Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Долгий путь каравая»

Людмила Богушева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Долгий путь каравая»

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель:. Дать представления о значимости хлеба, отражающемся в традициях родного народа.

Программные задачи:

Обучающие:

- Расширять представления детей о том, что хлеб является важной составляющей пищи человека, что для его появления на столе трудятся люди разных профессий. ;

- Закрепить знания о видах хлеба и хлебобулочных изделий.

- расширить знания о народных традициях;

Развивающие:

- развивать любознательность, смекалку, стремление к знаниям, внимание, память, речь;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к хлебу;

- воспитывать интерес к изучению культуры своих предков;

Материал и оборудование: каравай, рушник, русский народный костюм; обручи, счетные палочки

мультимедийная установка, презентация по теме.

Предварительная работа: чтение стихотворений, пословиц, поговорок о хлебе, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций, картинок по теме; экскурсия на зерносклад.

Ход НОД:

Стук в дверь. Входит Марьюшка (воспитатель в русском народном костюме,

в руках каравай хлеба на вышитом рушнике.

Марьюшка: Здравствуйте ребятишки! Испекла я свежий каравай, да поспешила к вам в детский сад, чтобы порадовать вас.

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

На Руси издавна говорили:

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Положу я каравай на красивую скатерть, и сразу станет в нашей группе и светлее и теплее.

Долог был мой путь, но еще дольше путь каравая на стол к людям. И сегодня мы пройдем его вместе с вами! Это будет не просто путешествие, сначала мы заглянем с вами в прошлое, потом увидим, как маленькое зернышко превращается в хлеб. Готовы?

Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой буханки на столе просто невозможно. Ведь недаром гласит русская пословица: «Худ обед, когда хлеба нет», хлеб нужен всем, но относимся к нему мы по-разному. Один человек говорит просто: «Хлеб». А другой ласково произносит: «Хлебушек». И сразу становится ясно, кто из них знает настоящую цену хлеба.

Становитесь-ка все в кружок, я дам вам волшебный колосок, вы его друг другу передавайте, да ласковые слова про хлебушек называйте!

Игра «Подбери нужное слово»

(Дети передают по кругу «колосок», при этом называют прилагательные к слову «хлебушек»: вкусный, ароматный, душистый, свежий, красивый, теплый, добрый, солнечный, и т. д.)

Марьюшка: Молодцы, много ласковых слов назвали. Теперь послушайте немного из истории: Хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда, хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы подтверждая этим свою верность Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Недаром слагались о хлебе пословицы и поговорки, давайте вместе вспомним.

Дети называют пословицы, воспитатель дополняет

-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.

-Хлеб – батюшка, вода – матушка.

-Хлеб хлебу брат.

-Худ обед, когда хлеба нет.

-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

-Хлеб да вода – мужицкая еда.

-Хлебушко – калач дедушка.

Марьюшка: В старину даже маленькие дети знали, как дорого каждое зернышко. Они помогали взрослым в уборке урожая, собирая упавшие колоски, чтобы ничего не пропало. Мы сейчас с вами испытаем свою ловкость и быстроту, проведем игру.

Игра «Собери колоски»

На полу обручи, это поле. В каждом из них одинаковое количество счетных палочек, это колоски. Дети собирают «колоски» по одному и возвращаются на условное место.

Марьюшка: Ай-да молодцы! С такими помощниками, ни одно зернышко в поле не останется!

Ребята, помните мы свами летом ходили на экскурсию на зерносклад? Расскажите, что мы там видели?

(дети делятся своими впечатлениями)

Давайте вспомним, люди, каких профессий трудятся, чтобы на нашем столе всегда был свежий, вкусный хлеб?

Пашут землю, сеют семена … (трактористы);

Следят за всходами, за внесением удобрений (агрономы);

Убирают урожай на полях… (комбайнеры);

Перевозят зерно на склады и элеваторы (водители грузовых машин);

Мелят муку из зерна… (мельники);

Пекут из муки хлеб… (пекари);

Продают хлеб в магазине… (продавцы);

Вот как много людей разных профессий встречает каравай хлеба на своем пути! Честь им и хвала!

В старину каждая хозяйка должна была уметь испечь каравай. Считалось, что только та может называться хорошей хозяйкой, у которой каравай получается пышным да ноздреватым. Помните загадку:

Ноздревото, пышновато, очень вкусновато.

Стол украшает, всю семью питает. (Хлеб)

А хозяин должен был уметь заготовить дров для печи.

Сейчас проверю я, какие вы, девочки, у меня хозяйки, А мальчики – хозяева.

Динамическая пауза: «Хозяин и Хозяйка»

(воспитатель называет действия, дети имитируют движения. На слово «Хозяин» - выполняют мальчики, на слово «Хозяйка» - девочки)

Пошел Хозяин в лес за дровами, (шагают)

А Хозяйка на речку за водицей. (шагают)

Рубил Хозяин топором, (наклоны, руки вперед)

Хозяйка черпала ведром. (наклоны, «зачерпывают воду»)

Хозяин муки смолол, (круговые движения руками)

Хозяйка тесто замесила. («месят»)

(все вместе)

Каравай вот такой… (подтянулись, развели руки в стороны)

Значит, будет пир горой! (прыжки, хлопки руками)

Марьюшка:

А теперь посмотрим на экран:

(демонстрируются слайды с картинками, воспитатель комментирует)

Посеяли хлеб хлеборобы весною.

