Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о зиме»

ВИКТОРИЯ КОЗЛОВА
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о зиме»

Образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Программное содержание

Закрепить знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, знания о жизни диких зверей и птиц зимой. Активизировать умственную и речевую деятельность; формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос. Развивать логическое мышление, сообразительность, умение наблюдать и анализировать, расширять и активизировать словарный запас. Воспитывать познавательный интерес к явлениям живой и неживой природы, заботливое отношение к птицам, животным и растениям. Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней, охранять её.

Предварительная работа: беседы по теме, отгадывание загадок, словесные игры: «Скажи правильно», «Закончи стихотворение» ,рассматривание сюжетных картинок о зиме, чтение стихотворений о зиме, повторение пословиц о зиме, проведение экспериментов.

Словарная работа: Декабрь, январь, февраль, зябнут, метель, позёмка, вьюга, искрится, скрипит, названия зимующих птиц, названия зимних видов спорта, закаливание, профилактический массаж.

Материал к занятию:

Письмо, снежинки, муляжи деревьев, иллюстрации птиц, животных, стихи, загадки о зиме, музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Воспитатель: А сейчас я хочу вам загадать загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.

Их четыре братца,

В каждом из них по три месяца.

Что это за братья (времена года)

Воспитатель: У каждого времени года есть свои 3 месяца, вот и у зимы есть свои месяца. А какие мы сейчас вспомним, если вы отгадаете загадки.

-Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш придет –

Мы встречаем Новый год! (Декабрь)

Воспитатель: Кто знает стихотворение про декабрь?

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу принес.

Воспитатель: Как в старину на Руси называли декабрь?

Дети: студень, хмурень. Студень из-за зимней стужи, морозов, а хмурень - из-за хмурого неба и ранних сумерек.

Воспитатель: Молодцы, слушайте следующую загадку:

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету

Что скажите за месяц это?

(Январь)

Воспитатель: Кто прочтёт стихотворение про январь?

Открываем календарь.

В январе, в январе много снега на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

Воспитатель: Назовите, как раньше называли январь?

Дети:

Январь называли сечень, просинец. Сечень- так как он рассекает зиму на две половины, просинец, потому, что небо становилось синим, прибавлялся день.

Воспитатель:

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега

То бураны, то метели,

По ночам мороз силен

Днем капели слышен звон

День прибавился заметно

Ну, так, что за месяц это (Февраль)

Воспитатель: Кто знает стихотворение про февраль?

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко,

Змейкой мчится по земле

Белая позёмка.

Воспитатель: Как в старину называли февраль?

Дети:Февраль называли лютый, т. к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели, и ветродуй, потому, что в феврале дуют сильные ветра. Ещё его называли межень, потому, что этот месяц между зимой и весной.

На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. И вот сегодня, когда Я шла на работу, в детский сад, я встретила почтальона и он мне вручил письмо. (Читает письмо)

«Дорогие ребята! Пишут вам дети из Африки. Мы никогда не видели снега, и не знаем, что такое настоящая зима. Помогите нам, пожалуйста, расскажите какая зима у вас в России?»

Воспитатель: Поможем детям из жаркой Африки побольше узнать о зиме? Мы всё снимем на видео и отправим в Африку.

Воспитатель: Скажите, по каким признакам мы определяем, что наступила зима?

Дети: Дни становятся короче, понижается температура воздуха, солнце расположено на небе низко, оно светит, но не греет, дуют холодные ветра, часто идёт снег, небо покрыто серыми тучами.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Он летает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луною - голубой.

Он за ворот и карманы

Залетает нам с тобой.

Он и белый, и мохнатый,

И пушистый, как медведь.

Раскидай его лопатой,

Назови его, ответь! (Снег)

Воспитатель: Дети, а что такое снег, и как он образуется?

Дети: При замерзании маленьких дождевых капель образуются мелкие льдинки. Много маленьких льдинок встречаются в небесной вышине. Там они собираются в снежную тучу. В туче снежинок настолько много, что они соединяются вместе по несколько штук. Из нескольких маленьких ледяных звёздочек получается большая снежинка, которая становится слишком тяжёлой и падает вниз. Так начинается снегопад.

Воспитатель: расскажите, какие свойства имеет снег?

Дети: снег белый, лёгкий, холодный, пушистый.

Воспитатель: Как называется явление, когда ветер кружит в воздухе снег, поднимает его с земли?

Дети: метель, вьюга.

Воспитатель: а когда ветер метёт снег по земле?

Дети: это позёмка.

Воспитатель: Каким становится снег, когда на улице мороз?

Дети: искрится на солнце, сверкает, не лепится в снежки, скрипит под ногами.

