Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»

Надежда Владимирова
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»

Надежда Владимирова

Конспект НОД по познавательному развитию детей

подготовительной группы

Осенины” (с использованием педагогической песочницы)

Цель: систематизировать знания детей об осени (расширять, уточнять)

Задачи:

Образовательные

• Уточнить представления детей о признаках осени, ее периодах, сезонных изменениях в неживой природе, в жизни животных,

растений

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы „Осенины“» размещена в разделах

• Закрепить знание осенних месяцев

• Углублять знания детей о грибах, птицах, овощах

• Продолжить учить составлять краткие описательные рассказы

Развивающие :

Развивать речь детей

• Обогащать активный словарь при помощи использования малых фольклорных жанров УНТ (пословиц, поговорок,примет)

• Продолжать активизировать познавательную активность детей

Развивать мелкую моторику и пространственное ориентирование

• Продолжать учить детей работать в педагогической песочнице

Воспитательные:

• Воспитывать умение видеть красоту родной природы, времен года на примере осени

• Прививать любовь к русской культуре, народу, языку, традициям и обычаям

• Воспитывать умение работать в парах, помогать друг другу, делать это вежливо, корректно

Предварительная работа:

Беседы:

“Ранняя осень”

Осень золотая в гости к нам пришла”

“Поздняя оснень”

“Труд людей осенью”

Осень в лесу”

“Перелетные птицы”

“Грибы-грибочки”

Чтение художественных произведений:

Д. Мамин-Сибиряк “Серая шейка”

В. Бианки “Синичкин календарь. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь”, “Лесные происшествия”.

И. С. Соколов-Микитов “Год в лесу. Осень” ,“Русский лес”

Г. Серебицкий “Как звери к зиме готовятся”, “Всяк по-своему”

Н. Сладков “Осень на пороге”, “Заяц в штанах”

Сборник стихотворений русских поэтов “Большая поэзия для маленьких детей. Осенние стихи”

Почему ноябрь пегий? Дикие животные

Подвижные народные игры:

“Каравай”

“Гуси-лебеди”

“Бояре”

“Тяни-толкай”

Прослушивание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский “Цикл времена года. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь”

Р. Шопен “Осень (ноктюрн)

П. Петров “Осенний марафон”

Песни: “Листик, листик, листопад”

Осень постучалась к нам”

Осень красавица”

Осень в лесу”

Пальчиковая гимнастика на тему:

Осень”

Артикуляционная гимнастика “Осенняя сказка про Мальчика Язычка”, “Подуй на тучку” и др.

Презентации:

Осень (для детей)

Осень

Психогимнастика:

“Дождь и солнце”

“Зернышко”

“Деревья на ветру”

“Птицы готовятся к отлету”

“Серая шейка”

Материалы и оборудование:

Песочницы (по количеству детей) с кварцевым песком разных фракций (по желанию детей, карточки:” Грибы съедобные и несъедобные”,” Деревья, плоды и листья”, “Угадай, что за птица”, “Разложи овощи, фрукты и ягоды на тарелки”, “Кто лишний? (дикие животные)”, “Кто что ест?”. Влажные салфетки, подносы, маски- ободки (Сентябринка, Октябринка, Ноябринка).

Ход НОД

1. Организационный момент

2. Основная часть:

В. : - Ребята, я сегодня приглашаю вас на “Осенины”. А что это за празлник такой? (День осени, прощание с осенью, Осень с Зимой встречаются, Проводы осени)

Верно, ребята! Сегодня мы будем отмечать Осенины - осени именины! Осень-пора щедрая, богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи,в полях-хлеба, в лесах ягоды и грибы. Издавна русский народ праздновал Осенины как особый, радостный праздник благодарности природе за щедрый урожай.

- А кто ответит: какой сейчас месяц? (ноябрь) А какой это период осени? (поздняя осень)

- Какие еще периоды вы знаете (ранняя осень, золотая осень? А месяцы (сентябрь, октябрь?

- Ребята, а назовите признаки осени, как вы определяете, что на улице осень?

- А совпадают ли календарные и фенологические месяцы?

- У нас с вами сегодня гости, дочки осени!

О первом осеннем месяце расскажет Сентябринка:

Я, ребята, Сентябринка,

Паутинка – серебринка.

Листья крашу в красный цвет,

Лучше в мире красок нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябринка: - Ребята, а вы знаете, как мой месяц в народе называют?

Хмурень-Часто бывают пасмурные, дождливые дни, ходят по небу серые тучи.

Подскажите еще названия моего месяца- сентября : Ревун (сильные осенние ветры ревут, завывают)

А еще называют в народе сентябрь – заревник (в яркие, погожие дни на небе пылают яркие закаты)

В. :-Ребята,а напомните, какое название в народе у периода теплых,солнечных дней в сентябре (Бабье лето)

Сентябринка: – Спасибо, ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки о сентябре?

Холоден батюшка сентябрь, да сыт.

В сентябре и у воробья пир, и вороне копна.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

В сентябре лес реже и птичий голос тише.

-Ребята, Сентябринка приготовила для нас задания (в конверте, садитесь скорее на места.

1 задание

Пальчиковая гимнастика “Грибы”(в песочнице)

Поздоровайтесь с песком (погладить, положить ладони,расслабить пальцы)

Топ-топ-пять шагов,

В туесочке - пять грибов,

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка – рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко!

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело (Поочередно загибаем пальцы)

2 вариант

Смотрите, вот моя ладошка

Вдруг превращается в лукошко:

В нем боровик лежит большой,

Груздь рядом - в шапке с бахромой,

Лисичка в центре в шляпке рыжей,

За ней лежат сморчок и рыжик,

А мухомор я не беру –

В лукошке места нет ему!

2 задание

В. :-Сентябринка - урожайница приготовила нам осенние дары.

Спрятались они в верхнем правом углу, отыщите их. Раскладывают карточки

в свободном порядке на песке.

-Что это? (Грибы) А какие бывают грибы? Какой гриб носит название лесного животного? (Лисичка)Какие грибы растут около пеньков? (Опята) Почему гриб назван подосиновик? (чаще всего растет под осинами)

Нам нужно разобраться:какие грибы съедобные,а какие нет.

Разделите песок вертикальной линией пополам: слева (показываю зеркально) выложите съедобные грибы,а справа –несъедобные.

Д. и. “Съедобные и несъедобные грибы”

Работа в парах –проверка правильности выполнения задания друг у друга.

3 задание

-Возьмите каждый свою тарелочку, на донышке есть подсказка – кому что нужно разложите на тарелке. А загадка прячется в левом верхнем углу.

Дидактическая игра ”Разложи по тарелочкам овощи,фрукты и ягоды”(с усложнением –все вперемешку)

Проверка правильности выполнения задания –обзор по рядам и опрос детей :

-Что ты выкладывал на свою тарелочку? (Ягоды). Назови их,что ты не положил,почему (Банан, капусту –это не ягоды, фрукт и овощ)

-Ребята,а что можно приготовить из ягод (варенье,желе,компот,морс,кисель)

Варенье из черники какое?-черничное

Морс, кисель из клюквы какой? –клюквенный

Желе из смородины?-Смородиновое

Компот из малины, вишни? –малиновый, вишневый и т. д.

Что делают с овощами,как их готовят (отваривают,тушат, варят

суп,делают салаты, винегрет,заготавливают на зиму,засаливают

Что делают из фруктов? - сок, джем, варенье,пюре

Сок, апельсин – апельсиновый сок

Джем, слива – сливовый джем

Пирог, яблоко – яблочный пирог

Банан,пюре – банановое пюре

Варенье,абрикос – абрикосовое варенье и т. д.

В. :Ребята,а про второй месяц осени –октябрь нам расскажет средняя дочка

Осени- Октябринка.

Октябринка

Листьям время опадать,

Птицам – время улетать

Я, ребята, Октябринка,

Золотинка и дождинка!

Много дел и у меня :

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору,

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Мой месяц в народе называют Грязник – дома тепло и уютно, а выглянешь в окошко – дождь да грязь, отсюда и грязник. Кто из вас знает, какие еще названия давал октябрю народ (Листопад,листобой,позимник)

- Ребята, кто знает пословицы и поговорки, народные приметы об октябре?

Октябрь то плачет, то смеется.

В октябре до обеда осень, а после обеда – зима.

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

Октябрь землю покроет где листком, а где снежком.

Сентябрь пахнет яблоками,а октябрь капустой.

В. :-Ребята,еще в народе октябрь называли Свадебник –месяц ненастья –

начало семейного счастья. Закончены работы в поле,собран богатый урожай-

можно и свадьбы играть,гостей созывать.

Октябрь – месяц не простой,

Стол осенний не пустой,

Урожай в полях собрали,

Свадьбы весело играли.

В. :-Ребята, Октябринка приготовила для нас задание.

О. :-Давайте сыграем в игру “Бояре”

4 задание

П. и. ”Бояре”(Физкультминутка)

В. (открывает следующий конверт)

-Ребята,новое задание Октябринки!

5 задание.

После яркой поры золотой осени,когда все деревья стоят в разноцветных

нарядах приходит время листопада. Зачем лиственные деревья сбрасывают свою листву?

Октябринка хочет проверить, хорошо ли вы знаете деревья?

Возьмите на подносе карточку с деревьями и положите в верхнюю

часть песочницы.

В нижнем левом углу найдите загадку. Что это (Листья)

Положите под деревом подходящий листок.

Д. и. “С какого дерева листок?”

Проверка и помощь по рядам.

6 Задание.

А теперь в правом нижнем углу отыщите следующую загадку.

Что вы нашли?

Верно, это плоды деревьев.

Разложите их внизу песочницы и соедините линиями с какого дерева

эти плоды.

Д. и. ”С чьей ветки эти детки?”

Про последний месяц осени нам расскажет третья дочка осени –Ноябринка.

Ноябринка:

Я, ребята, Ноябринка,

Холодинка и снежинка!

Задремали лес,поляны,

На луга легли туманы.

Звери стали засыпать,

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать!

Мой месяц в народе называют «Ворота зимы»

Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын,зиме – родной батюшка.

-А какие вы знаете народные названия моего месяца?

Листогной – опавшие листья от дождя чернеют,перегнивают,от этого

И еще одно название – Чернотроп.

Грудень – земля замерзает большими комками – грудами.

Сумерки года – самый темный месяц в году, очень мало солнечных дней.

Еще говорят: Ноябрь солнышко за пазуху прячет.

Полузимник,предзимник- зима с осенью борются.

Пегий – то снег,то оттепель,нет ярких красок.

Ноябринка отдает конверт.

7 задание

Ищите задание в середине песочницы

Игра на внимание и зрительное восприятие “Угадай птицу по ее части”

Проверьте себя, возьмите часть картинки с подноса и соберите целую картинку. (самоконтроль)

Опрос детей : Какие бывают птицы? Почему перелетные птицы улетают в теплые края? Почему зимующие с нами остаются? Каких птиц вы еще знаете,

кроме зимующих и перелетных (Кочующие -снегирь,свиристель)

Назови,какая птица у тебя? Она какая? Чем питается?

8 задание.

Не только деревья и птицы готовятся к зиме. Животные тоже не отстают.

Как звери готовятся осенью к долгой,суровой зиме. (Ответы детей.)

Возьмите на подносе карточку с животными, положите ее в центр

песочницы.

Внимательно рассмотрите животных, подумайте почему они здесь

вместе собрались.

Найдите лишнее животное. Засыпьте его песком. (Опрос 2 -3 детей).

Рефлексия.

Вот мы и справились с заданиями Осени, которые помогли нам

запомнить ее признаки. Какие задания вам понравились? Какие

были сложными?

Наше занятие окончено. Спасибо всем!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Поможем Красной Шапочке найти дорогу к бабушке» .

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию и развитию детского творчества «Волшебное яйцо» Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебное яйцо» Воспитатель: Гусева Елена.

Конспект НОД по познавательному развитию «Девочка в нарядном платье» для детей подготовительной группы Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Письмо из Простоквашино» Автор конспекта НОД: воспитатель группы № 2 Чупрова О. В. Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. ФЭМП Цель НОД:.

Конспект НОД по познавательному развитию «В стране невыученных уроков» для детей подготовительной группы Цель: обобщение и закрепление полученных знаний. Задачи: Образовательные: закрепить состав числа 7; умение раскладывать число на два меньших;.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: расширить знания детей о том, что хлеб - ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда, и уважения к труду хлеборобов.

Конспект ОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Путешествие на неизвестную планету» 1. Цель: Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, продолжать формировать у детей умение решать и записывать арифметические.

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Интересное путешествие» НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Интересное путешествие» Цель: Выявить качество знаний по познавательному.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группы «В гостях у сказки» Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10, продолжать формировать умение понимать отношения между числами.

Самоанализ НОД по познавательному развитию «В стране невыученных уроков» для детей подготовительной группы Цель образовательной деятельности: обобщение и закрепление полученных знаний. Задачи: Образовательные: закрепить состав числа 7; умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы «Осенины»
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 22:20
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД