Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва»

Елена Стрелкова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва»

КОНСПЕКТ НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе

«ПОЧВА»

Цель: Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.

Задачи:

- образовательные:

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, её свойстве и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.

- развивающие:

Развивать познавательную, мыслительную активность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе; поддерживать интерес к исследованию состава почвы; расширять кругозор. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего начинается хорошее настроение?

Дети: С улыбки.

Воспитатель: Конечно с улыбки.

Мы все за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы готовы поиграть –

Много нового узнать.

Воспитатель: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё горсть зерна, а к осени возьмёшь целый мешок, горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови. Как вы думаете, ребята, что это? (почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живёт, и как мы можем сохранить её.

(Дети садятся на стульчики)

Слайд 1. (Картинка, горы, камни и скалы) растения.

Воспитатель: Когда-то давным-давно на нашей планете почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы, моря и океаны.

Слайд 2. (картинка: песок, скалы, камни)

Воспитатель: Но раньше очень резко менялась температура воздуха, были сильные ветра, дожди. Из-за этого скалы трескались, разрушались, трещины становились всё шире и камни раскалывались. Они перетирались друг о друга, измельчались и превращались в песок и глину.

Слайд 3. (картинка: на скалах первые лишайники)

Воспитатель: Потом на земле появились первые живые организмы и растения- это мхи и лишайники. Лишайники не прихотливые растения, которые могут расти даже на камнях и они очень быстро размножаются.

Слайд 4. (появление первой почвы)

Воспитатель: Благодаря лишайникам и бактериям на Земле появилась почва. Лишайники отмирая, наполняли песок и глину перегноем, что послужило дальнейшему развитию растительного животного мира.

Слайд 5. (леса, луга, животные) Как выглядит наша планета сейчас.

Воспитатель: И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому вы с вами привыкли. Появились растения и животные.

Слайд 6. (почва)

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое? Для чего нам нужна почва?

- Почва – это самый верхний слой земли.

- А для чего нам нужна почва?

- Почва нужна для того, чтобы выращивать овощи, фрукты; чтобы росла трава, деревья, цветы. В ней живут разные насекомые и животные.

- Ещё почву называют подземным царством. Как вы думаете, почему?

- В ней обитает много жильцов: дождевые черви, кроты, землеройки, личинки, насекомые.

- Как вы думаете, приносят ли они почве пользу?

- Да, они рыхлят почву.

- Игра «Подземные и наземные животные» (Две доски, карты животных)

У нас с вами перепутались карточки. Давайте мы с вами расселим наших животных в их среду обитания.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Как вы думаете, чем дышат подземные обитатели?

- Воздухом.

Воспитатель: А хотите узнать есть ли в почве воздух?

- Тогда я предлагаю вам отправиться в нашу научную лабораторию и стать учёными.

Опыт 1

- Давайте проверим, есть ли в почве воздух. возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим?

- Пузырьки.

- Да мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. Это значит, что в почве есть воздух.

Опыт 2

- Всем живым организмам нужна ещё вода. Хотите узнать есть ли в почве вода.

- Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы, придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге.

Дети: Влагу.

Воспитатель: Можно сделать, какой вывод?

Дети: В почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берётся в почве?

Дети: Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива.

Опыт 3

Воспитатель: А теперь мы с вами узнаем, из чего состоит почва.

- Размещаем почву в стакан с водой, хорошо размешиваем. Возьмём лупу и посмотрим, что у нас находится в стакане. На дне стакана находится песок, мелкие камушки, а на поверхности плавают корешки растений, сухая трава – это перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.

- Давайте мы с вами вспомним их свойства.

- Глина – она твёрдая, плотная, плохо пропускает воду.

- Песок – сыпучий, хорошо пропускает воду.

- Перегной – рыхлый, в нём много воздуха, но плохо удерживает воду, быстро высыхает, а ещё в нём много питательных веществ. Для растений нужна плодородная земля.

- Давайте мы с вами проведём эксперимент: «В какой почве лучше растут растения?» Для этого отправимся в ботанический сад.

- Сейчас мы посадим овёс в разные почвы: плодородную и песчаную (посадить и полить, понаблюдать, как впитывается вода).А потом мы продолжим свои наблюдения: где быстрее взойдёт овёс, как будет расти.

Воспитатель: Дети, мы с вами должны беречь почву. Я предлагаю игру «Плохо, хорошо»

- Бросать мусор.

- Сжигать сухую траву.

- Ходить по траве. (Нельзя. Нужно ходить по тропинке, чтобы не утаптывать почву)

- Сажать растения и деревья.

- Беречь животных, обитающих в почве.

- Вырубать леса. (нельзя)

Воспитатель: Я очень надеюсь, что вы будете беречь и охранять нашу почву. Спасибо вам, ребята!

Публикации по теме:

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в подготовительной группе. НОД «Рисование на молоке» Задачи: Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования - на молоке. Стимулировать творчество детей с видоизменением цветового пятна.

Конспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группеКонспект ОД по познавательно-исследовательской деятельности «Деньги счёт любят» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по развитию.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Почва»
Опубликовано: 29 октября 2020 в 21:02
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Стенгазета «Мамы как пуговки: на них всё держится» ко Дню матери
В последнее воскресенье ноября мы будем отмечать тёплый, добрый и трепетный праздник-День матери. Во всех детских садах готовятся к этому празднику, дети...
Положение смотра-конкурса «Новогодняя елочка» в первой младшей группе
1. Общие положения: 1. 1 Настоящее положение определяет порядок проведения конкурса детско-родительских работ в первой младшей группе № 2 МАДОУ «Детский...
Конспект занятия по отрывной аппликации «Московские кремлевские часы»
Манвелова Мария Конспект и фотоотчет к познавательному занятию по аппликации «Московские Кремлевские часы» ( с элементами отрывной аппликации....