Получи документы

Конспект НОД по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе» для детей старшей группы (1 фото)

Ольга Серебренникова
Конспект НОД по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе» для детей старшей группы

Конспект НОД по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе» для детей старшей группы

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Расширить представления детей о зимних явлениях в природе.

Образовательные:

• Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.

• Закрепить знания о зимних месяцах.

• Активизировать словарный запас (снег, снегопад, метель, иней, морозные узоры).

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой „Зимние явления в природе“ для детей старшей группы» размещена в разделах

• Развивать любознательность, желание познавать окружающий мир.

• Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия.

• Обогащать словарный запас детей (оттепель, гололёд).

• Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

• Формировать навыки коллективной работы.

Оборудование:

Зрительные образы в виде конусов: дед Годовик; Дочери Годовика: Зима, Весна, Лето, Осень; Зимние братья: Декабрь, Январь, Февраль, выполненные из синтепона с возможностью крепления липучек. Мячик-снежок. Картинки на липучках с изображениями зимних явлений природы (метель, снегопад, морозные узоры, мороз, зимнее солнце, блестящие колючие снежинки, морозный туман, снег хлопьями, блестящий подтаявший снег, иней, гололёд, снег, снеговик, и явлений других времён года (листопад, радуга, подснежники в проталинке, ручейки, цветы).Макет включающегося солнышка. Макет облака с подвесками капельки, град, снежинки. Музыкальная колонка с записью звука волшебства и произведения П. И. Чайковского «У камелька». Презентация «Зимние явления в природе»

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята, меня зовут Ольга Ильинична! Давайте познакомимся. У меня есть снежок, но долго держать его в одних руках нельзя, а то растает, нужно быстро его передавать и называть своё имя. (Воспитатель представляется и быстро передаёт снежок рядом стоящему ребёнку.)

Воспитатель. Я очень рада нашему знакомству –поэтому я широко улыбаюсь. А вы рады? Давайте крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент:

Воспитатель. [/b]Ребята, я хочу рассказать вам одну познавательную историю. Хотите послушать? Тогда все садитесь по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» (Дети садятся на стулья. Воспитатель садится на стульчик напротив, возле центрального стола.)

Воспитатель. Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, а на следующий день холод, снег – всё погибает. От такой жизни все страдали.

(Воспитатель ставит образ старика на пол возле центрального стола, перед детьми.)

Думал старик Годовики, как всем помочь. Было у него четыре дочери. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга.

Первая дочь любила сковывать реки льдом и охранять сон природы. Звали её … зима.

(Воспитатель ставит образы времён года на стол, над образом старика. Дети подсказывают имена.)

Вторая дочь умела растапливать лёд и снег, созывать перелётных птиц. Её звали … весна.

Третья дочь была самая весёлая. Она дарила много тепла и света. Её имя было … лето.

Четвёртую дочь старика Годовика звали… осень. Она была очень грустная. Она умела убаюкивать природу.

Старик Годовик очень любил своих дочерей. И не хотел с ними надолго расставаться. Он решил так: пусть все они гостят на земле, но каждая в свой черёд. И увидел старик Годовик, как на земле установился порядок. Когда в гости приходила Осень – всё успокаивалось и засыпало, когда Зима – природа отдыхала и набиралась сил, Весной – всё просыпалось, а Летом преумножалось. У каждой из четырёх сестёр было по три сына.

Основная часть.

Воспитатель. Ребята, какая из сестёр гостит у нас сейчас?

Дети. Зима.

Воспитатель.А как вы догадались?

- Какие признаки зимы вы знаете?

- Может всё таки лето сейчас гостит?

- Что зимой бывает?

(Когда дети достаточно назвали признаков зимы, воспитатель ставит зиму на пол возле левого стола, перед детьми.)

- Может вы тогда догадались, как зовут зимних братьев месяцев?

- С какого месяца начинается зима? Сначала идёт осенний месяц – ноябрь, а потом зимний месяц …

Дети. Декабрь.

Воспитатель.А с какого начинается – новый год? Самый морозный месяц?

Дети. Январь.

Воспитатель. Кто мне скажет, каким месяцем заканчивается зима? Суровая, ветреная погода стоит в дни папиного праздника.

Дети. Февраль.

(Дети отвечают на вопросы, а воспитатель выставляет образы месяцев на столы слева от детей.)

Воспитатель. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказка, где происходят различные чудеса.

Просмотр презентации «Зимние явления в природе»под музыку П. И. Чайковского «Времена года»:

Воспитатель. Я хочу показать вам красоту зимней сказки, восхитительные явления природы, некоторые из них вы уже знаете.

Посмотрите, какую красоту творят зимние месяцы. Какие зимние явления природы мы здесь видим? (Слайд 1)

Дети. Снегопад.

Воспитатель. Как называется явление, когда идёт снег и дует, завывает ветер? (Слайд 2)

Дети. Это зимнее явление называется метель, вьюга, буря.

Воспитатель. Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твёрдая блестящая корочка. (Слайд 3)

На крышах и деревьях появляются сосульки. Такое состояние погоды называется «Оттепель». (Слайд 4)

Давайте скажем все вместе – оттепель.

Дети. Оттепель.

Ребята, а какая неприятность может подстерегать нас на улице после оттепели? (Слайд 5)

Дети. Лёд.

Воспитатель. Почему на поверхности земли и даже стенах образуется слой льда?

Дети. Потому что снег растаял.

Воспитатель. Какой снег будет ложиться на землю при оттепели?

Дети. Мокрый. Даже дождь может пойти зимой.

Воспитатель. Когда льдом покрывается поверхность земли это очень опасно для пешеходов и транспорта. Такое опасное, но красивое явление зимней природы называется гололёд. Давайте скажем все вместе - гололёд.

Дети. Гололёд.

Воспитатель. Зимой бывает и снег, и дождь, и даже туман. В морозном тумане (слайд 6) образуются мельчайшие кристаллики льда, которые цепляясь за ветки деревьев, образуют иней, (слайд 7) такая зимняя роса (слайд 8).

Очень красиво (слайд 9) украшают землю зимние братья месяцы чудесными явлениями природы! Напомните, как зовут зимних братьев месяцев?

Дети. Декабрь, январь и февраль.

Дидактическая игра «Выбери нужное»:

Воспитатель. Ребята, давайте, украсим белоснежные наряды братьев месяцев зимними картинками. (Воспитатель указывает рукой на карточки, лежащие справа на столе.) Идите сюда (дети подходят к столу). Что изображено на этих карточках? Как назвать их общим словом?

Дети. Природа.

Воспитатель. Здесь картинки одного времени года?

Дети. Нет. Разные.

Воспитатель. Давайте все выберем по зимней карточке, назовём, что изображено на картинке и подойдём к месяцам. (Дети выбирают карточки, каждый называет зимнее явление и идет к другому столу, чтобы прицепить картинку.)

Дидактическая игра со словами:

Воспитатель. Ребята,матушка Зима любит играть со своими детьми в «говорящий снежок». Хотите и мы поиграем?

Дети. Да.

Воспитатель. Я буду по очереди бросать вам снежок, и задавать вопросы, а вы отвечайте и бросайте мне снежок обратно.

Снег зелёный?

Ребёнок. Нет.

Воспитатель. А какой?

Ребёнок. Белый.

Воспитатель. Снежинка гадкая? А какая?

- Лёд мягкий?

- Сугроб твёрдый?

- Снеговик маленький?

- Горка шершавая?

- Вьюга добрая?

- Иней прочный?

- Снежок горячий?

- Морозный узор безобразный?

- Метель милая?

- Сосулька вкусная?

- Зима ужасная?

Ребёнок. Нет. Прекрасная.

Воспитатель. Ребята, а откуда у нас на земле снег? Откуда он берётся?

Дети. С неба падает.

Воспитатель.А что ещё падает с неба?

Дети. Дождь.

Воспитатель.Когда капает дождь с неба?

Дети. Летом.

Воспитатель. А почему не зимой?

Дети. Летом тепло.

Воспитатель. А зимой когда тепло, может пойти дождь?

Дети. Да.

Воспитатель. А летом если вдруг во время дождя становится очень холодно, что будет падать на нас с неба?

Дети.

Воспитатель. Что произойдёт с капельками воды, если будет холодно?

Дети. Они замёрзнут.

Воспитатель. Согласна. Во что они замёрзнут?

Дети. В лёд.

Воспитатель. Как называются кусочки льда падающие на землю с неба?

Дети. Град.

Воспитатель. А почему зимой, когда холодно не идёт град? А летят плоские снежинки?

Дети. …

Воспитатель. Хотите узнать? Предлагаю отправиться в облачную мастерскую. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда сначала нам нужно стать капельками. Выходите в круг.

Физкультминутка «Капельки»:

Воспитатель. Мы маленькие капельки мы любим делать кап! (подпрыгнуть на месте)

Кап-кап, кап-кап – можем так сто раз подряд. (прыгают на месте)

Как «накапаемся» в чашку, дружно соберёмся. (собираются в круг и берутся за руки)

И тогда нас не унять, мы водой польёмся. (бегут змейкой за воспитателем взявшись за руки)

Если выйдем на мороз, заморозим щеки, нос (берутся за названные части тела).

Если в дом не возвратиться, можно в льдинку превратиться.

Прозрачную, холодную, крепкую и твёрдую.

Метель метёт раз-два-три (воспитатель размахивает руками,

Быстро капелька замри! (Дети застывают в причудливых фигурах. Воспитатель выражает восхищение необычными ледяными скульптурами и проверяет их твёрдость.)

Если солнышко пригреет, побежим мы вновь скорее. (Дети оттаивают и свободно перемещаются в пространстве.)

Вьюга воет раз-два-три (воспитатель кружится размахивая руками,

Быстро капелька замри! (Воспитатель повторяет свои действия)

Снова солнце пригревает, льдинка ручейки пускает. (Воспитатель берёт детей за руки и все бегут по кругу.)

Ох, какой жар-жар(обмахивается руками, превращусь сейчас я в пар! П-ш-ш-ш-ш(размахнуть руки вверх!

Нам стало жарко, и мы превратились … в пар. Мы стали тяжёлыми или лёгкими?

Дети. Лёгкими.

Воспитатель. Очень лёгкими. А что происходит со всем очень лёгким?

Дети. Оно летит.

Воспитатель. И мы полетели высоко в небо. (Воспитатель подходит к макету облака и включает музыку волшебства.) Ребята, куда мы прилетели?

Дети. На облако.

«Облачная мастерская»

Воспитатель. Все испарившиеся капельки спешат найти свою тучку. Солнышко пригревает тучку (включается макет солнца) и частички пара хотят, чтобы им было ещё теплее. Они прижимаются друг к другу. И когда им становится тесно, тучка становится тёмная, синяя и из неё начинают падать … капельки. (С макета облака распускаются капельки.) Куда они летят?

Дети. На землю.

Воспитатель. Летом солнышко светит долго и жарко. Замёрзнут капельки, выпавшие с тучки?

Дети. Нет.

Воспитатель. Я тоже так думаю. А если, падая на землю, капельки встретят холодный воздух?

Дети. Они замёрзнут

Воспитатель. Давайте подуем на капельки (дети дуют на висящие бумажные капельки воды). Ой смотрите капельки дрожат от холода, во что они сейчас превратятся?

Дети. В лёд. В снежинки.

Воспитатель (распускает с макета тучки круглые белые круги).Что это, ребята?

Дети. Снежинки.

Воспитатель. Во что превращается вода, когда они сильно остывает?

Дети. В лёд.

Воспитатель. Значит это маленькие … льдинки. Как их называют?

Дети. Снежинки.

Воспитатель. На снежинках есть дырочки?

Дети. Да.

Воспитатель. На этих кружках есть дырочки?

Дети. Нет.

Воспитатель. Значит это не снежинки? Тогда что это?

Дети. Град.

Воспитатель. Ребята скажите, а зимой солнышко светит долго? Ярко? Жарко?

Дети. Нет(воспитатель выключает макет солнышка).

