МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию «Извержение вулкана» (подготовительная группа)

Илона Осипова
Конспект НОД по познавательному развитию «Извержение вулкана» (подготовительная группа)

Интегрированная совместная деятельность с детьми (познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие)

Тема: «Извержение вулкана»

Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Интеграция областей:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Извержение вулкана“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

«Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира; познавательно-исследовательская деятельность, «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать представления детей об опасностях и пользе вулканических извержений;

4. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

5. упражнять детей в чтении схем-моделей;

6. активизировать в речи детей слова: магма, жерло, кратер, лава.

Развивающие :

1. развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, использование литературных произведений, чтение энциклопедического материала.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр презентации «Вулканы».

Практические: проведение опытов.

Материалы и оборудование:

• презентация «Вулканы»;

• ноутбук;

• мультимедиа проектор;

• магнитная доска, магниты;

• макет горы вулканического происхождения, расположенный на глубоком подносе;

• гуашь красного цвета;

• моющее средство для посуды;

• сода;

• уксус;

• таз с водой;

• лупы;

• кусочки пемзы;

• камешки;

• бумажные полотенца.

Предварительная работа.

• Чтение детской энциклопедии «Росмэн», Discovery «Вулканы».

• Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

• Беседы о видах вулканов.

• Рисование вулкана.

• Изготовление макета вулкана.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный… (вулкан).

Воспитатель: Молодцы, отгадали. Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан (слайд 1).

2. Показ и обсуждение презентации «Вулканы».

Воспитатель: А помогут мне начать разговор…

Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка) (слайд 2).

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

Рассказ воспитателя: В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня» (слайд 3).

Когда вулканы «спят» (слайд 4, то мало отличаются от других гор.

Но иногда они «просыпаются» (слайд 5, и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу.

Воспитатель: Ребята, пожалуйста, вспомните, какие бывают выбросы из вулкана? (пепел, лава, бомбы, камни) (слайд 6,7).

Воспитатель: Сейчас мы заглянем внутрь вулкана (слайд 8).

Пояснения по слайду: вулкан имеет форму конуса, лава из-под земли поднимается по жерлу вулкана, выброс происходит из кратера вулкана.

Воспитатель: Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 9).

Вулканологи пользуются специальным защитным снаряжением. Они носят одежду и обувь, которая не горит и не нагревается от высокой температуры. На голову надевают защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы. В работе применяют специальные приборы для измерения температуры лавы, пепла, газов, видеокамеры и фотоаппараты, ведут хронологические записи. Эта работа очень важная и нужная. Вулканологи узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется», предупреждают людей об опасности.

Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? (ответы детей)

Воспитатель: Ничто не в силах удержать вулкан. Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайды 10,11, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. Раскаленные облака – самая большая опасность. Укрыться от раскаленных облаков из газа и камней практически не возможно. Единственный способ спасения – эвакуация.

Воспитатель: Ребята! Представьте, что нас ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении вулкана через неделю. Как вы думаете, что же мы должны сделать, как поступить? ( ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место).

Воспитатель: И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? ( ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

Воспитатель: Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия теперь? ( ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились).

Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (ответы детей)

Воспитатель: Извержения порождают горную породу, используемую в строительстве, а так же дарят человеку горячую воду, энергию и даже драгоценные камни. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль! (слайд 12, 13)

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте немного отдохнём, разомнёмся!

3. Подвижная игра «Вулканы начали «вулканить».

Вулканы начали «вулканить» -

Из жерла лаву извергать.

(присесть, постепенный подъем на носочки)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

(руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз)

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

(медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)

Последний раз огнём дыхнул

(сидя в приседе, долгий сильный выдох)

И на десятки лет уснул.

(складывают руки под щеку «засыпают, спят»)

(слайд 14)

4. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана».

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами разбудить спящий вулкан? (Да) Тогда мы отправляемся в нашу лабораторию.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись!

Влево, вправо поворот.

И бежим скорей вперед!

Поэтапно разбираем схему «Извержение вулкана» (слайд 15). Дети читают и рассказывают последовательность проведения опыта:

• всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды;

• налить полстакана воды;

• добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета;

• в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать;

• добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса;

• влить полученную смесь в жерло вулкана.

Подходим к столу, на нём на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Проводится опыт.

Ожидаемый результат: в результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Воспитатель: Ребята! Что мы с вами увидели в ходе опыта? (Мы увидели извержение вулкана.) Как вы думаете, где нужно находиться, когда просыпается вулкан? (При извержении вулкана надо быстрее покинуть это место, потому что близко находиться очень опасно, можно пострадать.) Молодцы!

5. Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

Воспитатель: Ребята! Вот внизу под вулканом мы видим застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.

Воспитатель: А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков, они наполнены воздухом.

6. Рефлексия.

Воспитатель: А сейчас, мои юные ученые, нам придется еще раз вернуться к вулканам. Посмотрите на карту мира (слайд 16, красными треугольниками показаны крупные вулканы, их очень много на Земле. Вулканы, несмотря на их грозность, очень красивые горы (слайд 17). В России они расположены на Дальнем Востоке, особенно их много на Камчатке и Курильских островах (слайд 18). Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов (слайд 19).

Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня? Кому вы можете об этом рассказать и показать опыт? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня были любознательными и активными, замечательными исследователями. Какие же вы – молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию «Кто, угадай-ка, седая хозяйка?» (средняя группа) Цель: Закрепление и систематизирование представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях. Обогащение.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Извержение вулкана» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Ларец дедушки Пингвиниуса Антарктидиуса» (подготовительная к школе группа) Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа. Тема НОД: ларец дедушки Пингвиниуса Антарктидиуса Цель: развитие конструктивных.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к бабушке» (старшая группа)Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к бабушке» (старшая группа) Цель: актуализировать представления детей о лесе. Задачи: • расширять представления детей о лесе (растут деревья, кустарники, цветы, грибы.

Конспект занятия по познавательному развитию «Береги свое здоровье» (старшая группа) Конспект занятия (здоровьесберегающие технологии) Тема: «Береги свое здоровье» (старшая группа) Программное содержание: Образовательные:.

Мастер-класс «Извержение вулкана»Мастер-класс «Извержение вулкана» Сегодня я вам предлагаю посмотреть несложному опыт с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду. "Жил на свете бог.

НОД по познавательному развитию «Цветок солнца» (подготовительная группа) Образовательная область: познавательное развитие Вид деятельности: непосредственно -образовательная Возрастная группа: подготовительная.

Организованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулканаОрганизованно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе детей с ФФНР Кладовая земли. Извержение вулкана Цель: дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого – вулканолога. Задачи: • Познакомить.

Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа) Программное содержание: Учить узнавать деревья по внешнему виду, силуэтам. Формировать представления детей о растениях, как о живых существах.

Занятие экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Как происходит извержение вулкана?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 393 \ ЗАНЯТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ.

Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Извержение вулкана» (подготовительная группа)
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 23:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД