Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Тульский кремль»

Анастасия Рябова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Тульский кремль»

ОО: «Познавательное развитие»

Тема: «Тульский кремль».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация

Цели и задачи: закрепить знания об архитектуре города-героя Тула (кремль, памятники, музеи, продолжать раскрывать архитектурно-историческое значение Тулы, как города-крепости, закреплять знания об особенностях древнего города, Кремля, об архитектурных памятниках Тулы, их своеобразии, продолжать знакомить с родным городом, формировать бережное отношение к ближайшим историческим местам – памятникам старины, воспитывать желание еще больше узнать о родном городе.

Материалы и оборудование: презентация «Тульский Кремль», стихи и пословицы о городе Тула, видеопроектор, ноутбук, пазлы с изображением башен, письмо в конверте, аудиозапись песни «Тула – Земля моя»

Ход проведения:

Организационный момент

- Дети, сегодня утром почтальон вручил мне необычный конверт, в нем письмо. Пишут нам дети из Москвы. Я прочитаю вам это письмо:

«Детям из детского сада «Семицветик». Пишут вам выпускники московского детского сада «Одуванчик». Мы слышали, что в вашем городе, так же как и в нашем, есть Древний Кремль. Хотелось бы узнать о нем, о его башнях подробнее. Расскажите нам, пожалуйста, а мы вам пришлем письмо, где расскажем о Кремле города Москва. До свидания. (включаю слайд 2 со схемой Тульского Кремля)

Основная часть

- Дети, посмотрите на экран, что это? (Кремль)

Что такое Кремль? (городские укрепления древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями. Во многих городах были находящиеся за кремлёвской стеной посады, для обороны которых нередко возводились дополнительные внешние укрепления; в таком случае кремлём называлась окружённая стенами центральная часть города. В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные крепости. Тульский кремль — каменная крепость в центре Тулы, памятник архитектуры XVI века, старейшее сооружение города. (слайд 3 тульский кремль фотография)

Сколько башен имеет наш Кремль? (В кремле имеется 9 башен, 4 из них являются проездными.)

Как называются башни Тульского Кремля? (Они имеют следующие названия:

• Спасская башня — была построена напротив Спасской церкви; первоначальное название «Вестовая» получила из-за того, что на ней висел набатный (вестовой) колокол, извещавший туляков о приближении врага, под башней хранился порох; Свое название получила от Спасской церкви, которая находилась рядышком. Башня эта круглая, глухая, угловая.

Над шатром Спасской башни была устроена смотровая вышка с колоколом. Его тревожный звон, разносясь далеко по городу, извещал горожан о пожаре или о появлении вражеского войска. За это Спасскую башню еще называли Вестовой.

(слайд 4)

• Башня Одоевских ворот — или Казанская башня, поскольку на фасаде, в нише, помещалась Казанская икона Божьей Матери, через неё шла дорога на город Одоев (в настоящее время выходит на проспект Ленина); (слайд 5)

• Никитская башня — называлась по ближайшему району — Никитскому концу, под ней хранилась казна (порох, тут же пытали разбойников и воров; (слайд 6)

• Башня Ивановских ворот — выходит в Городской кремлёвский сад; (слайд 7)

• Ивановская башня — в XVI века называвшаяся «Тайницкой» — под ней начинался подземный ход к реке, длиной около 70 метров, обложенный дубовым срубом — тайник, он обеспечивал водой осажденных врагами туляков, но в XVII веке сруб сгнил и обвалился; (слайд 8)

• Башня На погребу — под ней был воеводский погреб с запасами пищи, оружия и пороха; (слайд 9)

• Башня Водяных ворот — через неё спускался крестный ход на Богоявление для водосвятия; (слайд 10)

• Наугольная башня — ближайшая к реке Упе, башня у мясного ряда; (слайд 11)

• Башня Пятницких ворот — смотрела на церковь Параскевы Пятницы, ворота выходили на гостиный двор (сейчас на ул. Металлистов, в воротах хранилось оружие и припасы на случай осады). (слайд 12)

Какую форму имеют башни Кремля? (В углах прямоугольника стоят четыре круглые башни Спасская (по часовой стрелке, Наугольная, Ивановская, Никитская (слайд 13)

Въездные ворота имеют в плане четыре прямоугольные проездные башни: с юга — Одоевские, с севера — башня Водяных ворот, с востока Ивановских ворот, с запада — Пятницких ворот. Ещё одна кремлёвская башня с севера — Башня на погребу. Она не проездная, глухая в плане квадратная. Под башней находился погреб с оружием и порохом.). (слайд 14)

Какая башня не похожа на все остальные? (башня Одоевских ворот) (слайд 15)

Чем она отличается от остальных башен? (она заканчивается куполом, на шпиле которого изображен тульский герб)

Что такое герб? (официальный символ города) (слайд 16)

Дети, что изображено на тульском гербе? (Основой герба является красный французский щит: прямоугольник с закругленными нижними углами и заостренным выступом в центре. Посередине композиции изображены два перекрещенных клинка и ствол ружья. Сверху и снизу над перекрещением центральных элементов располагаются два золотых молота).

Что обозначает данная символика? (Значение герба: С незапамятных времен славится этот регион своими заводами и фабриками. Наиболее известны оружейный и металлургический промыслы, а также пряничное производство по старинным рецептам. Жили в Туле и настоящие воины, способные дать отпор любым чужеземцам. Именно об этом говорит центральная часть герба, на которой изображаются два перекрещенных клинка. Не зря они попали на герб Тулы, ведь это символы победы русского народа в битве на Куликовом поле, находящемся в Тульской области. Клинки лежат так же, как на Андреевском кресте, острыми концами вниз. Ствол ружья, выполненный также в серебряном цвете, говорит о высоком мастерстве ремесленников этой отрасли. Завершают композицию два молотка, олицетворяющие высокое развитие кузнечного дела в регионе)

Давайте повторим названии башен Тульского Кремля.

Физкультминутка

Оловянный солдатик стойкий

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка, (Стоим на правой ноге.)

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую — к груди,

Да смотри — не упади! (Шагаем на месте.)

А теперь постой на левой, (Стоим на левой ноге.)

Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

Что вы можете еще рассказать о башнях Тульского Кремля, для чего они раньше служили жителям нашего города?

Дети, послушайте стихотворение о Кремле.

Во времена тревог и лихолетий,

Пожарищ и набегов диких орд,

Все грудью принимали стены эти

И подвиг их столетьями не стерт.

_ Молодцы, вы много рассказали о тульском Кремле, а что это за архитектурные сооружения, которые находятся на территории кремля? (Колокольня, Богоявленский и Успенский соборы) (слайд 17)

Игра «Собери пазл»

Молодцы, вы все знаете и можете рассказать, если вас спросят, а теперь поиграем. У меня есть пазлы с двумя соборами, которые расположены на территории Кремля. Делитесь на команды, я думаю, это будет команда девочек, а это команда мальчиков. А кому какой собор достался, мы увидим, как только соберем пазлы. Готовы? Начали.

Какой собор вы собрали девочки? А вы мальчики? А в итоге победила дружба. Мне очень понравилось как вы общались во время выполнения задания, вы были собраны, терпеливы друг к другу.

-Дети, а еще ребята из сада «Одуванчик» просили вас рассказать о том, какие еще достопримечательности есть в нашем любимом городе. О каких достопримечательностях ты можешь рассказать, Андрей? А ты Полина? А ты Ярослав, что вспомнил? Старайтесь не повторяться. (музей самоваров, музей пряников, площадь Ленина, музей-усадьба Ясная Поляна, экзотариум, музей оружия)

Молодцы, очень много вы вспомнили достопримечательностей.

- А какие пословицы и поговорки о тульских мастерах-умельцах вы знаете? (Дело мастера боится.

Люби дело — мастером будешь.

Не испортив дела, мастером не станешь.

По работе и мастера знать.

Всякая работа мастера хвалит.

Всякий мастер про себя смастерит.

Навык мастера ставит.

Кукушка — не ястреб, а неуч — не мастер.

Всякое дело мастера боится, а от иного и мастер бегает.

Клеймо мастера скажет.

У плохого мастера такова и пила.)

Заключительная часть

Молодцы, вы очень много знаете о своем любимом городе, вы много всего интересного смогли рассказать своим друзьям из города Москвы и прославили наш город Тулу. В конце занятия я предлагаю послушать вам песню о нашем городе и потанцевать (звучит песня «Тула – земля моя»).

Прикреплённые файлы:

tulskii-kreml_vt6mi.pptx | 2796,97 Кб | Скачан: 42
 
Публикации по теме:

«Преданья старины далекой». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада«Преданья старины далекой». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада .

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космическое путешествие» Цель: формирование у детей представлений о Солнечной системе. Задачи: 1) формировать первоначальные представления о планетах Солнечной.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В мире насекомых» «В мире насекомых». Задачи: - уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые», - уточнить особенности внешнего вида насекомых, - закрепить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (лепка, речевое развитие,.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы детского сада «Ледяные забавы» Конспект по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы детского сада на тему: «Ледяные забавы» Цель: Создание условий для.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Транспорт» Тема: «Транспорт. Помощь доктору Машинковой» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать детей знакомить с различными видами транспорта 2. Упражнять.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с ТНР «Одежда» Цель: расширение знаний и представлений об одежде. Задачи: 1. Уточнить знание детей о деталях одежды. 2. Учить группировать одежду по сезонному.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе Тема: Труд в природе Посадка цветов на участке детского сада Цель:формирование у детей представления о посадке цветов, о факторах, влияющих на их рост. Задачи: Воспитательные: - воспитывать умение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада «Знакомство с почвой» МАДОУ МО детский сад №174 г. Краснодар Воспитатель средней группы: Епремян К. В. Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Скоро Новый год» Программные задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения Новогодней елочки. 2. Активизация.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «Тульский кремль»
Опубликовано: 15 августа 2016 в 14:57
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День этнографа

Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов....

17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

«Добрые крышечки» в нашем детском саду
"Добрые крышечки" - это крупномасштабный российский эколого-благотворительный волонтерский проект, организованный совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ...
Фотоотчет развлечения. «Стихи читают наши дети — семья это главное на свете» для...
МДОУ д/с «Сказка» д. Сухоноска Нижегородская обл. Ковернинский р. Воспитатель: Пескова Александра Михайловна Фотоотчет развлечения. «Стихи читают наши...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Роль в книги в...
«Роль в книги в развитии речи ребёнка». Книги, прочитанные в детстве, оказывают большое влияние на детей. Они дают необходимую информацию, воспитывают и...