Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа)

Алла Кабанова
Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа)

Цель:

Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий, простейших умозаключений.

Задачи:

Уточнить представления об источниках света, его назначении, о необходимости рационального освещения помещения, особенности строения рукотворных источников света: торшера, бра.

Помочь понять, что освещённость предметов зависит от силы источника и удаления от него.

Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения для них.

Формировать умения выполнять действия по сигналу, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Воспитывать доброжелательные отношения.

Материалы и оборудование: Филя и Степашка (игровые персонажи); макет комнаты с различными осветительными приборами; картина с изображением ночной реки, поляны, костра, палатки; свеча, лучина, два фонарика разной мощности, картина для рассматривания.

Предварительная работа:

1. Рассматривание осветительных приборов рукотворного мира: люстра, настольная лампа, ночник, торшер, бра, фонарик, разноцветная гирлянда.

2. Цикл наблюдений природного мира: за солнцем, луной, месяцем, звёздами, светлячками.

3. «Догадайся сам и загадай своим друзьям» (загадки).

4. Дидактические игры: «Писатель», «Самый главный», «Забывчивый покупатель».

5. Беседы на тему: «Различные источники света», «Свет вокруг нас», «Экономь электроэнергию».

6. Чтение произведений: В. Бояринов «Праздник Солнца», К. Чуковский «Краденое солнце», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

7. Рисование: «Светлячки».

8. Аппликация: «Вечерний город».

9. Создание игровых ситуаций: «Мы туристы», «Магазин «Свет», «Спокойной ночи, малыши».

Ход занятия

Воспитатель: Поздняя осень, холодно, сыро… Приятно вспомнить о лете. Расскажите, кто, где отдыхал. Рассказы детей.

Воспитатель: Значит, многие из нас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки – это хорошо, потому что…

Дети:

Воспитатель: Но отдых у реки – это и плохо. Почему?

Дети:

Воспитатель: В этом убедились и Филя со Степашкой, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало холодно и грустно. Но ведь ночью должно быть темно. Почему?

Дети:

Воспитатель: В тоже время ночью не должно быть темно. Почему?

Дети:

Воспитатель: Что же делать Филе и Степашке?

Дети:

Воспитатель: Филя и Степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать своё недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошёл дождь. Всё живое обрадовалось ему, потому что…

Дети:

Воспитатель: Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен. Значит костёр в палатке – это хорошо?

Дети:

Воспитатель: Но костёр в палатке – это и плохо. Почему?

Дети:

Воспитатель: Значит, источник света, достаточного для палатки, должен быть намного меньше. Что вы могли бы предложить Филе и Степашке для освещения палатки? Отгадайте загадку: «Дрожит свинка, золотая щетинка». Что это?

Дети:

Воспитатель: Демонстрирую действие лучины, свечи, фонарика. Что светит ярче и дольше?

Дети:

Воспитатель: Много лет назад единственным источником света было солнце. Когда оно заходило за горизонт, становилось темно и страшно. Древние люди, спасаясь от темноты, разводили огонь. Но с изобретением электричества появились осветительные приборы, внутри которых горит электрическая лампочка. Они и сегодня освещают дома и улицы.

Появляются Филя и Степашка.

«Признавайтесь, кто боится

В тёмном доме находится?

Как же темноту прогнать?

Надо свет скорей включать!

Если лампа засияла,

Темноты как не бывало;

Освещает ярко дом,

Будто солнце за стеклом!

Воспитатель: Какие комнатные осветительные приборы вы можете назвать?

Дети:

Воспитатель: Молодцы! Правильно. Интересно, что слова «торшер» и «бра» - французские. Торшер – светильник на высокой подставке, который ставят на пол, означает «факел», а настенный светильник – бра переводится как «рука». К осветительным приборам относится даже разноцветная гирлянда, которой мы украшаем ёлку, а также карманные фонарики.

Опыт: «Волшебные лучи». Предлагаю детям издалека осветить фонариком картину.

Что изображено на картине?

Дети:

Воспитатель: Почему плохо видно?

Дети:

Воспитатель: Что можно сделать, чтобы разглядеть картину лучше?

Дети:

Воспитатель: Давайте приблизим.

Дети приближают фонарик.

Воспитатель: Теперь мы можем лучше разглядеть картину?

Что изображено на картине?

Дети:

Воспитатель: Подумайте и скажите, почему мы смогли лучше разглядеть картину?

Дети:

Воспитатель: Правильно. Больше или меньше света попадает на картину? Дети: Воспитатель: Так отчего зависит освещённость предметов?

Дети:

Воспитатель: А что ещё можно сделать?

Дети:

Производят замену фонарика на более мощный.

Воспитатель: Подумайте и скажите, почему сейчас мы смогли лучше разглядеть картину?

Дети:

Воспитатель: Правильно. Больше или меньше света попадает на картину?

Дети: Воспитатель: Отчего ещё зависит освещённость предметов?

Дети: Воспитатель: Что же мы выяснили? Отчего зависит освещённость предметов? Дети: Физминутка: Подвижная игра «Светлячки»

Воспитатель: Наступил вечер – Степашка уселся перед телевизором, а Филя улёгся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может: свет мешает. А Степашка всё телевизор смотрит, и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. Друзья даже чуть не поссорились. Скажите, свет должен быть или его не должно быть?

Дети:

Воспитатель: Что можно включить? Посмотрите на их комнату (макет). Сколько у них разных осветительных приборов.

Дети рассматривают.

Воспитатель: Зачем, столько разных осветительных приборов?

Дети:

Воспитатель: Если все светильники разместить рационально, то в помещении всегда будет достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.

Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением.

Филя и Степашка: Спасибо вам, ребята. Теперь мы никогда не будем ссориться. Воспитатель: Дети, а какой осветительный прибор вы посоветуете брать Филе и Степашке, когда они отправятся в поход или на рыбалку и почему?

Дети:

Воспитатель: Ребята, напомните Филе и Степашке, отчего зависит освещённость предметов?

Дети:

Филя:

«Дома в комнате моей

Вижу множество друзей -

Из пластмассы и железных

Очень нужных и полезных.

Степашка:

Мне для света, например, -

Служат люстра и торшер.

Лампа на столе – читать,

А ночник – ложиться спать.

Филя:

Фонарик – всем дорогу освещать,

А гирлянда в Новый год

Будет ёлку украшать»

Дарят детям разноцветную ёлочную гирлянду.

Филя и Степашка: С наступающим Новым годом! До свидания, друзья.

Длительность: 20 минут.

Литература: 1. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и

и эксперименты для дошкольников.

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.

2. Дошкольное воспитание №1 – 1998г. ТРИЗ.

3. Тематический словарь: «Электробытовая техника».

Публикации по теме:

Познавательное развитие «Как человек ночь победил» Познавательное развитие «Как человек ночь победил» (старшая группа) ЦЕЛЬ: Уточнить представления об источниках света, о необходимости рационального.

«Что такое горы?» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет Программное содержание: Продолжать формировать представления детей о планете Земля (имеет разную поверхность, на ней можно обнаружить впадины,.

Интегрированная НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ Задачи: 1. Образовательные: Способствовать формированию навыков связно-речевых высказываний, правильно использовать в речи грамматические.

Итоговое занятие по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологии (средняя группа) Итоговое занятие по развитию речи (связная речь) с использованием ТРИЗ - технологии (средняя группа) Цель. Активизировать мышление детей,.

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в средней группе «Расскажем медвежонку, что такое зима» Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Расскажем медвежонку что такое зима»(решение задач.

Конспект НОД «Волшебные превращения Капельки» с использованием элементов ТРИЗ-технологии (подготовительная группа) Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Задачи: 1. Уточнить.

НОД по познавательному развитию «В мире бабочек» с использованием технологии ТРИЗ-ртв Цель: создавать условия для развития словесного творчества использованием технологии ТРИЗ. Задачи: 1. Побуждать детей рассуждать, обогащать.

НОД с использованием элементов ТРИЗ «Лесной гость» (вторая младшая группа) Цель: расширять знания детей о диких животных; закреплять начальные сведения о жизни диких животных в среде обитания (где живут, чем питаются);.

Интегрированное занятия по развитию связной речи у детей с ТНР с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в мир птиц» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПТИЦ» ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ в подготовительной.

Занятие по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ «Спасение Колобка» Тема «Спасение колобка» Задачи: 1. Образовательные: - Учить составлять сказу с помощью метода ТРИЗ - «Спасение колобка», отгадывать загадки,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа)
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 20:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 сентября. Всемирный день мониторинга качества воды

Ежегодно 18 сентября во многих странах мира берут пробы воды в разных водоёмах нашей планеты для оценки её качества и безопасности для людей и других живых организмов. Этим занимаются не только в...

18 сентября. Выставка аппликаций из бумаги, сложенной «гармошкой»

Бумага – тот материал, с которым мы встречаемся ежедневно. Газеты, книги, бумага для творчества и хозяйственных нужд – все это делают на целлюлозно-бумажном производстве. А ведь когда-то бумажные листы...

Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4–7...
Мастер-класс по созданию объемной картины «Фиалки» для детей дошкольного возраста 4-7 лет. Педагог изо МБДОУ №54 детский сад «Радуга» г. Мытищи...
Методические рекомендации по обучению пересказу по тетрадям Н. Э. Теремковой «Я учусь...
У детей с ЗПР существуют следующие проблемы развития речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение...
Фотоотчет об образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе...
Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования. Задачи : -...