Воспитатель. Тогда маленьким частичкам пара в тучке будет тепло?

Дети. Нет.

Воспитатель. Что произойдёт с частичками пара?

Дети. Они замёрзнут.

Воспитатель. Да, ребята, они замёрзнут! Мы с вами уже выяснили, что частички пара очень маленькие и лёгкие. А какие из них будут получаться льдинки? Большие или маленькие?

Дети. Маленькие.

Воспитатель. Да, очень маленькие и они будут тоже очень лёгкими. Они будут летать внутри облака и прилипать друг к другу.

Давайте и мы представим, как мы в облаке парили (кружится воспитатель).

И от холода застыли.

Давайте соединим наши правые руки в центре круга. Что получилось?

Дети. Снежинка.

Воспитатель. Вместе мы тяжелее, чем по одному?

Дети. Да.

Воспитатель. Что произойдёт с тяжёлыми снежинками?

Дети. Они упадут вниз.

Воспитатель. Согласна, они вернутся на землю. И нам пора возвращаться.

(Дети проходят на свои места на стульчики. Музыка волшебства стихает. Воспитатель подходит к образам зимних братьев месяцев.)

Воспитатель. Ребята, а что ещё умеют творить зимние месяцы из маленьких кристаллов, какую красоту (в случае необходимости подсказывает указывая на картинки?

Дети. Иней.

Воспитатель.А братец Январь,где рисует ледяными кристаллами?

Дети. На окнах.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель.Ребята, мне было очень приятно побывать вместе с вами в облачной мастерской. Но пришло время прощаться. Вам понравилась зимняя сказка? (Имя ребёнка), какое явление зимнего времени года тебе нравится больше всего? (Имя ребёнка), что нового ты сегодня узнал?

Матушка зима приготовила для вас маленькие подарки.

(Воспитатель достаёт из конуса зимы книжки раскраски с образами зимних братьев месяцев и раздаёт их детям.)

Воспитатель. Спасибо, ребята, что побывали в зимней сказке вместе со мной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Знакомство с Красной книгой».  Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой«Знакомство с Красной книгой».  Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой Цель: дать детям представление о Красной книге, знакомство с некоторыми редкими животными и птицами, формирование у воспитанников представлений.

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с природой и аппликации в нетрадиционной технике «Виноград»Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с природой и аппликации в нетрадиционной технике «Виноград» (старший дошкольный возраст) Программное содержание: Уточнять и расширять представление о ягодах. Учить детей видеть красоту природы через.

Конспект ННОД по ФГОС для детей старшей группы «Зимние игры» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе Рассказывание на тему «Зимние игры» Приоритетная.

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и природой на тему «Наша родина-Крым». Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и природой на тему"Наша родина- Крым". Интеграция образовательных областей:.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с природой детей средней группы 4–5 лет «Дары осени» ЦЕЛЬ: закрепить названия овощей и фруктов. Продолжать формировать представления об их вкусе и пользе. Продолжать формировать представления.

Конспект ООД по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе «11 января-День заповедников и национальных парков» Программное содержание: Расширять представления детей о разнообразии природного мира, о редких растениях и животных, занесенных в Красную.

Конспект открытой НОД «Скоро зима» по ознакомлению с природой в средней группеКонспект открытой НОД «Скоро зима» по ознакомлению с природой в средней группе НОД по ознакомлению с природой в средней группе Разработала и провела Десяткова Н. В. воспитатель 1-ой категории Тема: Скоро зима! Программное.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «В гостях у феи Экологии»Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «В гостях у феи Экологии» Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе «В гостях у феи Экологии» Интегрированная образовательная область: познание.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе Тема: «Осень, осень в гости тебя просим» Цель: • Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе. • Закрепить и конкретизировать знания о перелетных и зимующих.

Видео-презентация «Зимние явления в природе» к занятию по познавательному развитию «В гости к дедушке Природоведу» 1-й Слайд[/b] Презентация «Зимние явления в природе» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Федосеева Юлия Владимировна2-й.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с природой «Зимние явления в природе» для детей старшей группы
Опубликовано: 13 марта 2020 в 18:50
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД