МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Свойства стекла» в старшей группе

Ирина Янгуатова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Свойства стекла» в старшей группе

Образовательная область: познавательное и речевое развитие

Теме: «Свойства стекла»(с использованием интеллект-карты)

Программное содержание:

Цель: Познакомить детей со свойствами стекла, используя методику Тони Бьюзена «интеллект-карта».

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Свойства стекла“ в старшей группе» размещена в разделах

1. Образовательные:- познавательная :формировать умение выявлять свойства стекла через обследования предметов, используя анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный;

- обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества стекла; упражнять в подборе прилагательных к существительным;

- совершенствовать умение согласовывать слова в словосочетаниях;

- познакомить с понятием «умная карта», упражнять детей в умении рассказывать о свойствах стекла с опорой на интеллект-карту;

2. Развивающие :- развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, наблюдательность, любознательность;

- развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, диалогическую речь;

3. Воспитательные: - воспитывать интерес к исследовательской деятельности, дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища в процессе изготовления карты,

воспитывать бережное обращение с предметами из стекла.

Словарная работа:твердое, прозрачное, водонепроницаемое, холодное, музыкальное, хрупкое, «умная карта».

Индивидуальная работа: проговаривание трудных и новых слов, словосочетаний, помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.

Материалы и оборудование: изделия из стекла, подносы, деревянные палочки, салфетки, картинка и эмблемы с Мудрой Совой, заготовка интеллект-карты, цветные фломастеры, картинки, обозначающие свойства стекла, картинки для игры «Какой, какая, какие?», маленькие бутылочки с водой, магнитная доска.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель:Здравствуйте, ребята, давайте познакомимся. Как вас зовут, я вижу, а меня зовут Ирина Степановна. За руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Молодцы!

Вступительная часть

Воспитатель:Я к вам в гости пришла не с пустыми руками (держит в руках коробку, отгадайте загадку и вы узнаете, что у меня в этой красивой коробочке.

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь – разобьется

Дети: это стекло

Воспитатель:Правильно (показывает предмет)

- А что это за предмет? (дети называют предмет)

- Из чего сделан этот предмет? (из стекла)

- Значит он какой? (стеклянный)

-Ребята, посмотрите, кого вы видите?

Дети: Сову

Воспитатель:Это Мудрая Сова, она предлагает сегодня нам вместе узнать о свойствах стекла и приглашает всех в исследовательский центр.

(Педагог раздает эмблемы с изображением Мудрой Совы)

Воспитатель:Наденьте эмблемы, вы превратились в исследователей, пройдемте в центр.

Дети и педагог проходят и садятся за столы. Предметы на столе закрыты салфеткой.

Основная часть

Воспитатель:Сначала хочу познакомить вас с главным правилом в исследовательском центре – без разрешения предметы не брать!

Перед началом исследования Мудрая Сова предлагает поиграть в игру «Какой, какая, какие?»

Игра «Какой, какая, какие?»

Воспитатель показывает картинки – дети называют:

Воспитатель: Что это? Дети: Это шарик.

Воспитатель: Шарик какой? Дети: Шарик стеклянный.

Воспитатель: Что это? Дети: Это очки.

Воспитатель: Очки какие? Дети: Очки стеклянные.

Воспитатель: Что это? Дети: Это стакан.

Воспитатель: Стакан какой? Дети: Стакан стеклянный.

Воспитатель: Что это? Дети: Это ваза.

Воспитатель: Ваза какая? Дети: Ваза стеклянная.

Воспитатель: Что это? Дети: Это окно.

Воспитатель: Окно какое? Дети: Окно стеклянное.

Воспитатель: Что это? Дети: Это тарелка.

Воспитатель: Тарелка какая? Дети: Тарелка стеклянная.

Воспитатель:В процессе нашего исследования мы с вами составим интересный предмет, который мы с ребятами моей группы назвали «умная карта». Мы используем такие карты, чтобы с их помощью могли рассказать о том, что увидели, запомнили. Сегодня эта карта поможет нам рассказать о свойствах стекла.

В середине умной карты расположена картинка, на которой изображен предмет нашего исследования. А что мы исследуем?

Дети: стекло

Воспитатель (продолжает) : От картинки расходятся в разных направлениях разноцветные стрелочки, каждая стрелочка показывает на какое-то из свойств стекла, а вот какие у него свойства мы с вами и будем выяснять в процессе исследования.

Воспитатель: Ребята, снимите салфетки и передайте их мне, возьмите в руки любойстеклянный предмет, попытайтесь его согнуть. Получилось?

Дети: Нет, не получилось.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.

Воспитатель: Да, стекло жесткое, твёрдое. Первое свойство стекла – оно (дети продолжают – твердое).Обозначим это свойство стекла на карте.

(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)

Воспитатель: Какую картинку ты выбрал и почему? Какого цвета стрелочка, которая ведет нас к этому свойству? Возьми нужный фломастер (ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)

Воспитатель:Хорошо!

Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан цветной кубик. Что вы видите в стакане?

Дети: В стакане я вижу цветной кубик.

Воспитатель: Почему вы его видите?

Дети: Потому что стекло прозрачное.

Воспитатель: И так, мы определили, что стекло прозрачное. Это еще одно свойство стекла. Обозначим его на карте.

(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)

Воспитатель: Какую картинку и почему? Покажи и скажи ребятам, каким цветом обозначена стрелочка?Выбери нужный фломастер (ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает, и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)

Воспитатель:Назовите прозрачные предметы.

Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?

Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.

Воспитатель: Подумайте, почему? Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое. Это новое слово, давайте его повторим.

(дети повторяют это слово хором и индивидуально 2 ребенка).

Воспитатель: И это свойство мы обозначим на карте.

(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)

Воспитатель: Какую картинку ты выбрал? Покажи ребятам. Почему?

(ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка.

А сейчас отдохнем

Физ. Минутка: Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Воспитатель: Дети, возьмите любой стеклянный предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?

Дети: Стекло холодное.

Воспитатель: Мы узнали еще одно свойство стекла. Обозначим его на нашей карте.

(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)

Воспитатель: Какую картинку ты выбрал и почему? Покажи ребятам, выбери нужный фломастер (ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)

Воспитатель:А сейчас возьмите в руки палочки и зажмите их большими пальцами.

Пальчиковая гимнастика

Жили братья – не тужили.

Меж собою все дружили.

Крепче дружбы не найдешь

Здравствуй братец, как живешь?

Воспитатель: Молодцы! А сейчас постучите палочкой по стеклянным предметам. Что вы слышите?

Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.

Воспитатель: Да. У стекла есть ещё одно свойство : если по нему постучать, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.

Воспитатель: И это свойство мы обозначим на карте.

(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)

Воспитатель: Какую картинку ты выбрал? Покажи ребятам. Почему?

(ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)

Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук, что с ней произойдёт?

Дети: Игрушка разобьётся.

Воспитатель: Правильно, стеклянные предметы легко бьются. Значитстекло какое (дети продолжают)

Дети: стекло хрупкое

Воспитатель:Обозначим это свойство на карте.

(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)

Воспитатель: Какую картинку ты выбрал? Покажи ребятам. Почему? Возьми фломастер нужного цвета.

(ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, у нас получилась умная карта. А теперь с помощью этой карты мы вместе расскажем о свойствах стекла.

Дети подходят к доске и вместе с педагогом рассказывают о свойствах стекла.

Воспитатель: Молодцы! Умная карта помогла нам узнать ирассказать о свойствах стекла.

Итог занятия, мотивация на будущую деятельность

Воспитатель:Ребята что вы нового и интересного узнали сегодня? (ответы детей) С каким новым словом познакомились? (ответы детей) Что составляли в процессе исследования? Молодцы! (дети отвечают)

Вы все старались и были активны. Я вам дарю нашу умную карту, когда придете в группу расскажите ребятам о свойствах стекла, и еще я дарю конверт в нем картинки по теме стекло, вы сможете вместе с ребятами и воспитателем дополнить и расширить эту карту.

Вы можете оставить себе эти эмблемы на память о Мудрой Сове.

Спасибо вам, ребята. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе детей с ТНР «Космическое путешествие» Подготовили и провели: воспитатель Короткова И. А. учитель-логопед Скиба К. М. Программное содержание Цель: Активизация, уточнение, пополнение.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с родителями в старшей группе «Свойства полезных ископаемых» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Одуванчик» г. Демидова Смоленской области Конспект непосредственно.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в младшей группе «Радуемся солнышку» Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в младшей группе «Радуемся солнышку» Программное содержание: Интеграция образовательных.

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию «Сад-огород» Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей давайте поздороваемся с ними. Придуманно кем-то и просто и мудро При встрече здороваться.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Насекомые» в старшей группе Задачи Коррекционно – образовательные: - активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»; - упражнять детей в подборе слов-антонимов;.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие Родничка» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное.

Конспект занятия по познавательно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Бумага, ее свойства и виды»Конспект занятия по познавательно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Бумага, ее свойства и виды» Конспект занятия по познавательно – экспериментальная деятельность в старшей группе «Почемучки» Тема: Бумага, ее свойства и виды. Цель:.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Комнатные растения» Программное содержание: Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях; закреплять знания названий комнатных растений (бальзамин.

Презентация к образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Масленица» Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы-как.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Путь хлеба к столу» Занятие по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему «Путь хлеба к нашему столу» Цель: совершенствование знаний детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Свойства стекла» в старшей группе
Опубликовано: 3 июля 2019 в 08:36
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД