светлана шалина
Конспект НОД по познавательному развитию для детей разновозрастной группы «Путешествие на лесную полянку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему «Путешествие на лесную полянку»
для детей разновозрастной группы от 3 до 7 лет.
ЦЕЛЬ: формирование представлений о насекомых у детей 3-5 лет, систематизация знаний о насекомых у детей 5-7 лет.
Задачи:
Младший возраст 3-4 года:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей разновозрастной группы „Путешествие на лесную полянку“» размещена в разделах
Познакомить детей с3-4 видами насекомых: их внешнем виде, названии. Дать представление о жуке : внешнем виде, строении. Активизировать словарный запас детей по теме. Закрепить произношение изолированного звука (Ж). Развивать мышление, учить отгадывать загадки. Формировать интерес к познанию окружающего мира, бережного отношения к насекомым.
Средний возраст 4-5 лет.
Закрепить и расширить представления о насекомых их характерных признаках, строении.
Формировать представление о зависимости их окраски от места обитания. Учить отгадывать загадки, обосновывая свою отгадку. Развивать мышление детей, умение сравнивать.
Вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Обогащать словарный запас по теме. Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.
Старший возраст 5-7 лет:
Систематизировать представления о насекомых, их характерных признаках, о том, какую пользу, вред приносят, как защищаются от врагов, о многообразии насекомых
Упражнять в отгадывании загадки и умении обосновывать свою отгадку.
Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы. Обогащать словарный запас по теме.
Развивать познавательную активность детей через экспериментальную деятельность.
Воспитывать любовь к природе и доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Подготовительная работа:
Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание сюжетных картинок – насекомые. Игровое упражнение «Лото в картинках».Наблюдение за насекомыми на прогулке
Демонстрационный материал: игрушки : жук, бабочка, божья коровка, муравей, пчела, кузнечик, паук, стрекоза, пчела;
Разрезные картинки «кузнечик», полянка (зеленая скатерть, цветы с заданиями, д\ игра «Где чей домик?».
Раздаточный материал: раскраски для детей 4-5 лет «Насекомые», перчатки для детей 5-7 лет гладкие и ворсистые, манная крупа, подносы.
Ход НОД:
Обращаю внимание на книгу К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», которую принесла Елена Сергеевна (библиотекарь).Рассматриваем ее с детьми.
Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года сейчас?
Ответы детей
Воспитатель: В это время появляются насекомые, а не хотите пойти в гости к этим маленьким жителям. Согласны? Как нужно вести себя в гостях?
Ответы детей
Воспитатель:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?
Воспитатель: Ну, вот мы и пришли на полянку! Посмотрите как красиво здесь, сколько разноцветных цветов.
Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Ребята, куда же подевались все насекомые?
Ответы детей.
Воспитатель: Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злая Стужа заколдовала нас. Чтобы нас спасти нужно прогнать стужу и расколдовать маленьких жителей, а для этого надо выполнить задания, которые вы найдете на лепестках цветка ромашки.»
Давайте поможем маленьким жителям полянки!
Ответы детей
Воспитатель: Чего боится Стужа?
Ответы детей
(Солнца, тепла, весны).
Воспитатель: Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».
Воспитатель и дети произносят текст, дети выполняют движения.
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Дети идут по кругу.)
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетели сто грачей, (Машут руками.)
А сугробы тают, тают, (Приседают.)
А цветочки подрастают. (Поднимают руки вверх.)
Воспитатель: Стужу мы прогнали, а сейчас первое задание.
Задание I «Отгадать загадки».
.Загадки.
Воспитатель читает загадки, по мере отгадывания насекомые «выползают» на полянку
• Торопиться он не хочет,
• Листья ест, деревья точит.
• Слышен нам жужжащий звук-
• То летит обедать (ЖУК)
Воспитатель: Какие слова подсказали вам отгадку (спрашиваю детей старшего возраста)
• Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель: А в этой загадке, какие слова говорят нам, что это бабочка?
• Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Вот сколько маленьких жителей мы расколдовали.
Воспитатель:
Кого мы расколдовали (спрашиваю детей младшего возраста, чтобы они их перечислили.
Ответы детей
Воспитатель: Как можно их назвать одним словом? (старшие дети)
Ответы детей
Воспитатель: Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
Ответы детей
Воспитатель: А все ли здесь насекомые? Почему?
Ответы детей
Воспитатель:
Молодцы, ребята, справились с первым заданием.
Задание 2 Д/и «Найди насекомое».
Воспитатель. Пройдите на лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.
(На ковре лежат цветы, под ними по одному насекомому).
Воспитатель: Кого из насекомых вам удалось найти?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот сколько насекомых мы расколдовали!
Ребята, насекомые очень маленькие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их очень внимательно. Дети старшего возраста рассматривают насекомых. Обращаюсь к детям младшего возраста.
-Нравиться вам в гостях маленьких жителей?
Ответы детей
Беру жука.
-Над полями жук жужжит и кружит, кружит, кружит. Прилетел жучок и к нам. Давайте внимательно рассмотрим жука. Расскажите, какой жук?
Ответы детей
(большой, усатый)
Что есть у жука?
Ответы детей
Как жужжит жук?
Ответы детей
Пожужжите потише, погромче. Хотите поиграть с жуком?
Ответы детей
Тогда возьмите жука и тихонечко с ним поиграйте (Дети младшего возраста уходят)
Задание 3 Д/и «Собери целое из частей»
Воспитатель: В волшебной коробочке лежат части целой картинки. Возьмите по одной части, посмотрите внимательно, и соберите картинку.
(Дети, подходят к столу и собирают картинку).
Воспитатель: Какое насекомое вы собрали?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, кузнечик. Его еще называют «Чемпионом по прыжкам». Так как у него мощные ноги, при помощи которых он ловко и умело передвигается. Ребята, а кто знает, где у кузнечика уши?
Ответы детей
Воспитатель: Представьте себе – на ногах. Вот такое удивительное насекомое, кузнечик.
Давайте немного отдохнем и поиграем.
Раз, два, три, покружись,
И в кузнечиков превратись.
ФИЗМИНУТКА «Кузнечики»
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и кузнечика мы освободили. Вы справились с этим заданием.
Отрываем следующий лепесток.
Задание 4. Игра «Где чей домик»
(появляется муравей)
Воспитатель: Молодцы, и муравья мы освободили!
Предлагаю детям 4-5 лет раскрасить домики насекомых (цветок, улей, муравейник)
Дети уходят с занятия выполнять задание.
ЗАДАНИЕ 5 «Размышляйка»
Предлагаю детям 6-7 лет ответить на вопросы.
-Какую насекомые приносят пользу?
Есть ли враги у насекомых?
- Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание на окраску насекомых.)
-Почему кузнечик зелёный?
-Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев).
- Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться).
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка даёт молочко, то её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!
Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?
Ответы детей
(Они живые).
Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Как?
Ответы детей
(Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат).
(Жужжание пчелы, прилетает пчелка)
Воспитатель:Молодцы, ребята, вот и пчелку мы освободили.
Задание 6
Задание VII «Какие насекомые больше переносят пыльцу»
Воспитатель берет следующий лепесток.
Ребята, а вы знаете, что насекомые опыляют цветы. У нас на полянке много цветов. Какое из насекомых больше опылит цветов? Пчела или кузнечик?
Ответы детей.
Давайте проведем эксперимент.
- У меня есть волшебные рукавички, одна гладкая и блестящая, вторая – пушистая, ворсистая, мохнатая, как ворсинки на теле насекомых,
надев мохнатую превращаешься в пчелу, а надев гладкую – в кузнечика.
- У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.
- Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы. Опустите рукавички в пыльцу-манку.
- Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?
Ответы детей
- Почему именно к пушистой рукавичке прилипла манка?
Ответы детей
- Вот для чего некоторые насекомые покрыты ворсинками.
В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего.
Воспитатель:Молодцы, ребята, вот и пчелку мы освободили
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад.
- Вам понравилось наше путешествие?
Ответы детей
- А если бы у вас была такая возможность превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
Ответы детей
- Какая игра вам больше всего понравилась?
Ответы детей
- Вы все сегодня были молодцы!