Елена Щербакова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему «Ранняя весна» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять умение заканчивать предложение, называя соответствующие действия.
• Закреплять знания и представления о весне: знать и называть весенние месяцы, приметы весны, изменения в природе, животном мире, в жизни людей.
• Формировать умение отвечать на вопросы, опираясь на имеющиеся знания.
• Познакомить с эволюционной цепочкой роста птицы (самка грача – гнездо – яйцо – птенец – взрослая птица).
• Познакомить с закличкой «Ау, ау, аукаем», как элементом русского народного творчества.
Развивающие:
• Развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему „Ранняя весна“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать внимание в выборе одежды для определенного времени года.
• Развивать словарь детей по теме «весна».
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: презентация для проведения НОД; 2 набора картинок для выкладывания эволюционной цепочки роста и развития грача.
Ход:
-Послушайте мое стихотворение и подумайте, о чем пойдет речь.
Тепло приносит нам с тобой.
Приносит небо голубое,
Сосульки, пенье ручейка,
Проталины и первоцветы,
И таяние на речках льда…»
-О каком времени года я прочитала? (весна). Слайд №2.
-Да, сейчас вступает в свои владения ранняя весна, она прогоняет зиму.
-Почему весну можно разделить на раннюю и позднюю? (ранней весной происходит меньше изменений).
- После какого времени года наступает весна? (зимы).
-Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май).
«Март – начало весны,
Пробужденье природы,
Звон капели
И таянье белых снегов.
Лед вскрывает апрель,
Ледоходом грохочет,
Половодьем накроет заливные луга.
Первоцветами первыми землю украсит,
Унесет за собой холод, лед и снега.
Май – с цветеньем садов,
Одуванчиков желтых,
С молодою травою,
Первой майской грозой,
С посевною на пашнях,
И с нежной листвой».
-О какой капели говорится в стихотворении про март? (весенняя капель – таяние сосулек). Слайд №3.
-Что такое ледоход? (таяние льда на реках).
-В каком весеннем месяце происходит ледоход? (в апреле). Слайд №4.
-Предлагаю вспомнить, какие изменения происходят с наступлением весны. Назовите, какие изменения происходят в животном мире? (звери и насекомые просыпаются от спячки; птицы прилетают из теплых краев).
-В неживой природе? (солнце припекает, больше греет; снег и лед тает; бегут ручейки; сосульки капают; день становится длиннее, а ночь короче).
-Молодцы! А какие изменения происходят в жизни людей? (люди, у которых есть огород начинают готовиться к посеву семян; поздней весной – люди готовят в колхозах поля к посеву семян, пашут землю; в садах обрезают сухие ветки у деревьев; высаживают цветы на клумбы; собирают мусор на участке).
-Правильно. Предлагаю поиграть в игру «Назови действие, которое происходит весной».
1. Сосульки под солнцем… (тают).
2. Сугробы от солнечного тепла… (оседают).
3. На деревьях почки… (набухают).
4. Весной птицы гнезда… (строят, вьют).
5. Весной медведь от спячки … (пробуждается).
6. Весной птицы птенцов… (выводят, выкармливают).
7. Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается).
8. Весной в садах плодовые деревья… (цветут).
9. На проталинах первые цветы… (расцветают).
10. Весной насекомые после зимы… (оживают).
11. Весной люди рожь на полях… (сеют).
12. Из – под земли первая травка… (пробивается).
-Молодцы! Скажите, а меняется ли одежда у людей весной? (да, люди надевают более облегченную одежду).
-Все пробуждается ото сна с приходом весны. Зима уходит, но солнце еще греет слабо, нередко по утрам иногда мороз. А днем звенит капель. Предлагаю показать, как звенит капель. Слайд №5.
Физкультминутка.
«Кап – кап – кап», - капель звенит,
Словно с нами говорит (ритмично хлопать в ладоши).
Плачут от тепла сосульки, («собирают» слезы в ладошку).
И на крышах талый снег (гладят себя по голове).
А у всех людей весною
Это вызывает смех (поворачиваются вокруг себя, руки вверх). Слайд №6.
-Скажите, что происходит с птицами весной? (прилетают с юга).
-Какие птицы прилетают к нам? (грачи, ласточки, стрижи, скворец, гуси, журавли и. т. д).
-Какие птицы прилетают к нам самые первые? (грачи).
-Да, вы правы. Я предлагаю вам выполнить мое задание – создать цепочку роста грача с помощью картинок.
(Задание по командам для мальчиков и девочек одинаковое. Дети подходят к столам и выкладывают цепочку. Затем проверяют). Слайды с №7 - №11.
-Скажите, а вам хочется, чтобы быстрее наступила весна? (да).
-Почему? (ответы детей).
-Давным – давно, в старину, люди приглашали весну, зазывали, закликали, чтобы она быстрее пришла. Я предлагаю вам послушать закличку: Слайд №12.
«Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март,
Солнцу рад;
Апрель, апрель,
Откроет дверь;
Май, май
Сколько хочешь гуляй!
Ау, ау, аукаем!»
-Я хочу предложить вам на прогулке позакликать весну этой закличкой.
Рефлексия:
-Что больше всего нравится в этом времени года?
-Какое у тебя вызывает настроение сегодняшняя погода?
-Какую закличку можете рассказать своим друзьям? Зачем?