Елена Самсонова
Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы
Образовательная область: познавательное развитие
Раздел: ознакомление с окружающим
Интеграция областей: познавательное развитие – речевое развитие – физическое развитие – социально-коммуникативное развитие – художественно-эстетическое развитие
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Цель: Создание условий для обогащения знаний детей о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
• расширить знания детей о перелетных птицах, их повадках и образе жизни.
• создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о зимующих и перелетных птицах
Развивающие :
• развивать мышление, слуховое восприятие умение сравнивать;
• развивать связную речь;
• развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение, сочувствие;
• воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Ход деятельности
1. Вводная часть
Упражнение «Доброе утро»
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
2. Основная часть
Ребята отгадайте загадку:
Различаемся мы цветом. Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы покормите. Дети кто мы назовите?
Верно это птицы.
Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы детей)
Правильно. Мы с вами поговорим о птицах. Птицы бывают разные : большие и маленькие, одни из них остаются с нами зимовать, а другие улетают в теплые края, но есть птицы, которые прилетают к нам на зимовку. Вот мы с вами сегодня подумаем, почему же некоторые птицы не остаются у нас, а улетают.
Беседа
- Давайте вспомним еще раз и назовем, какое у нас сейчас время года. Правильно. А что у нас происходит осенью? (ответы детей).
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные)
- Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)
На шесте -дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (Скворец)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут.
Долго манят нас вдали…
Кто скажите? … (Журавли)
В чужие гнёзда эта птица,
Подбросить яйца мастерица.
Ку-ку кричит подружка…
А как зовут? … (Кукушка)
- Ребята, почему осенью птицы улетают в теплые края? Осенью все насекомые прячутся. Кто в коре деревьев, кто в земле. Пруды реки и озера начинают покрывать корочкой льда. Поэтому птицам, которые питаются насекомыми, рыбой или лягушками уже себя не прокормить.
Птицы собираются в стаи и летят в (ответ детей).
Птицы улетают в теплые края осенью и прилетают к нам обратно на весной. Они совершают перелеты, поэтому их и называют? (перелетными). Весной птицы возвращаются на Родину, чтобы свить гнездо и высидеть птенцов. Птенцы рождаются слепыми, беспомощными, покрытые пухом. Родители выкармливают их всякими червячками, гусеницами, мухами. За лето птенцы вырастают и осенью, с родителями улетают в тёплые края.
Подвижная игра «Птицы в гнездах» (детям на голову надевают маски)
Когда воспитатель говорит «птицы» - дети свободно перемещаются по группе. Если воспитатель говорит «гнезда» - дети садятся на корточки. Игра проводится 3-4 раза.
- Ребята, посмотрите пожалуйста на иллюстрацию.
Кто на ней изображен? (лебедь) Перелетные птицы улетели на юг, один лебедь не улетел. Как вы думаете почему?
Какие последствия могут быть?
Как найти выход из ситуации?
Подведение итога: Обычно не улетают на юг только слабые или больные птицы. Человек может помочь в этой ситуации. Он может организовать кормежку. При сильных холодах поместить птицу в более теплые условия (приют, зоопарк)
Игра на развитие внимания и зрительной памяти: «Какой птички не стало?» (картинки)
1) утка – кукушка – ласточка – грач
2) лебедь – журавль – гусь – чайка
3) ласточка – кукушка – грач – утка
Подвижная игра «Зимующие и перелетные»
- Давайте поиграем. Если я назову перелетную птицу – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши. Дети идут под музыку и поют:
«Друг за другом мы идем, дружно, весело поем.
Надо думать, не зевать, только верно показать».
(Воробей, ласточка, синица, кукушка, ворона, грач, сорока, соловей).
- Ребята, а как вы думаете, зачем вообще нужны птицы? Почему птиц называют пернатыми друзьями?
Пальчиковая гимнастика «Эта птичка соловей»
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики, на левой руке начиная с мизинца) Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками).
- Ребята, а как называются домики у птиц? (гнезда). Молодцы, правильно, а как вы думаете, для чего птицам гнезда? Давайте попробуем для наших перелетных птиц свить гнезда. Что нам для этого нужно? (на столы выкладываются карточки с изображением 4-х перелетных птиц, дети выбирают материал из общей корзины: для грача – ветки потолще, для ласточки - глину и пух, для скворца – тоненькие веточки, а кукушке.)
Продуктивная деятельность
Молодцы ребята, какие замечательные гнезда у вас получились
3. Заключительная часть
Наше занятие подошло к концу. Что было самым интересным для вас?
Что узнали нового?
За хорошую работу на занятии вы награждаетесь медалями «Друг птиц».