Ирина Черкасова
Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа.
Задачи:
Развитие:
Задачи:
Познавательное 1. Закреплять представления детей об особенностях народного костюма, о его характерных элементах.
Публикация «Конспект НОД по по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
2. Закрепить знания об объемных геометрических фигурах посредством д/и «Колумбово яйцо»
3. Развивать любознательность, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.
4. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре, традициям, творчеству русского народа, желание творить самим.
5. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
Речевое 1. Учить владеть речью как средством общения и культуры.
2. Развивать связную, грамматически правильную, диалогическую и монологическую речь.
Художественно-эстетическое 1. Продолжать приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества.
2. Формировать элементарные представления о видах фольклора.
3. Развивать самостоятельную творческую деятельность детей.
Материал и оборудование:
• техническое: мультимедиа, проектор,
• презентация к НОД,
• д/и «Колумбово яйцо»,
• Схемы для работ по аппликации,
• клей, тряпочки, заготовки кокошника, геометрические фигуры,
• фонограммы русских народных мелодий.
Время реализации - 30 минут.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, самостоятельная творческая.
Индивидуальная работа: внимание уделять каждому ребёнку.
Этапы НОД:
1. Организационный этап: приветствие,
2. Основной этап: сюрпризный момент (путешествие в прошлое, беседа о русском народном костюме, об его элементах и особенностях, самостоятельная творческая деятельность.
3. Заключительный этап (подведение итогов) : обобщение проведенного НОД, общая оценка деятельности детей.
Методы и приемы организации НОД:
Словесные: художественное слово, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).
Наглядные: демонстрация презентации, костюма.
Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.
Игровые: сюрпризный момент, д/и «Колумбово яйцо», п/и «Лапоток» .
Практические методы: развитие моторики, умение работать по схемам.
Педагогические технологии:
• Информационно-коммуникативные технологии;
• Здоровье сберегающие технологии;
• Личностно - ориентированная технология;
• Игровая технология.
Ход проведения образовательной ситуации (НОД).
1. Организационный этап
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада всех видеть! И поэтому вам улыбаюсь. Хочу подарить свою улыбку (называет имя ребенка). А он (она) дарит улыбку соседу и называет его имя и так всем детям. (Все вместе дарят улыбку гостям)
2. Основной этап
Воспитатель: Ребята, сегодня ночью в мой чудесный сундучок упала «звёздочка прошлого». Хотите посмотреть?
Дети: Да (заглядывают в сундучок).
Воспитатель: Ой, здесь что-то есть! Открытка, сейчас прочитаем «Здравствуйте, ребята! Я прибыла к вам из прошлого и хочу послушать, что вы знаете о русском народном костюме».
Воспитатель: Хорошо, давайте отправимся в путешествие и расскажем Звёздочке об одежде наших предков. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: А что бы путешествовать давайте сделаем машину времени
Д/и «Колумбово яйцо» (выкладывают по схеме машину времени). Даём отчёт от 10 до 1.
Воспитатель: К путешествию в старину я вас приглашаю! Так жили наши предки и нам завещали Очень хотели, что бы мы традиции их продолжали.
Ну вот мы и в прошлом.
На завалинках, в светелке
И на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине мы сидели
Иль под светлым небосводом,
Говорили, песни пели,
И ходили хороводом.
А играли как! В горелки.
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир.
И сидим мы в одиночку,
В уголках своих домов, квартир.
Наш досуг стал очень мелок
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их нам надо возродить!
Воспитатель: Вот и сегодня мы с вами собрались на посиделки, которые устраивали в свободные вечера жители нашего края. На посиделках люди беседовали, рукодельничали, песни пели, играли.
Воспитатель: Я вам предлагаю поговорить о костюме нашего края. Крестьянская одежда наших предков, была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, имела обереговое, защитное и престижное значение.
Как вы думаете. какой материал применялся для создания одежды?
Ответы детей. (Слайд 1 домотканый холст)
Воспитатель: Скажите, с помощью каких орудий труда изготавливался костюм?
Ответы детей. (Слайд 2 прялка, веретено, чески, валек, ткацкий станок)
Воспитатель: А вы знаете как называется основная одежда длиною ниже колен у женщин и мужчин?
Ответы детей. (Слайд 3 рубаха)
Воспитатель: Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Как, вы думаете, кто придумал узор для неё?
Ответы детей : Девушки, женщины.
Воспитатель: Для чего она нужна вышивка?
Ответы детей : Для красоты.
Воспитатель: Не только для красоты, а для защиты от болезней, бед, несчастий.
(Слайд 4 вышивка).
Воспитатель: а что надевали поверх рубахи женщины?
Ответы детей : сарафан.
(Слайд 5 сарафан)
Поверх рубахи надевали длинный сарафан, украшенный лентами, вышитыми узорами.
Воспитатель: что обували в старину?
Ответы детей : лапти
(Слайд 6 лапти)
Воспитатель: а у меня для вас есть игра, с таким же названием, хотите поиграть?
Ответы детей : да
П/и «Лапоть». Звучит музыка
Воспитатель: как назывался старинный женский головной убор замужней женщины, напоминающий высокую корону вокруг головы?
Ответы детей : кокошник
(слайд 7 кокошник). Звучит музыка.
Воспитатель: Я предлагаю вам самостоятельно украсить кокошник. Для этого у нас есть заготовки кокошника и геометрические фигуры, но украсить их нужно по схеме. (Украшение кокошника. Звучит русская народная мелодия).
Воспитатель: ну что же, пришло время ребята возвращаться в детские сад.
(садятся в машину времени, ведется обратный отчёт)
4. Заключительный этап (подведение итогов) :
Ребята обратите внимание на звездочку, ей очень понравилось путешествие в старину и ваши рассказы о русском народном костюме.
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие в старину?
Дети: Да.
Воспитатель: Что больше всего понравилось?
Ответы детей.