Светлана Емельянова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие по Земному шару»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Вид Интегрированное
Тип Формирование целостной картины мира
Группа Подготовительная к школе
ФГОС Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Тема «Занимательное путешествие по земному шару»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Путешествие по Земному шару“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Цель Уточнение и закрепление знаний детей о значении леса и воды в жизни человека и всего живого.
Задачи Образовательные. Создавать целостное представление о воде, как природном явлении. Уточнить представления детей о значении воды в жизни человека, в природе. Познакомить с основными свойствами воды (текуча, без запаха, цвета, вкуса, растворитель).
Уточнять и расширять знания детей о диких животных и среде их обитания и о деревьях.
Развивающие. Развивать умение узнавать деревья по плодам и листьям. Развивать интерес к растениям, животным, окружающей среде (вода, желание больше узнать о них. ]Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к воде, лесу, диким животным.
Здоровьесберегающие. Чередовать деятельность детей, избегать усталости. Развивать мелкую мускулатуру рук пальцев.
Словарь Продолжать развивать речь, как средство общения.
Оборудование Глобус; загадки о глобусе, дереве, диких животных; Изображения рябины, дуба, ели, берёзы и их листьев; картинки с изображением лисы, медведя, белки, волка и их жилища (нора, берлога, дупло, логово); аудиозапись звуков воды журчание, капель); картинки с изображением ручья, реки, озера, моря; по 2 прозрачных стакана на каждого ребёнка, чайные ложки, молоко вода, чеснок, мандарины, сахар, салфетки, изображение капельки.
Предварительная работа Чтение литературы о лесе, животных, воде; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций; просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей; рассматривание глобуса и карты; проведение опытов с водой, песком, воздухом; изображение животных, деревьев, их листьев и плодов, водоёмов в рисунках, лепке, аппликации.
Ход НОД
Дети заходят в группу. Здороваются с гостями. Встают полукругом.
-- Ребята, давайте, и мы с вами поздороваемся друг с другом.
Приветствие «Чуткие руки»
- Что за чудо чудеса? Раз рука и два рука (поднимают поочередно руки)
- Вот ладошка левая, вот ладошка правая (смотрят на ладони)
- И скажу вам не тая, руки всем нужны друзья!
- Сильные руки не бросятся в драку! (руки в стороны, сгибают в локтях)
- Добрые руки погладят собаку (гладят поочередно свои руки)
- Умные руки умеют лечить (гладят щеки)
- Чуткие руки умеют дружить (берутся за руки) Ребята, почувствуйте тепло рук соседа. Улыбнитесь друг другу и скажите: «Ребята давайте жить дружно».
Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу пригласить Вас в интересное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс,
Уместил всю землю -. (глобус)
Воспитатель: Да, трудная загадка, но я вам помогу. Я принесла вам глобус.
Воспитатель: Что такое глобус? (ответы детей) Да, Вы правы. Глобус - уменьшенная модель планеты Земля.
Посмотрим ещё раз на эту разноцветную планету. А мы, ее жители как называемся? (ответы детей).
-- Кто увидел нашу землю из космоса первым? (ответы детей: космонавт Юрий Гагарин). Она показалась ему такой маленькой и беззащитной. Так что мы земляне должны беречь нашу планету. Давайте рассмотрим глобус и вспомним, что обозначает синий цвет на глобусе? (ответы детей: реки, моря, океаны).
-- Желтым цветом? (ответы детей: горы, пустыни).
-- Зеленым? (ответы детей: леса).
- Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей.)
- Ребята, а как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля? (Ответы детей).
Педагог загадывает детям загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)
- Совершенно верно это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему так думаете?
Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
-Ответы детей:
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для горожанина -- это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
Воспитатель: Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено? (деревья)
- Какие? (Береза, дуб, ель, рябина)
Игра «С какого дерева листок».
- Давайте подберем листочки для каждого дерева.
(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)
Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
- Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу? А как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Что нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?
(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)
- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Воспитатель: Кого мы можем встретить в лесу?
Отгадайте загадки:
1. По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица? (белка)
2. Он в берлоге спит зимой.
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
3. Хвост пушистый, мех ворсистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Назови одним словом всех тех, кого вы назвали. Почему их так называют?
Игра «Подбери признаки»
Посмотрите на картинки и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?
Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.
Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.
Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.
Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.
«Подбери действия»
медведь – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.
Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,
Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает
– Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду).
Упражнение «Чей дом?»
Долго звери играли, веселились на лесной полянке, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошёл спать в свой домик Лиса-, белка -, волк -, медведь-…
Берлога чья? Нора чья? Дупло чье? Логово чье?
Возвращаемся к глобусу.
Воспитатель. Дети, а что обозначает синий цвет на глобусе? (Вода). А сейчас внимательно послушайте и определите, что это за звуки.
(звучит запись «Звуки воды»)
: Действительно, это звуки воды. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это путешествие. Эта Капелька путешествует по всему свету, много чего видела интересного, много знает о воде. Своими знаниями она хотела бы поделиться с вами. Согласны? Тогда в добрый путь.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Называем их. (Картинки).
-- Ручей, река, море, озеро, океан.
-- Кому же нужна вода? (дети отвечают, ответы сопровождаются показом картин). Растениям, животным, птицам, рыбам, человеку.
-- Может ли человек прожить без воды? А для чего нам нужна вода?
-- Чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.
-- Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.
Воспитатель. Сейчас, ребята, пройдём и присядем за столы.
Капелька хотела бы рассказать и показать волшебные свойства воды. Для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы? Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?
Опыт 1. Текучесть воды. (демонстрирует воспитатель)
У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт). - Когда человек использует это свойство? (Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну)
Опыт 2. Прозрачность воды. (коллективная работа)
У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом – молоко. Возьмите 1 ложку и опустите её в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.
- В стакане с молоком ложка видна? (Нет)
- А в стакане с водой? (Да видна)
- А почему её видно? Потому что вода прозрачна.
Опыт 3. Вода без запаха. (коллективная работа)
Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?
Я сейчас проверю, у вас на столах стоят стаканы, накрытые салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (чеснок). А в этом стакане? (мандарины). Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха.
Опыт 4. Вода без вкуса. (коллективная работа)
Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? (сладкие, вкусные).
А лимон, какой на вкус? (Кислый)
Попробуйте воду, она сладкая? Кислая? Солёная? Может вода горькая? Значит, у воды нет вкуса. Когда человек использует это свойство? (Когда готовит пищу)
Опыт 5. Вода-растворитель. (коллективная работа)
Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Виден сахар? (Да)
А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром?
Сахар растворился? А что его растворило? Это вода.
Вывод: Вода-растворитель. Когда человек использует это свойство? (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т. д.)
Физкультминутка «Беленькое облако»
Беленькое облако (округлённые руки перед собой)
Поднялось над крышей (поднять руки над головой)
Устремилось облако выше, выше, выше (руки тянем вверх, плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако (описать через стороны круг и опустить их, присесть)
Зацепил за кручу, превратилось облако
В грозовую тучу.
Воспитатель. Водные богатства надо беречь. Почему? А как?
- Не лить воду зря
- Не пускать воду сильной струёй
- Плотно закрывать кран с водой
- Не засорять ручейки, реки и озёра
--Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода – это наше богатство и его нужно беречь.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без ВОДЫ!
Рефлексия. Где мы побывали? О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?