ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Программное содержание
Закрепить знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, знания о жизни диких зверей и птиц зимой. Активизировать умственную и речевую деятельность; формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос. Развивать логическое мышление, сообразительность, умение наблюдать и анализировать, расширять и активизировать словарный запас. Воспитывать познавательный интерес к явлениям живой и неживой природы, заботливое отношение к птицам, животным и растениям. Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней, охранять её.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе „Что мы знаем о зиме“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: беседы по теме, отгадывание загадок, словесные игры: «Скажи правильно», «Закончи стихотворение» ,рассматривание сюжетных картинок о зиме, чтение стихотворений о зиме, повторение пословиц о зиме, проведение экспериментов.
Словарная работа: Декабрь, январь, февраль, зябнут, метель, позёмка, вьюга, искрится, скрипит, названия зимующих птиц, названия зимних видов спорта, закаливание, профилактический массаж.
Материал к занятию:
Письмо, снежинки, муляжи деревьев, иллюстрации птиц, животных, стихи, загадки о зиме, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: А сейчас я хочу вам загадать загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет.
Их четыре братца,
В каждом из них по три месяца.
Что это за братья (времена года)
Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца, вот и у зимы есть свои месяца. А какие мы сейчас вспомним, если вы отгадаете загадки.
-Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш придет –
Мы встречаем Новый год! (Декабрь)
Воспитатель: Кто знает стихотворение про декабрь?
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу принес.
Воспитатель: Как в старину на Руси называли декабрь?
Дети: студень, хмурень. Студень из-за зимней стужи, морозов, а хмурень - из-за хмурого неба и ранних сумерек.
Воспитатель: Молодцы, слушайте следующую загадку:
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что скажите за месяц это?
(Январь)
Воспитатель: Кто прочтёт стихотворение про январь?
Открываем календарь.
В январе, в январе много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идёт столбом.
Воспитатель: Назовите, как раньше называли январь?
Дети:
Январь называли сечень, просинец. Сечень- так как он рассекает зиму на две половины, просинец, потому, что небо становилось синим, прибавлялся день.
Воспитатель:
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега
То бураны, то метели,
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон
День прибавился заметно
Ну, так, что за месяц это (Февраль)
Воспитатель: Кто знает стихотворение про февраль?
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Белая позёмка.
Воспитатель: Как в старину называли февраль?
Дети:Февраль называли лютый, т. к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели, и ветродуй, потому, что в феврале дуют сильные ветра. Ещё его называли межень, потому, что этот месяц между зимой и весной.
На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. И вот сегодня, когда Я шла на работу, в детский сад, я встретила почтальона и он мне вручил письмо. (Читает письмо)
«Дорогие ребята! Пишут вам дети из Африки. Мы никогда не видели снега, и не знаем, что такое настоящая зима. Помогите нам, пожалуйста, расскажите какая зима у вас в России?»
Воспитатель: Поможем детям из жаркой Африки побольше узнать о зиме? Мы всё снимем на видео и отправим в Африку.
Воспитатель: Скажите, по каким признакам мы определяем, что наступила зима?
Дети: Дни становятся короче, понижается температура воздуха, солнце расположено на небе низко, оно светит, но не греет, дуют холодные ветра, часто идёт снег, небо покрыто серыми тучами.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Он на солнышке румяный,
Под луною - голубой.
Он за ворот и карманы
Залетает нам с тобой.
Он и белый, и мохнатый,
И пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой,
Назови его, ответь! (Снег)
Воспитатель: Дети, а что такое снег, и как он образуется?
Дети: При замерзании маленьких дождевых капель образуются мелкие льдинки. Много маленьких льдинок встречаются в небесной вышине. Там они собираются в снежную тучу. В туче снежинок настолько много, что они соединяются вместе по несколько штук. Из нескольких маленьких ледяных звёздочек получается большая снежинка, которая становится слишком тяжёлой и падает вниз. Так начинается снегопад.
Воспитатель: расскажите, какие свойства имеет снег?
Дети: снег белый, лёгкий, холодный, пушистый.
Воспитатель: Как называется явление, когда ветер кружит в воздухе снег, поднимает его с земли?
Дети: метель, вьюга.
Воспитатель: а когда ветер метёт снег по земле?
Дети: это позёмка.
Воспитатель: Каким становится снег, когда на улице мороз?
Дети: искрится на солнце, сверкает, не лепится в снежки, скрипит под ногами.
Воспитатель: А что такое оттепель?
Дети : Это потепление.
Воспитатель: Что происходит со снегом во время оттепели?
Дети: он становится рыхлым, тяжёлым, мокрым, лепится в снежки.
Воспитатель: когда снег тает, что с ним происходит?
Дети: он превращается в воду.
Воспитатель: Почему снежинки на ладошке тают?
Дети: потому, что ладошка тёплая, а снег в тепле тает.
Воспитатель: Отгадайте следующую загадку:
Он холодный, он блестит,
Стукнешь, сразу захрустит,
Из воды свой род берет,
Ну конечно, это (лёд)
Воспитатель: Расскажите, какие свойства имеет лёд.
Дети: Лёд прозрачный, холодный, блестящий, твёрдый, скользкий, хрупкий, если тонкий, в тепле тает.
Воспитатель: Расскажите, как образуются сосульки?
Дети: Снег тает во время оттепели днём, капает с крыши, а ночью замерзает.
Воспитатель: Почему стоять и ходить под сосульками опасно?
Дети: Потому, что сосульки бывают очень большие, они могут упасть и поранить человека.
Воспитатель: Скажите, а можно есть снег, сосульки и лёд?