Воспитатель: А что такое оттепель?

Дети: Это потепление.

Воспитатель: Что происходит со снегом во время оттепели?

Дети: он становится рыхлым, тяжёлым, мокрым, лепится в снежки.

Воспитатель: когда снег тает, что с ним происходит?

Дети: он превращается в воду.

Воспитатель: Почему снежинки на ладошке тают?

Дети: потому, что ладошка тёплая, а снег в тепле тает.

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку:

Он холодный, он блестит,

Стукнешь, сразу захрустит,

Из воды свой род берет,

Ну конечно, это (лёд)

Воспитатель: Расскажите, какие свойства имеет лёд.

Дети: Лёд прозрачный, холодный, блестящий, твёрдый, скользкий, хрупкий, если тонкий, в тепле тает.

Воспитатель: Расскажите, как образуются сосульки?

Дети: Снег тает во время оттепели днём, капает с крыши, а ночью замерзает.

Воспитатель: Почему стоять и ходить под сосульками опасно?

Дети: Потому, что сосульки бывают очень большие, они могут упасть и поранить человека.

Воспитатель: Скажите, а можно есть снег, сосульки и лёд?

Дети: Нет, лед и снег холодный, можно простудится, а ещё там много микробов.

Воспитатель: Дарина прочёт стихотворение А. Барто «Сосулька».

Снег идет, замерзла речка

Но не мерзну я ничуть.

Мне сосульку у крылечка

Так и хочется лизнуть

Ах, сосулька, просто чудо

Только мама говорит:

«Заболеешь ты простудой

В рот сосульки не бери!»

И сосульки не сосу я –

Мне не хочется болеть!

Поскорее в дом несу я

У огня скорей согреть!

Воспитатель: Какие вы знаете пословицы о зиме?

Дети: Мороз не велик, да стоять не велит. Много снега – много хлеба.

Береги нос в большой мороз. Чем крепче зима, тем скорее весна. Солнце светит, да не греет.

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Зимние приметы».

Если ночь морозная,

Тихая и звездная,

Дым из труб идет столбом…

Дети: Значит, ясно будет днем.

Воспитатель:

Пятна синие над лесом,

Снега мелкого завеса,

Чуть морозы ослабели,

Ветер с юга…

Дети: Жди метели.

Воспитатель:

Если рыба зимним днем

Ходит прямо подо льдом,

Ходит прямо подо льдом

И об лед стучит хвостом –

Значит без сомнения…

Дети: Ждите потепления.

Воспитатель:

Если вечером закат

Был слегка зеленоват,

Если лег на ветки иней,

На стекле букет из роз,

Если дым ладошкой синей

Достает до самых звезд,

И не свищет ветер грозно…

Дети: Будет ясно и морозно.

ФИЗМИНУТКА.

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)

И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)

Воспитатель: Расскажите, что происходит с растениями зимой?

Дети: Они замедляют свой рост, прекращается сокодвижение.

Воспитатель: Какими становятся веточки деревьев?

Дети: тонкими, ломкими, хрупкими.

Воспитатель: Почему для деревьев очень важен снег?

Дети: веточкам под снегом тепло, они не мёрзнут.

Воспитатель: А какие деревья зимой не мёрзнут и стоят зелёные?

Дети: Ели и сосны.

Воспитатель: Почему?

Дети: Они вечнозелёные, вместо листьев у них иголки, в которых находится смола.

Воспитатель: Скажите, а для чего зимой нужно подгребать снег к корням деревьев?

Дети: Снег весной растает и напитает корни деревьев влагой.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?. (Птицы)

Воспитатель: Скажите, ребята, все птицы улетели в тёплые страны?

Дети: Нет, только перелётные.

Воспитатель: Птицы, которые остались зимовать, как называются?

Дети: Зимующие

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Снегири, синички, воробьи, дятел, ворона, сорока, голуби

Воспитатель: Чем питаются птицы зимой?

Дети: Оставшимися на деревьях, кустах, семенами, пищевыми отходами людей.

Воспитатель: Почему зимой нет насекомых?

Дети: Они прячутся в коре деревьев, в щелях.

Воспитатель: Как люди заботятся о птицах?

Дети: Развешивают кормушки, приносят хлебные крошки, зёрна.

Воспитатель: Чем любят лакомиться синички?

Дети: Свежим салом.

Воспитатель: Посмотрите, на дереве собралось много птиц, но они все перемешались.

Воспитатель: Какие птицы здесь лишние и почему?

Дети: Они перелётные.

Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Закончи предложение»

Воробей маленький, а голубь.

Ворона большая, а синица.

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки.

У дятла клюв длинный, а у снегиря.

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Снегирь малоподвижный, а синица…

Снегирь пёстрый, а воробей…

Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

Воспитатель: Посмотрите на доску, каких животных вы видите?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: Расскажите о жизни диких животных зимой в лесу, где они зимуют, чем питаются.

Дети по одному рассказывают о животных, изображенных картинках.

1реб.: Это белка, она зимой живет в дупле и питается орехами, семенами и грибами, которые она заготовила осенью. От врагов она прячется в дупле или скачет по деревьям.

2реб: Это медведь. Он зимой спит в берлоге и сосет лапу. Наедается он летом и осенью - копит подкожный жир.

Воспитатель: Какие животные ещё впадают в спячку?

Дети: барсуки, ежи, змеи.

3реб.: Это заяц. Он перед зимой меняет шубку на белую. Спит под кустом. Питается корой деревьев, корешками. У него длинные ноги, чтобы убегать от врагов и длинные уши, чтобы во время их услышать.

4реб.: Это лиса. Она зимой спит на снегу, так как у нее очень теплая шкурка, и она укрывается большим пушистым хвостом. Питается она мышами, зайчиками. От врагов убегает, путает следы, заметает следы хвостом.

5реб.: Это волк. Он хищник. Питается мясом других животных. Охотятся волки стаями. Живет в логове.

Воспитатель: Как зимуют обитатели водоёмов?

Дети: Прячутся на дне водоёмов, там теплее.

Воспитатель: Как называется человек, который заботится в лесу о диких животных?

Дети: Лесник, егерь.

Воспитатель: Чем он подкармливает животных?

Дети: Сеном, мясом.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, зима -это весёлое время года?

Воспитатель: Скажите, ребята, а какое настроение может быть у зимы?

Дети: Радостное, волшебное, грустное, вредное, озорное.

Воспитатель: «Какие зимние игры и развлечения вы знаете

Дети: Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговиков

Воспитатель: Какие вы знаете зимние виды спорта?

Дети: Фигурное катание, лыжный спорт, бобслей, хоккей, фристайл, сноуборд.

Воспитатель: Какие вы знаете зимние праздники?

Дети: Новый год, Рождество, Масленица, День защитника Отечества.

Воспитатель: Скажите, что нужно делать зимой, чтобы не болеть?

Дети: Одеваться тепло, закаляться, заниматься физкультурой, принимать витамины, полоскать горло.

Итог занятия.

Воспитатель: О чём мы говорили на занятии? Молодцы, ребята, вы очень подробно рассказали о зиме и зимних явлениях в природе.

Мы обязательно отправим ваши рассказы ребятам из Африки, и они узнают, что такое настоящая зима.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Помоги лесным друзьям подготовиться к зиме» Задачи: Закреплять знания детей о времени года – зиме. Устанавливать простейшие взаимосвязи времен года и поведения диких животных. Материал:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о России» Чудинова Анна Евгеньевна Воспитатель МБДОУ №14 первая квалификационная категория г. Красноярск «Воспитание основ патриотизма в процессе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Космос» Тема: «День космонавтики» План-конспект НОД Ознакомление с окружающим миром (подготовительная к школе группа) «Космос» В соответствии с.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Ткани» Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе на тему «Ткани». Программное содержание: • Расширять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Подготовка птиц и животных к зиме» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Подготовка птиц и животных к зиме» Цели: расширить представления детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Как дикие животные к зиме готовятся» Цель: Закрепление знаний о том, как животные готовятся к зиме в лесу. Задачи: 1. Образовательные: Уточнять знания детей о подготовке диких.

Конспект НОД в подготовительной группе «Что мы знаем о ПДД» Конспект НОД по ознакомлению с ПДД в подготовительной группе «Что мы знаем о ПДД» Сорокоумова Г. В. д/с №39 с. Соколовского Конспект ООД.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе «Что мы знаем о зиме»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 18:18
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День «Сказки о рыбаке и рыбке» на МААМ

Пушкинская «Сказки о рыбаке и рыбке», напечатанная 184 года назад в журнале «Библиотека для чтения», – бесспорный шедевр. Недаром эту незатейливую поучительную историю хорошо знают все – и стар, и млад. А...

24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

Конспект занятия по лепке «Божья коровка» в средней группе
Программное содержание: продолжать учить лепить предметы из двух частей разного размера путем прижимания, отщипывать маленькие кусочки от куска пластилина,...
Фотоотчет «Забавные насекомые»
На просторах улиц столько всего интересного, неведомого и загадочного! Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего...
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И....
"Путешествие по сказкам К. И. Чуковского" Цель: выявить и обобщить знания детей по произведениям детского писателя К. И. Чуковского. Программное...