МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию и экспериментированию.

Валентина Нуйкина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию и экспериментированию.

Тема:"Путешествие Капитошки"

Образовательные области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие».

Программное содержание:

Расширять знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, озера, моря, океаны.

Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Расширять и углублять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию и экспериментированию,» размещена в разделах

Развивать речь детей, мышление, любознательность, умение любоваться красотой родной природы.

Расширять словарный запас.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, экологическую культуру.

Словарная работа: карта, глобус, родник, очистные сооружения, фильтр.

Методические приемы:

Словесные (беседа, рассказ, загадки, указания).

Наглядные (рассматривание, показ, сюрпризный момент).

Практические (опытно-экспериментальная деятельность).

Игровые (физкультминутка, динамическая пауза).

Материалы к занятию: глобус, карта Мордовии, картинки с изображением родника, реки, пустыни; оборудование для проведения опытов; сюрпризный момент – «Капитошка».

Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов о водных ресурсах родного края; рассматривание иллюстраций из книги А. Ручина «Природа мордовского края»; разучивание физминуток; игры «Ручеек», «Мы – капельки», рассматривание энциклопедий, занятия по социальному и природному миру.

I. Организационный момент.

(звучит журчание воды)

- Ребята, что слышите?

- Приятно журчит вода? (Когда мы слышим журчание воды, нам становится спокойно, мы успокаиваемся.)

II. Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня наше занятие будет очень содержательным, интересным, много узнаем нового. И для этого вы должны внимательно слушать, принимать участие в беседах.

1. Беседа о воде. Сюрпризный момент.

- Ребята, сейчас мы с вами слушали журчание воды. И к нам на занятие из этого журчания воды попала одна капелька. Вот она. Ее зовут – Капитошка. (показ сказочного персонажа). Капитошка пришла к нам в гости и к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.

- Ребята, а где живут ее сестрички-капельки у нас в группе? (На листочках цветов, которые мы опрыскивали, в кране.)

- Нашу гостью, Капитошку, приглашаем к нам на занятие. Она вместе с нами будет путешествовать и узнавать много интересного.

2. Д/Игра «Что сначала, что потом?»

- Ребята, когда капельки воды собираются вместе, то получается много воды.

- Скажите, где живет вода в природе? (в реках, озерах, в морях, океанах)

- Посмотрите, ребята, у нас здесь стоит глобус – модель нашей планеты Земля.

- Каким цветом обозначается вода на глобусе? (синим)

- Капитошка предлагает нам выложить цепочку из этих картинок «Что сначала, что потом?» ( Дети выкладывают логическую цепочку: яйцо – цыпленок – курица, семечко – росток – растение.)

- Ребята, а как вы думаете, откуда берется река? (из родника)

- А вы знаете, что такое родник? (высказывания детей)

- Ребята, родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная. Родник течет ручейком, много ручейков сливаются вместе и образуется река. Вот так из родника зарождается река.

III. Физкультминутка. («Ручейки – река»)

(Дети- «ручейки» свободно двигаются под музыку, музыка прерывается, дети собираются вместе, в «речку».)

IV. Знакомство с реками Мордовии.

1. Д/Игра «Подбери слова».

- Ребята, наша гостья Капитошка живет и в речке и в роднике и спрашивает нас, сможем ли мы подобрать к слову «родник» родственные слова? (родничок, родинка, родной, родимый, родина).

- Как вы понимаете слово Родина? (высказывания детей). Родина – это место где родился человек. А родник – это место где рождается река.

2. Д/Игра «Я начну, а ты продолжи» (игра с мячом).

Наша Родина – Россия. Мы с вами – россияне. Столица нашей Родины – город Москва. Наша республика – Мордовия. Столица нашей республики – город Саранск.

3. Беседа о реках Мордовии.

- У человека есть имя и у каждой реки есть имя. В нашей республике тоже есть много рек. Давайте вспомним, какие реки протекают по нашему мордовскому краю? (ответы детей). (Мокша, Сура, Алатырь, Сивинь, Инсар, Вад, Парца, Ирсеть, Рудня, Саранка, Варма, Пьяна, Уркат, Исса, Сатис)

4. Работа с картой Мордовии. (Показ по карте рек.)

- Какие реки протекают в нашем городе? (Инерка, Саранка)

5. Рассказы о реках.

Реки нашего края впадают в великую реку России – в Волгу. Главными реками являются Мокша и Сура. Обе реки несут свои воды с юга на север. К меньшим величине рекам относятся Алатырь, Чеберчинка, Чермилей, Синяш, Большая Сарка, Штырма, Пьяна – это притоки Суры. Сивинь, Варма, Исса, Вад, Уркат, Сатис – притоки Мокши. Наша республика не очень большая и поэтому истоки почти всех этих рек находятся за пределами Мордовии. И только две реки целиком протекают по территории Мордовии – Сивинь, впадающая в Мокшу, и Инсар, впадающий в Алатырь. Истоками речек являются родники, дающие начало ручьям. От слияния маленьких ручейков образуются мелкие речушки и речки, а из них постепенно появляется мощная, сильная, полноводная река, несущая свои воды в море. Весной реки широко разливаются, затопляя поймы рек. Летом воды в реках становится меньше, и они текут более спокойно.

6. Д/Игра «Какие бывают реки». (Игра «Наоборот»)

- Ребята, как можно еще сказать про реку, назвать ее ласково? (речка, реченька, речушка)

- Речки и реки бывают разные. Есть равнинные, а противоположное – горные.

Тихие – быстрые.

Широкие – узкие.

Прозрачные – мутные.

Короткие – длинные.

Глубокие – мелкие.

Спокойные – бурные.

- Ребята, у Мокши течение плавное, спокойное, тихое, медленное, ровное, а вот у реки Суры течение уже не такое спокойное. Сура течет более быстро, течение у нее быстрое, беспокойное, бурлящее.

Физкультминутка.

V. «Где вода – там жизнь» - значение воды.

1. Беседа о значении воды.

- Ребята, говорят «Где вода – там жизнь». Как вы понимаете эту поговорку? (высказывания детей)

Всему живому, в том числе, и растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет.

2. Рассматривание картинок «Пустыня», «Берег реки».

- Взгляните на эти картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так – берег реки. (показ картинок)

- Отличаются эти картинки?

- Чем отличаются (высказывания детей)

- Из этого можно сделать вывод: там где вода – растут травы, деревья, цветут сады, живут разные животные, насекомые, птицы. И люди селились около рек, т. к. вода в реках – это источник жизни. Наш город Саранск тоже возник на берегу реки Саранка и поэтому город стал называться Саранск.

3. Д/Игра «Что было бы, если…»

- Ребята, хорошо когда в реке вода чистая, прозрачная. Как вы думаете, что было бы если бы наши реки, речки, реченьки стали грязными?

- Что тогда произойдет? (Погибли бы рыбы, все животные и растения, мы не могли бы купаться в такой воде, животные не подходили бы к реке и не пили бы воду.)

- А можно ли пить воду из реки, как вы думаете? (ответы детей)

- Чтобы из крана всегда лилась чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Дело в том, что в реки попадают грязные стоки, поэтому вода перестает быть чистой. И прежде чем она поступит в водопровод, ее очищают. Для этого строят специальные очистительные сооружения, которые фильтруют воду.

VI. Экспериментальная деятельность.

1. Опыт «Фильтрование воды».

- Чтобы вам понятнее было слово «очистные сооружения» проведем опыт, профильтруем воду. Перед вами стаканы с грязной водой. Переливаем эту грязную воду через марлю как через фильтр в чистый стакан.

- Что видите на марле? (Грязь остается на марле.)

- А какой стала вода в стакане? (чистой)

- Верно, вода стала чище. Марля, как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно еще раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. Вот так работают очистные сооружения. Проходя через них, грязная вода очищается, и чистая вода поступает в водопровод.

2. Опыт «Загрязненная вода». (показывает воспитатель)

- Ребята, давайте подумаем, что может случиться, если люди, которые отдыхают у речки или озера, будут оставлять после себя разный мусор на берегу или бросать его в воду, бросать стекла, пластиковые бутылки, бумагу в реку?

-Как вы думаете, эти все предметы помешают обитателям водоема и другим отдыхающим у реки людям? (высказывания детей)

- Правильно, ребята, захламляется дно реки, мешает расти растениям. Есть такие растения – кувшинки, они растут только в чистой воде, и некоторые виды рыб могут жить тоже только в чистой воде.

3. Д/Игра «Если бы ты был рекой».

- Ребята, если бы вы были речками, о чем бы попросили человека? (ответы детей)

• Не бросать в реки разный мусор.

• Не загрязнять сточными водами фабрик и заводов.

• Не мыть свои автомобили на берегу рек и озер.

• Не бросать в воду стекло, пластиковые бутылки, бумагу.

• Не рвать водные растения.

VII. Итог занятия.

- Ребята, понравилось вам наше занятие?

- Что интересное вы узнали?

- Нашей гостье, Капитошке, тоже понравилось у нас на занятии. Она рада, что мы так

много знаем о реках, и как беречь воду в реках и в других разных водоемах.

Литература:

1. Ануфриева Н. А. Родиноведение. Саранск, 1991.

2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая группа). М. ,2004.

3. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет М. ,2010.

4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-7 лет. В. ,2002.

5. Вахрушев А. А. Здравствуй, мир. М. ,2001.

6. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе д\с. Экология. В. ,2004.

7. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе д\с. Познавательное развитие. В. ,2004.

8. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С. -П. ,2004.

9. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва «Вако» 2007.

10. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М. ,2003.

11. Кислова Т. Г. По дороге к азбуке. М. ,2001.

12. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. В. ,2009.

13. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. (старшая группа) Москва, 2015.

14. Ручин А. Б. Природа мордовского края. Саранск. 2008.

Публикации по теме:

Комплексно-тематический план реализации проекта «Овощи и фрукты-полезные продукты» 31.03.14 Социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». Обсуждение с родителями.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию и экспериментированию.
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 12:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД