Получи документы

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки»

ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки»

Образовательные области

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи: Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, горшок, ухват, деревянная ложка, самовар, народный костюм). Активизировать познавательную деятельность. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (изба, ухват, и т. д.). Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору, любовь к Родине.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада „В гостях у Марьюшки-хозяюшки“» размещена в разделах

Словарная работа: изба, горница, красный угол, сундук, лапти, ухват,горшок, чугунок, прялка.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в альбомах по теме " Русская изба", «Предметы быта в старину», «Моя Родина Россия», разучивание пословиц, поговорок, хороводов, отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, слушание русских народных песен.

Оборудование: оформление зала в стиле русской избы, предметы старинного быта, сундук, люлька, самовар,русские костюмы, музыкальное оформление.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычное, но очень интересное занятие.

-Скажите, где мы с вами живём?

Дети: Мы живём в Крыму.

Воспитатель: Какие народы живут у нас в Крыму?

Дети: Крымские татары, украинцы, русские, армяне, греки и многие другие.

Воспитатель: Крым- это наша малая Родина, а наша большая Родина - это Россия.

Я узнал, что у меня есть огромная семья-

И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое, это всё моё, родное!

Всех люблю на свете я- это Родина моя!

Воспитатель: Мы с вами живём в очень большой и многонациональной стране- России. У каждого народа есть своя история, своё прошлое. У русского народа тоже есть своё прошлое, свои обычаи и традиции.

Вы хотите узнать, как жили люди в старину на Руси?

Для этого нам нужно попасть в прошлое. Но, чтобы туда попасть, нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

В прошлом очень интересно,

Всё для нас там неизвестно,

Повернись, покружись, в прошлое назад вернись!

(Пока дети говорят слова, открывается занавес, зал оформлен в стиле русской избы, детей встречает Марьюшка-хозяюшка.)

Марьюшка : Здравствуйте, гости дорогие, а вы кто будете и откуда?

Дети: Мы ребята из детского сада «Антошка», мы хотим узнать, как в старину жили люди на Руси.

Марьюшка :Доброму гостю хозяин рад, проходите, гости дорогие, с хлебом-солью вас встречаю, добро пожаловать в мою русскую избу!

Марьюшка - кто из вас знает, как называется лучшая комната в избе?

Дети: Лучшая комната в избе называется горница.

-Правильно. Горница у меня небольшая, да красивая какая! На убранство поглядите, да про всё мне расскажите! У меня в горнице много интересного и необычного для вас.

-Вы умеете отгадывать загадки?

Летом спит, зимой горит,

Пасть открывает, что дают, глотает? (Русская печь)

-Правильно, это печь. Дорогих гостей всегда усаживали поближе к печи. Присаживайтесь и вы на лавки.

-Печь - это сердце дома, она всегда была самой главной в доме.

-Скажите, а для чего людям нужна была печь?

Дети: Она согревала людей в холода, люди готовили в ней еду.

-Да, печь это деревенская кормилица, а какую еду готовили в печи?

Дети: пекли хлеб, пироги, варили кашу, щи.

-А в какой посуде готовили еду, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Он чумазый, не чистюля,

Там, где в печке уголёк,

Сварит кашу…. (Чугунок)

-А из чего был сделан чугунок?

Дети: из прочного металла- чугуна, чтобы выдержать большой огонь.

-Смотрите, дети, какой необычный предмет стоит рядом с печью, кто знает, что это?

Дети: это ухват, чтобы доставать горячие чугунки из печи.

-Дети, печка не только кормила и согревала людей в старину, она была ещё и источником света в избе. Когда огонь в ней разгорался, в горнице становилось светло, хозяйка с хозяином садились возле печки и каждый занимался своим делом.

-А мы с вами немного поиграем сейчас.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «В ИЗБУШКЕ»

В нашей избушке петушок поёт

Мышка-норушка избушку метёт

Кошка на окошке штанишки шьёт

Курочка на печке горшки скребёт.

Марьюшка : За печкой всегда располагался «Бабий кут», или «Бабий угол».

Здесь хозяйничали женщины. Они стряпали, готовили еду, шили. Здесь висела колыбелька для самого маленького в семье. Она была подвешена к потолку.

-Обратите внимание на этот предмет, кто знает, что это?

Дети: Это прялка.

- В старину в каждом доме были прялки. Для чего они нужны?

Дети: Прялка нужна, чтобы прясть пряжу. Из пряжи потом вязали носки, тёплую одежду.

- А как называли женщин, которые прял и пряжу?

Дети: Их называли пряхи.

- Правильно, а какие пословицы вы знаете о пряхах?

Дети: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Будешь хорошо прясть, хорошо оденешься.

Хорошо прядётся, весело поётся!

- Молодцы. Девочки, а вы хотели бы немного побыть пряхами?

ТАНЕЦ «ПРЯХИ»

Марьюшка : Ребята, а ещё в каждой русской избе обязательно был «Красный угол». Почему его так называли?

Дети: Красный, значит красивый, хороший, светлый.

-В этом углу всегда вешали иконы, их украшали рушниками. Ещё в красном углу всегда стоял стол и лавки. За столом собиралась вся большая крестьянская семья, чтобы пообедать.

