Получи документы

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Смена времен года» (7 фото)

Ольга Комарова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Смена времен года»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательному развитию «Смена времен года».

Интеграция ОО: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская коммуникативная, игровая деятельность.

Формы работы: игровые моменты, проблемная ситуация, дидактические игры, физкультминутка, эксперимент.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Смена времен года“» размещена в разделах

Цель: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года.

Задачи:

1. Опытным путем сделать вывод о смене времен года.

2. В ходе эксперимента показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца.

3. Закрепить представления о временах года и их характерных признаках.

4. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

5. Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Содержание образовательной деятельности

Слайд 1

Звучит песня В. Шаинского «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».

I часть. Мотивационный этап

1. Организация деятельности.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Смена времен года»

ети заходят в группу, здороваются с гостями.

Д. Доброе утро.

В. Ребята, мы пришли в научную лабораторию. У нас в гостях коллеги ученые они, будут наблюдать за ходом нашего исследования.

В. Что бы превратиться в ученых, я предлагаю вспомнить девиз исследовательской деятельности:

Дети произносят.

Д. С детства мы должны стремиться,

Что - то новое узнать,

Всё исследовать, конечно,

Что бы в жизни применять.

Слайд 2

В. Прежде чем приступить к работе мы должны узнать, чем мы будем сегодня заниматься, что исследовать. Я попрошу вас отгадать загадку:

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки,

Белым снегом замела

И деревья и дома,

Значит, к вам пришла…

Д. ЗИМА

Если снег темнеет, тает,

И берёзка расцветает,

И сережки у осины,

И плывут по речке льдины,

Лес очнулся ото сна,

Значит, к нам пришла …

Д. ВЕСНА

Если дождик моросит,

У деревьев грустный вид,

Слышен ветра шум и свист,

Облетает желтый лист,

Грустен шелест старых сосен.

Это время года —.

Д. ОСЕНЬ

Зеленеет все, цветет,

Зреет сочный сладкий плод.

В гости лес всех приглашает,

ягодами угощает.

Солнце льет потоки света.

Это время года —.

Д. ЛЕТО

В. Какие картины вы себе представляли, слушая загадки?

В. Как можно назвать явление, когда зиму сменяет весна, за весной следует лето, за летом же приходит осень?

Д. Смена времен года.

2. Постановка детьми цели деятельности

В. Теперь вы можете сказать, что мы сегодня будем исследовать?

Д. Мы будем исследовать смену времен года.

II часть. Основной этап

В. Вы хотели бы узнать, почему происходит смена времен года?

Д. Конечно.

Слайд 3

В. Что бы разгадать эту тайну, убедиться в правильности рассуждений, я предлагаю всем пройти в нашу лабораторию и стать экспериментаторами.

Фото «Смена времен года»

Опыт 1 «Смена времён года»

Подвести детей к столу, на котором стоят глобус и лампа.

В. Что вы видите на столе?

Д. Глобус и лампа.

В. Что такое глобус?

Д. Глобус – это макет Земли.

В. Вы уже, наверное, догадались, что у нас будет обозначать лампа?

Д. Это Солнце.

В. А вы знаете, что такое Солнце?

Д. Это гигантская звезда, которая освещает и согревает нашу планету.

Слайд 3 ещё раз

В. Ребята, а вы знаете, что наша планета Земля постоянно находится в движении? Земля вращается вокруг Солнца по часовой стрелке. Именно поэтому и происходит на Земле смена времён года. Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год, за год Земля делает один оборот вокруг солнца.

Воспитатель обращает внимание детей на макет.

В. Как вы думаете, какое время года с той стороной, которая обращена к Солнцу? Почему вы так думаете?

Д. Лето, тепло.

В. Что с противоположной стороны? Какое время года?

Д. Зима холодно.

Предложить детям потрогать рукой одну сторону глобуса, затем противоположную.

В. Какое время года у нас сейчас?

Д. Зима.

В. Найдем на глобусе Россию, поставим метку, за передвижением которой будем наблюдать.

В. Расположите глобус так, что бы в России была Зима.

В. Как освещает Солнце ту часть земли, где находится наша страна?

Д. Солнечные лучи не попадают.

В. Молодцы!

Вывод:

В. Сделаем вывод, почему же наступает смена времен года?

Д. Потому что Земля вращается вокруг Солнца.

В. Сколько оборотов делает Земля вокруг солнца за год?

Д. Один оборот.

В. Молодцы ребята.

В. Мне кажется, нам пора отдохнуть. Давайте покинем нашу лабораторию и отдохнем.

Слайд 4

Физкультминутка «Времена года».

В году четыре времени показать 4 пальца правой руки

И все они дружны ладони обхватывают друг друга

И все четыре времени обхватывают 4 пальца левой руки

Ребята знать должны! указательный палец приставить ко лбу

Зимой год начинается, присесть,

Все снегом покрывается развести руки в стороны

Весною продолжается,

листочки появляются. изобразить руками листья

Летом солнце греет, руки вытянуть вверх

А листья зеленеют слегка покачивать ладонями

Осенью листва желтеет, руки опустить вниз

ветерок сорвет ее качать из стороны и сторону

И по полям развеет

А после осени опять

зима год будет продолжать ходьба на месте

Слайд 5

В. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Как называются эти изменения в природе?

Д. Это называется природными явлениями.

В. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года.

В. И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным временам года!

Звучит шум метели, хруст снега. Подходим к столу с белой скатертью.

В. Какое время года наступило?

Д. Зима.

В. Почему вы так думаете?

Д. Всё кругом белое и лежат снежинки.

В. А без чего не бывает зимы?

Д. Без снега.

Что такое снег?

Д. Снег – это замёрзшие капельки воды. Снег - это очень много снежинок. Это ледяные кристаллики.

В. А сможем ли мы сейчас здесь поиграть со снегом?

Д. Нет, он растает.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе - фото

Опыт 2 «Искусственный снег»

В. Ребята, а вы хотите, чтобы снег появился сейчас у нас здесь прямо в комнате?

Д. Да.

В. Я предлагаю вам самим создать снег. Для этого нам понадобится необыкновенное вещество и вода.

В. Попробуем добавить воду в тарелки. Что у нас получилось?

Д. Искусственный снег.

Вывод:

В. Сделаем вывод, скажите, почему на земле наступает зима?

Д. Зима наступает когда наша планета наиболее удалена от солнца и не получает достаточно солнечного тепла.

Слайд 7

В. Продолжаем наше путешествие. Прислушайтесь, вы ничего не слышите?

Звучит журчание ручейка, читаю стих

Кто прошёл так тихо-тихо?

Ведь никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

Тише всех пришла…. (весна.)

В. Что вы представляете, когда слышите слово «весна»?

Д. Всё зеленеет, расцветает, появляются первые листочки, цветочки, первые проталины, лужицы, поют птицы.

В. Посмотрите, перед вами склонили голову первые весенние цветы. Как они называются?

Д. Подснежники.

В. А приходилось ли вам наблюдать, как распускаются эти прекрасные цветы?

Фото №1 Конспекты занятий

Опыт 3 «Цветок расцвёл»

В. Весна для нас приготовила сюрприз, она подарила вам по одному нераспустившемуся цветку.

В. Возьмите цветы и аккуратно поместите их в воду.

В. Что же происходит с нашими цветами?

Д. Цветы расцветают, у цветов раскрываются лепестки.

В. Почему же весной распускаются цветы?

Д. Пригрело солнышко, стало теплее, растаял снег, природа ожила.

Вывод:

В. Какой следует вывод: почему же зиму сменяет весна?

Д. Земля повернулась чуть ближе к солнцу, и стала получать больше солнечного тепла.

В. И нова в путь, следом за весной идёт осень?

Д. Нет, за весной идёт лето.

В. Почему же?

Д. В природе всё взаимосвязано, времена года идут друг за другом. весна – это переход от зимы к лету. Значит за весной идёт лето.

Слайд 8

В. Значит, нас пригрело своими тёплыми лучами, какое время года?

Д. Лето.

В. Какое самое красочное, необычное явление природы можно увидеть летом?

Д. Радугу.

В. А когда появляется радуга?

Д. После дождя, когда светит солнце.

В. Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

Фото №2 Все конспекты Конспект НОД по познавательному развитию Смена

Опыт 4 «Радуга»

В. А как вы думаете, мы сможем среди зимы увидеть радугу? Давайте попробуем создать свою радугу. Для этого нам потребуется обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу. Отраженный свет нужно поймать на белой бумаге, на которой должна, появится радуга.

Дети пробуют сами поймать радугу.

В. А где ещё можно увидеть радугу?

Д. В мыльных пузырях,

В. Давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под музыку.

звучит мелодия «Дорогою добра»

Фото №3 Конспекты занятий времен года

Вывод:

В. Почему на земле наступает лето?

Земля находится ближе к солнцу и получает много солнечного света.

Слайд 9

В. Продолжаем наше путешествие. Какое время года наступает после лета?

Д. Осень.

В. По каким приметам можно понять, что наступила осень?

Д. Листья меняют цвет, опадают, идёт дождь, туманы, первые заморозки.

В. Осенью в природе много всего удивительного. Ребята, подскажите, по каким приметам можно узнать, что скоро пойдет дождь?

Д. Нужно посмотреть, есть ли на небе тучи,

Ласточки летают низко,

прослушать прогноз погоды,

воробьи сидят нахохлившись,

солнце садится в туман.

В. А как рождается дождь, знаете? А хотите узнать?

Д. Вода под лучами солнца испаряется, капельки поднимаются в воздух и превращаются в большую тучу. Капелек много и тучка уже не помещает их, становится тяжелой. И капли падают на землю, начинается дождик.

Фото №4 Интеграция ОО познавательное социально коммуникативное речевое развитие

Опыт 5 «Дождик»

В. Предлагаю убедиться в этом.

Для этого нам понадобятся пробирки с водой, нальём воду в баночки, а сверху нанесем большой слой пены для бритья. Набираем в пипетку немного красителя синего цвета и капаем сверху на пену.

В. Что происходит?

Д. Капельки не могут удержаться в тучке и начинают падать, идёт дождь.

В. То же самое происходит в природе.

Вывод: В какое время года идут холодные затяжные дожди?

Д. Осенью.

В. Почему осенью холоднее, чем летом?

Д. Потому - что земля удаляется от солнца и получает меньше солнечного света.

В. Подскажите мне, осень – это переход от….

Д. Осень – это переход от лета к зиме.

.III часть. Итоговый этап. Рефлексия

Слайд 10

В. Наша, научая группа, прекрасно справились с ответственным заданием, подведем итог.

В. Коллеги, а кто из вас знает, почему происходит смена времен года?

Д. Потому что Земля вращается вокруг Солнца.

В. А в природе могут встретиться все четыре времени года?

Д. Нет, в природе всё взаимосвязано, времена года идут друг за другом.

В. Я начну, вы продолжайте друг за другом отвечайте.

Зима наступает, когда наша планета … наиболее удалена от солнца.

Весна – это переход… от зимы в лето.

На земле наступает лето, потому что… земля приближается очень близко к солнцу.

Осень – это переход… от лета к зиме.

Солнце это…. самая большая звезда, которая даёт свет и тепло.

Земля это… планета, на которой мы живём.

В году четыре времени года: зима, весна, осень, лето.

Слайд 11

Спасибо всем за активную работу. Вы очень много знаете, и я думаю, что эти знания вам пригодятся в жизни. Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Предлагаю вам взять угощения и отдохнуть.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О дружбе и друзьях» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Солнышко» МО «Полесский муниципальный район» Конспект НОД.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Теремок» Цель: Формировать представления детей о бережном отношении к природе. Задачи: 1. Углублять знания детей о диких животных региона. 2. Воспитывать.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья»НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вместе мы — одна семья, все народы здесь — друзья» НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Вместе мы – одна семья, все народы здесь – друзья». Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Смена времен года»
Опубликовано: 27 февраля 2020 в 20:12
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Смена времен года»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Комарова (УИ 227637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД