Евгения Валерьевна Малаканова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебная сила воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для развития познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять у детей знания о значении воды в жизни человека;
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
Развивающие:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Волшебная сила воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Предварительная работа:
Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
Рассматривание глобуса, карты мира
Чтение стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде
Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, воронка, ватные диски, вода, молоко, сахар, соль, ложки, стакан с питьевой водой, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Дети: вода.
Воспитатель: Молодцы! Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, то что уже знаем. Узнаем очень много нового, будем рассуждать, играть.
I. Игровой практикум: «Мама тучка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – мама- Тучка, а вы – мои детки - капельки. Слушайте внимательно!
— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки по большой реке, путешествуют. Текла, текла река и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама - Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)
Воспитатель: Посмотрите ребята внимательно у нас в группе остались капельки! Остались они там, где без воды не обойтись! Где встречаются эти сестрички у нас в группе и какую пользу они приносят.
II Дети идут по группе и делают остановки.
1 уголок природы — возле растений.
Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.
В: Правильно ребята.
2 игровой уголок.
В: А здесь зачем нужна вода?
Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду.
3 мойка в столовой
Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе.
4 туалетная комната
Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования
5 У стола, где стоит кувшин с водой.
В: Ну вот сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?
Повтори… Повтори…
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно очень много воды и поэтому воду нужно беречь – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Что же такое вода, какими свойствами она обладает – всё это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.
III Основная. Исследование: «Волшебная вода»
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:
• Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
• Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
• Слушайте и смотрите внимательно.
В: Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах емкости, вода, молоко, сахар, соль, ложки, гуашь, кисти для краски, подставки для кистей, стакан с питьевой водой, бутылка с водой, салфетки)
Исследования:
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная (в ёмкость кладу опилки)
В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё ватные диски (они будут служить нам фильтрами) и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашими фильтрами?
Д: Стали грязными.
В: Итак, воду можно очистить при помощи чего?
Д: Фильтров.
Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.
На столах у каждого ребенка поднос с необходимыми для проведения опытов материалами.
Опыт №1 – прозрачность воды.
Воспитатель: Ребята вы видите у каждого на столе стоит поднос с разными материалами. Для первого опыта нам потребуются материалы, которые обозначены цифрой 1. Теперь мы возьмем картинку и кладем её на стол. На картинку мы поставим баночку с водой. Посмотрите сквозь баночку на нашу картинку. Хорошо ли видно картинку, на которую вы смотрите? А давайте сравним с молоком. Для этого мы сделаем всё тоже самое. Ну что ребята сквозь какую баночку видно картинку? Почему?
Д: С водой, потому что вода прозрачная!
В: вывод – Итак, вода какая? Спрашиваю у детей индивидуально.
Д: Прозрачная.
В: Молодцы ребята! Для второго опыта нам понадобиться только вода. Я предлагаю вам отставить на край стола баночки с молоком и картинки.
Опыт №2 - Пахнет ли вода?
В: -А вода имеет запах? — Давайте определим.
Как это сделать?
Ответы детей.
-Конечно, давайте понюхаем воду в наших емкостях.
Итог: -И какой мы можем сделать вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №3 – Имеет ли вода вкус.
В: Для этого опыта мы оставляем воду, а еще нам понадобятся все атрибуты под цифрой 3.
- А какая вода на вкус? Как нам проверить?
-Давайте попробуем воду.
-Можно ли изменить вкус воды?
— Как это сделать?
-Посмотрите, что ещё есть у нас? (соль, сахар).
Каждый выбирает одно вещество и опускает в воду, перемешивает.
-Что получилось?
-Какая стала вода на вкус? (сладкая, солёная)
—Вода в стакане стала какой? А в баночке?
Вывод – Итак, какой вывод можно сделать?
Д: Вода не имеет вкуса (без вкуса).
Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Опыт №4. «Какого цвета вода?»
- Посмотрите, а есть ли у воды цвет? Давайте попробуем покрасить воду и проверим, есть ли у воды свой цвет. У нас остались краски и кисти. Сейчас мы наберём на кисть краску и опустим её в баночку с водой. Размешиваем.
- Что получилось?
Вывод: Вода смешивается с красками и приобретает цвет, то есть чистая вода (демонстрирую кувшин с не окрашенной водой) не имеет цвета.
В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:
-прозрачность -нет запаха -без вкуса - без цвета.
В: Молодцы ребята! Спасибо, вам! На память о нашем занятии я даю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только обещайте мне не забывать о пользе воды и бережном к ней отношении (вешаю каждому капельку).
В: Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.