-Отгадайте загадку:

Сама не ест, а всех кормит. (Ложка)

-Да, в крестьянской семье у каждого была своя ложка.

-Из чего делали ложки в старину?

Дети: Из дерева, из бересты.

гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Об этом даже поговорку сложили : Запасливый человек без ложки не ходит.

-Деревянными ложками люди не только ели, на них можно было ещё и играть. Как назвали людей, которые играли на ложках?

Дети: их называли ложкарями.

-Смотрите, какие у меня есть красивые, расписные ложки!

Мальчики, хотите побыть ложкарями и поиграть на ложках?

ДЕТИ ИГРАЮТ НА ЛОЖКАХ.

-Хорошо повеселились, теперь отгадайте ещё одну загадку:

И шипит, и кряхтит,

Быстро воду кипятит,

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

-Дети, самовар в русской избе это символ добра, домашнего уюта, и покоя. За самоваром собиралась вся большая семья, пили чай с мёдом, блинами, пирогами и веселились от души! Давайте и мы с вами немного повеселимся!

ИГРА «ЖИЛ, ПОЖИВАЛ САМОВАР»

Марьюшка :

-Ребята, как много интересного в русской избе, много старинных предметов быта, которых теперь и не встретишь,я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Раньше и сейчас»

-Раньше еду готовили в печи, а сейчас? (На плите)

-Раньше на лавках спали, а сейчас? (На кровати)

-Раньше воду носили из колодца, а сейчас? (берут из крана)

-Раньше девушки носили сарафаны, а сейчас? (носят платья)

-Сейчас одежду хранят в шкафу, а раньше?

(а раньше хранили в сундуках.)

Марьюшка : Посмотрите, ребята, в моей избе тоже есть сундук!.

Что под крышкою хранится, может вам это сгодится,

Вы, ребята, подходите, да внимательно смотрите,

Выбирайте, доставайте, одежду верно называйте!

ДЕТИ РАССМКАТРИВАЮТ ОДЕЖДУ И НАЗЫВАЮТ ЕЁ.(Сарафан, рубаха, лапти, картуз, кокошник)

Марьюшка :В такой одежде люди на Руси и работали, и веселились, и хороводы водили.

-А на вас сегодня какая одежда надета?

Дети: русские народные костюмы!

Марьюшка :А хороводы водить вы умеете?

Ну-ка, весь честной народ, становись, ка в хоровод!

ДЕТИ ВОДЯТ ХОРОВОД.

Марьюшка :Молодцы, ребята, что вы пришли ко мне в гости, а теперь, ребятушки, прощайте, на дорожку угощайтесь! (УГОЩАЕТ ДЕТЕЙ БАРАНКАМИ)

Марьюшка : а теперь, дети, вам пора возвращаться назад, в свой детский сад!

-Закрывайте глаза и повторяйте заклинание:

«Повернись, покружись, в настоящее вернись!

Занавес закрывается, детей встречает воспитатель.

Воспитатель: Ну, что, ребята, понравилось вам в гостях у Марьюшки-хозяюшки?

-Что вы узнали нового и интересного?

Дети: мы узнали, как в старину жили люди на Руси, какой была русская изба, какие традиции были у людей в старину.

Воспитатель:я очень рада, что вам понравилось наше путешествие в прошлое. Занятие наше окончено.

Публикации по теме:

Долгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света за 90 дней» в старшей группе детского садаДолгосрочный проект по ознакомлению с окружающим миром «Вокруг света за 90 дней» в старшей группе детского сада В предыдущей публикации я рассказывала о нашем краткосрочном летнем проекте "Всем нам знать положено правила дорожные". Наряду с ним мы.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «День рождения нашего детского сада» Цель: воспитывать уважительное дружелюбное отношение и любовь к детскому саду. Задачи: развивать коммуникативные способности, желание помогать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Котенок в гостях у ребят» Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в младшейгруппе «Котенок в гостях у ребят» Цель. Расширять знания детей об окружающем мире.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В гостях у феи Воды» Цель: способствовать расширению кругозора и знания детей о круговороте воды в природе; актуализировать знания о значении воды в жизни человека:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у белки» «В гостях у белки» Цель: обобщить знания детей по теме: "Дикие животные зимой", которая достигалась путем решения следующих задач: образовательные:.

«В гостях у хозяюшки». Конспект занятия в ОО «Ознакомление с окружающим миром» «Детский сад №16 оздоровительной направленности» Конспект совместной образовательной деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада «Вода, водичка»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада «Вода, водичка» Цели: 1. Образовательные. Ознакомление со свойствами воды: жидкая, твердая газообразная, вода может растворять предметы. Вода иногда нуждается.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему «Инструменты и бытовые приборы» Программное содержание: Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с бытовыми приборами и инструментами, расширять представления.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия на кухню детского сада»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Экскурсия на кухню детского сада» Цель: познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде. Предварительная работа: инструктаж детей о правилах.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Освоение космоса» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и аппликации. Тема: «Освоение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада «В гостях у Марьюшки-хозяюшки»
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 16:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД