Да, ребята, метель всегда сопровождается снегопадом.
Стихотворение «Снегопад» :
Снег кружится, снег ложиться
Снег! Снег! Снег!
Тротуары замело
Всё вокруг белым бело!
Снега – снега – снегопад
Хватит дела для лопат
Для лопат и для скребков
Для больших грузовиков.
Снег кружиться, снег ложиться
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник говорит
Я этот вторник не забуду никогда,
Снегопад для нас беда.
Целый день скребок скребёт.
Целый день метла метёт
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело….
Снег! Снег! Снег!
- Скажите, чем опасна метель?
(под снегом остаются здания, занесены все дороги, останавливается движение, нарушается нормальная жизнь людей, обрываются линии передач)
- Что надо сделать, когда начинается метель?
(закрыть окна и двери, не выходить из дома, если метель застала на улице нужно укрыться в близлежащим здании).
(включается аудиозапись со звуками «метель»)
Стихотворение «Гололёд» :
Гололёд, гололёд….
Лёд у дома, у ворот
Я люблю скользить по льду
Хоть куда по льду пойду!
Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же шмяк!
Как же в садик мне дойти?
Не ползком туда ж ползти
Гололёд, гололёд
По чуть-чуть скольжу вперёд.
- О чём говорится в стихотворении?
(о гололёде)
- Чем опасен гололёд?
(очень скользко, трудно идти, можно упасть)
- Да, ребята, гололёд – это слой плотного льда, образовавшейся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах!
Гололёд является причиной травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, верх лицом, т. к. можно получить сотрясение мозга.
- Как же себя вести, чтобы не получить травм?
(подобрать нескользящую обувь; идти не торопясь; передвигаться осторожно; жилым людям лучше вообще не выходить из дома).
- После зимы наступает что? (весна).
Стихотворение «Ледоход» :
Ура! Весна и ледоход!
Плывёт, плывёт по речке лёд…
Глядят ребята там и тут,
Как льдины по воде плывут.
Ну чем тебе не корабли!
Но нет! – не уходи с земли!
На лёд коварный не ступай,
Опасно это, так и знай.
Такой корабль перевернётся,
На части может расколоться
Иль унесёт на центр реки.
Весной от речки прочь беги.
Рассматриваем картины: «Весна».
- Что происходит весной с водоёмами?
(лёд темнеет, покрывается трещинами, тает)
- Да, весной очень опасно ходить по подтаявшему льду на реке, т. к. он может проломиться. Выходить на такой лёд чрезвычайно опасно. Нельзя кататься на льдинах, обходить проруби, полыньи, край льда).
Загадка:
Тает, тает белый снег,
Мишка не зевай!
Ведь вода из полных рек
Льётся через край
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу.
Что это? (Половодье)
- Что такое ПОЛОВОДЬЕ?
(в мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса, поля, расположенные вдоль реки)
- А ещё, ребята, серьёзным стихийным бедствием является наводнение.
Причина наводнения-сильные ливни, таяние снегов.
Из-за этого возникает подъём уровня воды в водоёмах, разрушая мосты, дороги, дома.
Прослушивание аудиозаписи со звуками «наводнения»
- Наводнение приносит ущерб, гибнут люди, животные.
- Как же вести себя во время наводнения :
(отключить газ, воду, электричество; знать места, где хранятся лодки, брёвна, ведь дерево не тонет; в сумку собрать быстро документы, лекарства, тёплые вещи, трёхдневный запас продуктов и воды; если поступил сигнал об эвакуации, покинут свои места.
- Молодцы! А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Да» или «Нет».
- Повернитесь к столу, возьмите «светофорчики» (карточки с зелёным и красным сигналами».
- Если вы согласны с моим высказыванием, покажите корточки с зелёным кружком, если не согласны-с красным.
- Будьте внимательны!
1. Наводнения- это грозные и опасные природные явления. (Да)
2. Наводнения возникают от разливов рек, сильных ливней, от таяния снега. (Да)
3. На замёрзших озёрах
Лёд бывает непрочен,
И ходить по такому
Весело очень! (Нет)
4. Водоёмы опасны :
Может лёд провалиться
И спасать вся округа
Вас напрасно примчится… (Да)
5. Если вы услышали сигнал о наводнении, быстро надо сложить сумку необходимые вещи, продукты питания и документы. (Да)
6. Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления надо не забыть включить газ, воду, электричество. (Нет)
7. Если вода резко поднимается надо быстрее занять безопасное место - верхние этажи, крыши, деревья и ждать спасателей. (Да)
Молодцы ребята! Вы всё знаете!
Загадка:
«Холодный ветер нагоняет
Дождем наполненные тучи.
Как стрелы молнии летают,
Грохочет страшный гром трескучий.
Скажи, какое же явление,
Подходит под определение?» (Гроза)
- В какое время года бывает гроза? (Весной, летом).
- Вот сегодня вы узнаете, какие опасности могут вас подстерегать в лесу, на лугу, в природе. Мы научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях, ведь в жизни главное – лучше избежать опасность, как с ней бороться
- Как вы понимаете слово «безопасность»? (ответы детей)
Безопасность - это когда ведешь себя так, чтобы не случилась неприятность, беда.
Я хочу познакомить вас с таким явлением природы, как «ГРОЗА»
Рассматривание иллюстраций «Гроза».
Летом стоит жаркая погода. Вода в водоемах быстро нагревается и превращается в пар, который поднимается вверх.
Пар – мельчайшие капельки воды, которые встретившись наверху друг с другом, образуют легкие белые облака.
При жаркой погоде таких капелек собирается миллион, облачка превращаются в тучи, которые гонит ветер.
ОПЫТ.
- Я предлагаю провести опыт: «Откуда берется дождь».
На подносе влажные губки в форме облаков. Дети обследуют губку сверху и снизу (сверху она сухая, а внутри немного влажная).
- Представьте, что губка - это облако. Сожмите ее так, чтобы пошел «дождь».
Почему из такого облака не идет дождь? (мало капелек воды).
Добавьте из стакана немного воды на губку и сожмите ее снова. Что происходит? (из такого «облака» идет «дождь», но не сильный).
- А теперь нужно вылить оставшуюся воду в стакане на губку и сжать ее снова.
Что происходит? (идет сильный «дождь»).
В нашем «облаке» собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для «облака» и вышли дождем.
Так и гроза зарождается в тучах тяжелых, полных воды. От этого образуются электрические разряды, которые разряжаются ослепительной вспышкой – МОЛНИЕЙ!
Прослушивание аудиозаписи со звуками грозы.
- Что опаснее, гром или молния? (ответы детей)
Да, молния опаснее, потому что, это и есть электрический разряд.
Рассматривание иллюстраций: «Молния».
Стихотворение:
Страшна гроза,
Ее не ждут,
Она весь век в пути,
И неба голубой лоскут
Прилип к ее груди.
Она разрушит, обольет,
Сорвет с лесов наряд,
Но в синем лоскуте ее
Две звездочки горят.
ГРОЗА – бурное ненастье с дождем, громом, молнией и порывами ветра.
Прослушивание аудиозаписи со звуками дождя.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ : (дети отвечают)
1) Переждите ее в помещении.
2) Закройте окна, двери. Выключите все электроприборы, телевизор и мобильный телефон.
3) Если гроза застала на улице – не укрывайтесь вблизи высоких деревьев.
4) Нельзя находиться вблизи металлических оград, влажных стен.
5) Если гроза застала в водоеме - немедленно нужно выбраться на берег.
6) Во время грозы не бегайте.
7) Если негде укрыться, нужно лечь на землю.
Существует ШАРОВАЯ МОЛНИЯ.
Рассматривание иллюстраций.
Как себя вести при встрече с ней?
8) Сохранять спокойствие и не двигаться.
9) Самим к ней не приближаться, не касаться ее чем – либо и не убегать от нее.
Летом часто бывают УРАГАНЫ (см. иллюстрацию) – это очень сильный ветер, его скорость больше, чем мчащийся автомобиль.
И если ветер очень – очень сильный, у него может быть несколько названий: БУРЯ и СМЕРЧ.
Стихотворение «Смерч» :
То не выдумки болтушек,
Здесь поспорить я готов:
Дождь бывает из лягушек
Воробьев или котов.
Может всем на удивленье
Дождь такой нам смерч прислать,
Очень грозное явленье,
И о нем должны вы знать!
Далеко над океаном
Кружит ветра карусель,
Будто бы для великана
Там взбивается постель.
И огромная воронка
К нам торопится прийти,
С завываньем, гулом звонким
Все вбирая на пути.
Зазеваются лягушки
Или же ленивый кот-
Смерч сейчас же, как игрушки,
Их подхватит, унесет.
Крыши снимет он при этом,
Провода порвет везде,
Хулиганит только летом -
И на суше, и в воде!»
СМЕРЧ - сильный вихрь, обладающий чудовищной силой. Он образуется в грозовом облаке и распространяется вниз, до самой земли в виде воронки.
Срывает крыши с домов, вырывает деревья с корнем и даже прочные деревянные дома, переворачивает тяжелые вагоны, автобусы.
ОПАСНО! При урагане, буре, смерче находиться на возвышенном месте на мосту, вблизи столбов, заборов, деревьев.
Русская народная игра «Дождь».
Стихотворение «Туман» :
Шел по городу Туман очень важно
И глядел по сторонам очень важно.
Где ступал он, белый дым появлялся.
И внезапно город наш потерялся.
Где - то спряталась полоска восхода,
Пешеходам не найти перехода.
И автобусы в корабли превратились,
По волнам Тумана вдаль покатились.
Не мигают огоньки светофора,
Не судачат старички у забора,
Даже руг мой закадычный Серёжка
Вдруг растаял, словно снег на дорожке.
- В какое время года чаще всего бывает туман? (осенью).
- Чем опасен туман?
(При переходе дороги не видно машин, а водителям не видно пешеходов).
- Как избежать опасности на дорогах?
(водители должны ехать медленно со включенными фарами.
Пешеходы должны быть очень внимательны. Если есть возможность, нужно переждать дома такое опасное явление, как туман).
- Сегодня мы с вами говорили об опасных природных явлениях во все времена года.
- Надеемся, что если вам придётся встретиться с опасными природными явлениями, то вы не будете паниковать, вспомните правила поведения, выполните их, не подвергая свою жизнь риску.