Дети: Нет, лед и снег холодный, можно простудится, а ещё там много микробов.
Воспитатель: Дарина прочёт стихотворение А. Барто «Сосулька».
Снег идет, замерзла речка
Но не мерзну я ничуть.
Мне сосульку у крылечка
Так и хочется лизнуть
Ах, сосулька, просто чудо
Только мама говорит:
«Заболеешь ты простудой
В рот сосульки не бери!»
И сосульки не сосу я –
Мне не хочется болеть!
Поскорее в дом несу я
У огня скорей согреть!
Воспитатель: Какие вы знаете пословицы о зиме?
Дети: Мороз не велик, да стоять не велит. Много снега – много хлеба.
Береги нос в большой мороз. Чем крепче зима, тем скорее весна. Солнце светит, да не греет.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Зимние приметы».
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом…
Дети: Значит, ясно будет днем.
Воспитатель:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга…
Дети: Жди метели.
Воспитатель:
Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения…
Дети: Ждите потепления.
Воспитатель:
Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно…
Дети: Будет ясно и морозно.
ФИЗМИНУТКА.
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Расскажите, что происходит с растениями зимой?
Дети: Они замедляют свой рост, прекращается сокодвижение.
Воспитатель: Какими становятся веточки деревьев?
Дети: тонкими, ломкими, хрупкими.
Воспитатель: Почему для деревьев очень важен снег?
Дети: веточкам под снегом тепло, они не мёрзнут.
Воспитатель: А какие деревья зимой не мёрзнут и стоят зелёные?
Дети: Ели и сосны.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они вечнозелёные, вместо листьев у них иголки, в которых находится смола.
Воспитатель: Скажите, а для чего зимой нужно подгребать снег к корням деревьев?
Дети: Снег весной растает и напитает корни деревьев влагой.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки?. (Птицы)
Воспитатель: Скажите, ребята, все птицы улетели в тёплые страны?
Дети: Нет, только перелётные.
Воспитатель: Птицы, которые остались зимовать, как называются?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
Дети: Снегири, синички, воробьи, дятел, ворона, сорока, голуби
Воспитатель: Чем питаются птицы зимой?
Дети: Оставшимися на деревьях, кустах, семенами, пищевыми отходами людей.
Воспитатель: Почему зимой нет насекомых?
Дети: Они прячутся в коре деревьев, в щелях.
Воспитатель: Как люди заботятся о птицах?
Дети: Развешивают кормушки, приносят хлебные крошки, зёрна.
Воспитатель: Чем любят лакомиться синички?
Дети: Свежим салом.
Воспитатель: Посмотрите, на дереве собралось много птиц, но они все перемешались.
Воспитатель: Какие птицы здесь лишние и почему?
Дети: Они перелётные.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Закончи предложение»
Воробей маленький, а голубь.
Ворона большая, а синица.
Сова спит днем, а охотится…
У синицы хвост короткий, а у трясогузки.
У дятла клюв длинный, а у снегиря.
У синицы клюв тонкий, а у дятла…
Ворона большая, а воробей…
Снегирь малоподвижный, а синица…
Снегирь пёстрый, а воробей…
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Воспитатель: Посмотрите на доску, каких животных вы видите?
Дети: Это дикие животные.
Воспитатель: Расскажите о жизни диких животных зимой в лесу, где они зимуют, чем питаются.
Дети по одному рассказывают о животных, изображенных картинках.
1реб. : Это белка, она зимой живет в дупле и питается орехами, семенами и грибами, которые она заготовила осенью. От врагов она прячется в дупле или скачет по деревьям.
2реб: Это медведь. Он зимой спит в берлоге и сосет лапу. Наедается он летом и осенью - копит подкожный жир.
Воспитатель: Какие животные ещё впадают в спячку?
Дети: барсуки, ежи, змеи.
3реб. : Это заяц. Он перед зимой меняет шубку на белую. Спит под кустом. Питается корой деревьев, корешками. У него длинные ноги, чтобы убегать от врагов и длинные уши, чтобы во время их услышать.
4реб. : Это лиса. Она зимой спит на снегу, так как у нее очень теплая шкурка, и она укрывается большим пушистым хвостом. Питается она мышами, зайчиками. От врагов убегает, путает следы, заметает следы хвостом.
5реб. : Это волк. Он хищник. Питается мясом других животных. Охотятся волки стаями. Живет в логове.
Воспитатель: Как зимуют обитатели водоёмов?
Дети: Прячутся на дне водоёмов, там теплее.
Воспитатель: Как называется человек, который заботится в лесу о диких животных?
Дети: Лесник, егерь.
Воспитатель: Чем он подкармливает животных?
Дети: Сеном, мясом.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, зима -это весёлое время года?
Воспитатель: Скажите, ребята, а какое настроение может быть у зимы?
Дети: Радостное, волшебное, грустное, вредное, озорное.
Воспитатель: «Какие зимние игры и развлечения вы знаете?»
Дети: Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговиков
Воспитатель: Какие вы знаете зимние виды спорта?
Дети: Фигурное катание, лыжный спорт, бобслей, хоккей, фристайл, сноуборд.
Воспитатель: Какие вы знаете зимние праздники?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица, День защитника Отечества.
Воспитатель: Скажите, что нужно делать зимой, чтобы не болеть?
Дети: Одеваться тепло, закаляться, заниматься физкультурой, принимать витамины, полоскать горло.
Итог занятия.
Воспитатель: О чём мы говорили на занятии? Молодцы, ребята, вы очень подробно рассказали о зиме и зимних явлениях в природе.
Мы обязательно отправим ваши рассказы ребятам из Африки, и они узнают, что такое настоящая зима.