Созрел он и встал золотою стеною, (Слайд 1)

И слышит страна: за уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора. (Слайд 2)

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошёл.

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор. (Слайд 3)

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он, как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь…

Едет хлеб на мельницу. (Слайд 4)

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

И, наполнив этим грузом

Необычный круглый кузов,

Богатырь – муковоз

На завод муку привёз… (Слайд 5)

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай. (Слайд 6)

От завода - автомата,

Льётся тёплый хлебный запах.

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит завтрак:

Всё, что хочешь, испечёт

Этот сказочный завод.

Марьюшка: Ребята, а какие хлебобулочные изделия знаете вы?

(дети называют: булочки, рогалики, блины, пирожки, бублики, баранки, ватрушки, рулеты)

Молодцы! Из муки действительно можно приготовить очень много вкусного. Вот, например, пирожки, можно испечь, с какой угодно начинкой. Приготовьте ваши руки, «напечем» пирожков!

Проводится пальчиковая гимнастика:

Испекли мы пирожки

Из пшеничной из муки. («пекут»)

С капустой, с картошкой, (загибают по одному пальцу)

С брусникой, с морошкой.

С яблоком спелым и сладкою вишней,

И даже с малиною не был нам лишним.

Самим нам хватило

И всех угостили! (руки прижимают к себе и раскрывают вперед)

Марьюшка:

Ребята! Хлеб – это важный продукт питания, без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. В нем содержатся необходимые для жизни и здоровья полезные вещества. Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова». Нелегко достается хлеб! Трудный и долгий путь проходит каравай, чтобы попасть на наш стол.

Вот он –

Тёплый, золотистый.

В каждый дом,

На каждый стол –

Он пожаловал – пришёл. В нем –

Здоровье, наша сила,

В нем –

Чудесное тепло.

Сколько рук

Его растило,

Охраняло, берегло!

Хлеб – одно из главных богатств человека.

Поэтому с древности к хлебу относились бережно, с почтением и уважением, дорожили каждой крошкою! А как мы с вами можем выражать бережное отношение к хлебу?

(Ответы детей)

Марьюшка: Спасибо за вашу доброту и заботу о хлебе!

Что интересного узнали вы сегодня?

(Ответы детей)

Марьюшка:

«Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» – гласит народная мудрость.

А теперь, проходите к нашему столу, отведать душистого каравая!

(Дети угощаются испеченным караваем)

Во время прогулки можно провести подвижную игру «Каравай»

(дети становятся в круг, в центре «Каравай», воспитатель произносит слова, дети движутся по кругу, затем останавливаются, хлопают в ладоши, «Каравай» бежит по кругу, выбирает «Пекаря» и т. д)

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь – выбирай.

Каравай:

Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пёк.

Пекарь, с нами поиграй.

Кого хочешь – выбирай!

Пекарь:

Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеб растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец:

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «От колоска до каравая» Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «От колоска до каравая».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Что такое заповедник?»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Что такое заповедник?» «Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Космическое путешествие» Цель: формирование у детей представлений о Солнечной системе. Задачи: 1) формировать первоначальные представления о планетах Солнечной.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелётные птицы» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (лепка, речевое развитие,.

Конспект ОДД интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Моя семья» Конспект ООД интегрированного занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Моя семья» Цель: воспитание любви и уважения к родным.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Транспорт» Тема: «Транспорт. Помощь доктору Машинковой» Задачи: Образовательные: 1. Продолжать детей знакомить с различными видами транспорта 2. Упражнять.

«Свойства воздуха». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Знакомство со свойствами воздуха. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Программные задачи: продолжать знакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Доктор Витамин» Цель: дать детям знания о том, что в овощах и фруктах содержится много полезных витаминов и какую пользу нашему организму приносит употребление.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим. Тема «Улицы города». Цель: Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в городских условиях. Задачи: Образовательные: - закрепить представления.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
  • Лабиринты
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Долгий путь каравая»
Опубликовано: 14 октября 2016 в 18:43
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Украсим рукавичку-домик».
Цели: закрепить знания детьми жёлтого и красного цветов; учить проводить кистью прямые линии, создавая простейший орнамент чередованием полос разного...
Мастер — класс Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при...
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в рамках ФГОС при формировании ритмической деятельности детей дошкольного возраста» Цель...
Маски для колядования в средней группе.
Конспект НОД по конструированию. Цель: Создание условий для ознакомления детей с календарно-обрядовым праздником «Зимние святки», формирование у детей...
Викторина для родителей средней группы по правилам дорожного движения.
Викторина для родителей по правилам дорожного движ ния 1 задание. Ведущий: Вам нужно придумать название своей команде, девиз и эмблему, а также выбрать...
Развлечение к 23 февраля «День защитника Отечества» для детей младшей группы....
Цель: расширение представлений о Российской Армии, о празднике – Дне защитника Отечества. Задачи: Образовательные: -создать у детей праздничное настроение....