Валентина Лебедева
Конспект НОД по ППД «Что есть в почве?» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
АНО ДО "Планета детства "Лада"
д/с № 187 "Солнышко"
Самарская область, г. Тольятти
Воспитатель Валентина Васильевна Лебедева
Программное содержание:
1. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
2. Развивать стремление к экспериментированию.
3. Воспитывать желание заботиться о почве.
Предварительная работа: Просмотр серий из мультфильма «Лунтик и его друзья»; рассматривание иллюстраций с изображением почвы; рассматривание макета почвы; чтение стихотворения Машковской «Давайте оставим немного земли»
Публикация «Конспект НОД по ППД „Что есть в почве?“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почва. Исследуем почву
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Оборудование:Комочек земли, металлическая (из тонкой пластины) тарелочка, спиртовка, остатки сухих листочков, лупа, пинцет, баночки с чистой и грязной водой.
Ход :
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел гость. Узнали его? (Да) Конечно, это всем нам знакомый мультперсонаж Лунтик. Лунтик принес нам письмо от Корнея Корнеевича. Вот оно (читает):
"Дорогие дети, я хочу загадать вам загадку:«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей моркови, редиски, огурцов.
Угадали, что это?»
(ответы детей)
Дети:Земля, почва и т. п.
Продолжение письма: Ну конечно это почва. И меня интересует все, что с ней связано. Я живу в лесу на цветочной поляне, а вы в городе. И вот мне стало интересно, отличается ли лесная почва от городской и чем. Помогите мне разобраться. А ответ напишите мне, Лунтик поможет его доставить. Спасибо. "
Воспитатель:Ну что, ребята, поможем Корнею Корнеевичу?
Дети:Да.
Воспитатель: А кто-нибудь знает, как еще говорят о земле (ответы детей)- Послушайте такое выражение «Матушка Земля –кормилица наша». Почему так говорят?
Дети:Она нас кормит, дает урожай и т. п.
Воспитатель: Правильно, ребята. А вот чтобы рассмотреть почву повнимательнее, я вам приготовила интересный предмет. Посмотрите, что это?
Дети:Лупа
Воспитатель:Молодцы. Сегодня мы будем рассматривать лесную почву и почву с участка детского сада. Интересно, сможете ли вы определить, где какая почва?
(Дети рассматривают почву, высказывают свои предположения)
Воспитатель:Почему вы решили, что первый образец почвы из леса?
Дети:В ней много листочков, палочек, а другая почва бедная.
Воспитатель:Правильно, в лесной почве находятся питательные вещества для растений, эта почва плодородная. Давайте проведем опыт.
(Воспитатель вместе с детьми сжигает лесную почву в металлической тарелочке, обращает внимание на запах при сгорании. Пробует сжечь сухой лист)
- что же сделало эту почву богатой?
Дети: Перегнившая листва.
Воспитатель: Молодцы, правильно. А теперь давайте проведем опыт с городской почвой.
( Сжигание городской почвы в металлической тарелочке)
-Что изменилось ребята?
Дети:Нет запаха, почва более сухая и т. п.
Воспитатель:Ребята, а давайте придумаем символы для лесной и городской почвы.
(Придумывание символов)
- Молодцы. А теперь я хочу вам предложить поиграть в интересную игру. Сейчас вы поймете, как листочки превращаются в почву.
(Проводится игра «Деревья и червячки»)
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии лежат два обруча. Это «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.
Воспитатель:Ребята, а вы знаете, что в мире существует такая проблема, как загрязнение почвы.
Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.
(Опыт)
Рассмотрим воду у меня в баночках.
- Чем они отличаются?
Дети:В одной чистая вода, а в другой грязная, которая осталась после мытья рук. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.
Воспитатель:Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?
Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.
- Что изменилось?
Дети:В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, кустик, цветок.
Воспитатель:А во второй?
Дети:Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри.
Воспитатель:Представьте себя на месте дождевого червяка.
- Какую бы почву вы выбрали для своего дома?
- Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их?
(Ответы детей)
Воспитатель:В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и «мертвая вода» - грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.
- Откуда берется «мертвая вода»?
Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т. д.
Воспитатель:Во многих местах на нашей планете почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить, поить растения чистой водой, животные не могут жить в такой почве.
Поэтому необходимо бережно относится к почве, стараться делать так, чтобы не загрязнить её. Давайте придумаем знак для защиты почвы.
(Придумывание запрещающего знака)
-Ну, вот ребята, как много вы сегодня узнали о почве. Я предлагаю сложить придуманные нами символы и знаки в конверт и отправить письмо Корнею Корнеевичу. Он поймет, что вы не только умеете различать лесную почву от городской, но и знаете, как заботиться о почве, чтобы она была более богатой и плодородной!