Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с ТНР «Насекомые»

Валентина Назарова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с ТНР «Насекомые»

Программное содержание:

1) познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков).

2) закрепить понятие что, что все насекомые в природе играют очень важную роль в эволюции планеты;

3) развивать умение видеть признаки сходства и различия в поведении и окраске насекомых, развивать мышление, речь;

4) воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Материал: картинки с изображением самовара, насекомых, наглядное пособие, изображающее процесс развития бабочки, раздаточные картинки для детей с изображением насекомых.

Ход

В: --- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о самых маленьких существах, которые живут на нашей планете – о насекомых. Осенью большинство насекомых исчезает: одни отложили свои яички и погибли, другие забрались в какую-нибудь щелку, трещинку, под кору или зарылись в землю и уснули. А появятся насекомые ранней весной, и первыми из них будут мухи, комары, осы, пчелы, а в лесу – муравьи. Кто же такие эти насекомые?

Насекомые – древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей и в воздухе. Тело насекомых состоит из члеников / у них есть голова, туловище, брюшко, шесть ног, крылья и усики. На тельце почти у каждого насекомого есть полоски или по-другому – насечки. Вот отсюда и пошло их название – насекомые / Насекомые – это очень вкусное лакомство для лягушек, ящериц, летучих мышей, птиц.

В: - А сегодня мы с вами побываем в гостях у мухи – Цокотухи и встретимся со многими насекомыми.

Муха, муха – Цокотуха,

Позолоченное брюхо

Муха по полю пошла

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Нынче муха – Цокотуха

Именинница.

В: - Одной из первых муха пригласила бабочку – капустницу.

Бабочка: Я бабочка – капустница, вылетела из своего укрытия первая, а следом за мной лимонница, павлиний глаз, адмирал. Мы все зимуем в укромном месте, а с первым теплом вылетаем навстречу солнцу. Как вы думаете, почему меня назвали бабочкой – капустницей? А я вам сейчас расскажу как я на свет появилась / рассматривание пособия «Детство бабочки» /

В: - Кто из вас ловил бабочек? Кто их брал в руки? Что у вас оставалось на пальцах?

В: - Крылья бабочек покрыты чешуйками, и когда берете их за крылышки, то чешуйки облетают, крылышко остается прозрачным, такая бабочка погибает.

Б: - Чем же меня муха будет угощать? / нектаром цветов /

В: - Чем бабочка пьет нектар? Сколько ног у бабочки?

- Вот прилетела бабочка к мухе в гости, а там ее уже подружка – стрекоза ждет. Она совсем на бабочку не похожа. Опишите ее. / ответы детей /.

В: - Глаза у стрекозы необыкновенные, каждый глаз состоит из тысячи маленьких глазков. Оба глаза выпуклые, большие. Благодаря этому стрекоза может смотреть всеми глазами одновременно и сразу видеть, что делается справа, слева, веру, внизу, спереди и сзади. Как вы думаете, чем питается стрекоза? / комарами, мошками, мухами/. В день стрекоза съедает столько же. Сколько весит сама.

В: - Ой, смотрите, кто это в гости к мухе припрыгал? /кузнечик /

Кузнечик: - Хороший у тебя, муха, дом. А вот где я люблю жить, отгадайте? / в траве /. Какого я цвета и почему? Какие у меня усики? / усики чувствуют запах за несколько километров /. А какие звуки я издаю? /стрекочет /. Где у меня уши? / на ногах /.

В: - Кузнечик трет одно крыло о другое и «поет», по его «песне» можно узнать о погоде. Если он поет поздно вечером, будет ясное, солнечное утро. Как вы думаете, какое угощение приготовила ему муха? / /вкусную травку /

В: - А вот и божья коровка. Какого она цвета? /красного /. Вы держали в руке божью коровку?. Что оставалось на ладонях? /жидкость/. Эта желтая жидкость. Которая похожа на молочко, очень горькая на вкус, ее не любят птицы.

В: - чем же угостила муха божью коровку? / тлей /. Тля, ребята, это тоже насекомое, но очень – очень мелкое. Божья коровка ест тлю в больших количествах и этим приносит пользу садам. Сколько пар крыльев у божьей коровки? / три пары – шесть крыльев /.

В: - А вот и новый гость летит. Это жук.

Жук: - Я – жук. Сколько у меня крыльев? /две пары крыльев /. А что мне на обед приготовила муха? / мошек, гусениц, клопов /.

В: - Посмотрите, ребята, жук как будто закован в блестящую скорлупу, как в панцирь. У него шесть жестких ног. Как на шарнирах, то есть ноги у жука могут вращаться. Во рту у жука острые зазубренные челюсти. Существует много разновидностей жуков / жуки – короеды, жуки – плавунцы. Есть еще гигантский жук – усач, который еле – еле умещается на ладони /.

В: - Следующая гостья еще не скоро прилетит, очень уж она трудолюбивая, все трудиться да трудиться. Давайте мы с вами немножко отдохнем да поиграем.

Физкультминутка «Бабочка – красавица» Физкультминутка «Муравей».

* Утром бабочка проснулась, Муравей нашел былинку,

Улыбнулась, потянулась Много было с ней хлопот.

Раз – росой она умылась, Как бревно, взвалив на спинку,

Два – изящно закружилась, Он домой ее несет.

Три – нагнулась и присела, Он сгибается под ношей,

А четыре – улетела. Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший,

Муравьи возводят дом1

В: - А вот и гостья прилетела.

Я домовитая хозяйка,

Пролетала над лужайкой

Похлопотала над цветком –

Поделюсь сейчас медком.

Пчела: - Ох, устала, с цветов пыльцу и нектар собирала, из нектара мед сделала и вам принесла, а пыльцой, смешанной с капелькой меда, покормлю своих детей. Видите, как я нарядилась? Опишите меня, пожалуйста. Чем же мы, пчелы, полезны людям? /пчелы дают мед, а мед – это еда, лекарство, и витамины. /

В: - Пчелы, ребята, очень интересные насекомые. Пчелы живут роем. Человек для них строит домик, который называется ульем. Все пчелы питаются медом. Они делают его из цветочного нектара и хранят его в шестиугольных ячейках, которые называются сотами. У пчелы есть жало. Пчела жалит, а потом погибает.

Муха: - Вижу, гость летит, да такой нарядный – в черно – золотых латах, у него осиная талия, а жалит –то, жалит! Догадались, кто это? / оса /.

Оса: - Да, мы, осы, далеко летаем, быстро меняем направление. Когда охотимся. А кого мы ловим?

/пауков, мух, жуков /.

В: - У осы тоже есть жало, но при укусе она жало не оставляет и не погибает. Осы живут в дуплах деревьев, в щелях домов, из своей слюны они лепят себе домик- кокон.

Муха: - Вот идет последний гость.

Чей домишко из иголок

На земле из старых елок?

В: - Муравей, у тебя очень интересный домик: муравейник – это верхний этаж, а остальная часть уходит глубоко под землю. Перед дождем муравьи зарывают ходы – выходы. А знете, как общаются муравьи? /усиками /. Что приготовила для муравья муха? / тлю, гусениц/. Муравьи очень трудолюбивы. Живут они семьями. Муравьи приносят пользу полям и лесам, уничтожая вредных насекомых. Там, где в лесу есть муравейники, лес защищен от вредителей.

Муха: - Гости все собрались, начинается веселье.

В: - Пока гости веселятся, мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: упражнять в умении выделять «лишний» предмет, отличающийся по свойствам и признакам от остальных трех предметов; развивать словесно – логическое мышление, память, речь.

• Муха, комар, ворона, пчела

• Жук, кузнечик, собака, божья коровка

• Бабочка, пчела, муравей, оса

• Бабочка – капустница, лимонница, павлиний глаз, жук

В: - А вот что произошло дальше.

Вдруг какой – то старичок – паучок

Нашу Муху в уголок поволок.

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубит.

Муха ахнула сперва:

- Ах, какие кружева –

А попала в кружева –

И пропала голова,

Бедняжка словно в тине

Увязла в …./паутине /

В: - Паук – это тоже насекомое, только он отличается от всех насекомых. Сколько ног у паука? / восемь ног, нет крыльев, тело у паука состоит только из двух частей, зато у него целых восемь глаз /. Паук плетет паутину и ловит в нее всех насекомых, которые попадутся. Кто в лесу видел паука? Дя чего пауку нужна паутина?

В: - Вдруг к пауку подлетела комариха и укусила паука и освободила муху. Тут все гости закричали «Слава, слава комарихе – победительнице». Досталось пауку от комарихи.

В: - Как вы думаете, кто такие комары? /насекомые /. А вас когда – нибудь кусали комары? Комары сосут кровь людей и животных через тонкий, как иголка, хоботок. Некоторые комары разносят болезни.

В: - Ну а теперь давайте рассмотрим нашу муху – именинницу. Кто видел муху? Что есть у мухи? / тело мухи, усики и лапки покрыты волосками, язычок покрыт клейкой жидкостью, поэтому она может где хочет и не падает, к ней липнет вся грязь, таким образом, она разносит заболевания /.

В: - У насекомых, ребята, очень удивительные глаза. Муха посматривает своими глазами во все стороны, не поворачивая головы, стрекоза тоже смотрит во все стороны своими огромными радужными полушариями, лучше других насекомых различают окраску цветов пчелы. Но есть насекомые, которые совсем ничего не видят. Вот и гусеница со своим плохим зрением рассматривает насекомых, а они ей кажутся совсем маленькими. Давайте представим, что мы тоже «гусеницы» и расскажем какими нам видятся насекомые.

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Цель: упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно –ласкательным суффиксом, развивать память, мышление, речь.

В: - Вот мы и познакомились сегодня с некоторыми насекомыми.

* Какую пользу приносят человеку пчелы?

* Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником?

* Куда осенью прячутся бабочки?

* У какого насекомого уши расположены на ногах?

* Какое насекомое жалит, а потом погибает?

* Какие насекомые очень трудолюбивы?

В: - Ребята, вы должны знать, что нельзя обижать ни маленького жучка, ни кузнечика, ни бабочку, пусть все они живут и радуют нас.

Публикации по теме:

«Насекомые». Календарно-тематический план занятий в старшей группе (продолжение). Тема: «Насекомые». (11-15 мая 2015 года). Примечание. здесь 35неделя. 1-34 недели Планы Коммуникация. «Насекомые» Программное содержание:.

Конспект проектной деятельности «Мир насекомых» в подготовительной логопедической группе Цель проекта: Познакомить детей с разнообразием мира насекомых, выделяя отличительные общие признаки и различия, выражая свои мысли, чувства.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с ТНР «Насекомые»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 20:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 августа. День часов на МААМ

Про время все говорят, за ним следят, но что это такое – непонятно. Почему время можно тянуть, губить и терять, как оно идет и возможно ли его остановить – на эти и другие детские «почему» приходится...

19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП
Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,...
Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника....
«Приемы работы над формированием коммуникативных умений младшего школьника» Главной особенностью современного общества является активное использование новых...
Конспект НОД «День прав ребёнка» для детей подготовительной группы
ОО Познавательное развитие Цель: - формировать основы правового сознания дошкольников. Задачи: Развивающие: 1. Развивать представления детей о правах....