Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Деревья и птицы»

Мамедова Алфия
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Деревья и птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Интеграция детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цель: закрепление знаний детей о деревьях и птицах родного края

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему „Деревья и птицы“» размещена в разделах

- выявить особенности приспособления птиц к сезонам, установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям.

- продолжать закреплять знания с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц.

- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; деревьев и птиц, живой и неживой природы, человека и природы.

-закрепить знания основ экологической и валеологической культуры;

- закрепить знания детей о названиях деревьев, растущих на участке ДОУ, их сходство и различие;

-продолжать закреплять знания названий птиц родного края, определение их роль в природе.

Развивающие :

- развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

- развивать связную речь детей : обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.

- воспитывать доброжелательность, желание помочь.

Материалы и оборудование:

- карта территории ДОУ (экологическая тропа).

Маршрут терренкура.

1. Станция «Мудрая сова». Метеостанция «Птичья столовая».

2. Станция «Береза».

3. Станция «В гости к липе». «Тропа здоровья».

4. Станция «Чистый воздух».

Методы и приемы:

- Наглядный (рассматривание).

- Словесный (художественное слово, рассказ и вопросы воспитателя).

Используемые современные технологии: игровая технология, личностно – ориентированная, здоровьесберегающая.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы: «Куда летят перелётные птицы» Пётр Вальцит, «Птичьи разговоры» Павел Барто.

- Беседы: на тему «Перелетные и зимующие птицы»

- Игры: «Угадай к какому дереву бежать»; «Птички летают»; «Воробушки и автомобиль»

Ход занятия

Воспитатель: ребята, мы с вами вышли на прогулку, сегодня я предлагаю отправиться на экологическую экскурсию по детскому саду. Мы познакомимся с деревьями и птицами, которые есть в нашем детском саду. Готовы к путешествию?

Дети: да

Воспитатель: тогда в путь. А чтобы нам легче было ориентироваться по территории детского сада, нам поможет карта. Давайте, посмотрим карту, изучим её и узнаем, что нас ждёт на экскурсии.

Дети с воспитателем рассматривают карту и определяют маршрут по которому будут переходить от станции к станции.

Станция «Мудрая сова».

Воспитатель: ребята, мы пришли к станции мудрая сова, она предлагает отгадать загадку.

Солнце больше пригревает.

Лес проснулся ото сна,

В поле снег последний тает.

Это к нам пришла…

Дети: весна

Воспитатель: правильно, а какие признаки весны вы знаете?

Дети: растаял снег, травка растет, день стал длиннее, птицы прилетели.

Воспитатель: откуда к нам прилетают прилетели?

Дети: с юга

Воспитатель: почему же они улетали на юг?

Дети: пришла осень, наступили холода, им трудно было добыть еды

Воспитатель: каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: грачи, скворцы, кукушки, трясогузки, жаворонки, лебеди с приходом весны прилетают с юга.

Воспитатель: ребята, а каких птиц, называют зимующими?

Дети: которые остаются на зиму в наших краях.

Воспитатель: а каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: воробьи, голуби, дрозды, вороны, синицы, дятлы.

Воспитатель: но почему же они не улетают на юг, где они достают корм?

Дети: у них с осени образуется толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод, они могут себе найти корм.

Воспитатель: может ли человек, чем ни будь помочь птицам зимой?

Дети: повесить кормушки и подкармливать птиц.

Воспитатель: а как же птицы при перелете находят дорогу на юг и обратно к нам на север?

Дети: в полете они ориентируются на солнце, звезды, и магнитные колебания земли.

Воспитатель: правильно, молодцы! Ребята, во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобно и легче лететь.

Знаете ли вы как выстраиваются птицы при перелете на юг и обратно к нам?

Дети: клином - углом, шеренгой, в линию друг за другом, по одиночке, стаями, а мелкие птицы летят как попало.

Воспитатель: журавли, гуси, лебеди летят клином - углом. Цапли, аисты, ибисы, - шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом, а мелкие насекомоядные птицы - летят скученной стаей. А кукушка орлы, ястребы, грифы, соколы летят по одиночке. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят : летят как попало.

Воспитатель: а кто знает, какую роль играют птицы в жизни деревьев?

Дети: птицы поедают плоды и распространяют семена, съедают насекомых-вредителей, они охраняют деревья.

Воспитатель: правильно ребята, а вот мы находимся на станции «Мудрая сова», что вы можете сказа про эту птицу сову?

Дети: зимующая птица, хищная, охотится ночью на мелких грызунов, и крупных насекомых.

Воспитатель: молодцы ребята, нам пора идти дальше, а куда идти и с каким деревом мы встретимся, вы узнаете из загадки.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

Дети: береза

Воспитатель: правильно ребята, посмотрите, на карте нарисована берёза. Значит, нам нужно двигаться к ней. Предлагаю нам с вами превратимся в маленьких шустрых синичек, и доскачем как синички к березе.

Физминутка.

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки -на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах) (А. Барто)

Станция «Березка».

Воспитатель: вот мы и пришли, давайте к березке подойдем. Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой?

Дети: сказать; «Здравствуй, березка», погладить, обнять.

Воспитатель: давайте обнимем её.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу?

Дети: у берёзы белый ствол.

Воспитатель: а как называли березу в старину (в народе?

Дети: белоствольной.

Воспитатель: как называют кору березы?

Дети: белую кору берёзы называют берестой.

Воспитатель: ребята, для чего нужна березе кора?

Дети: это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.

Воспитатель: кто знает, для чего чёрные черточки на бересте и как они называются?

Дети: они называются чечевички, через них береза дышит.

Воспитатель: ребята, вы знаете, что береза - дерево полезное, лечебное. Кто знает, чем она полезна?

Дети: весной люди собирают вкусный и полезный березовый сок. Из березовых почек и бересты готовили лекарства.

Воспитатель: совершенно верно ребята, а ещё дятел, синицы, зяблики, малиновки с удовольствием пьют березовый сок.

Летом заготавливают веники для бани, и листики для целебного чая. А еще береза - это символ нашей Родины, России.

Воспитатель: кто из вас знает, какую ещё пользу приносят деревья людям?

Дети: деревья дают нам кислород, чтобы мы дышали, жили, и поэтому их надо беречь.

Воспитатель: молодцы ребята, а теперь давайте поиграем.

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

Воспитатель: я буду называть часть дерева, а вы - выполнять движения.

«Ствол» - опустили вниз руки, «листья» - шевелим пальчиками, «корни» - топаем ногами, «ветви» - поднимаем руки вверх.

Воспитатель: теперь нам пора идти дальше, к следующей станции, давайте посмотрим по карте, куда нам нужно идти?

Станция «В гости к липе»

Воспитатель: ребята, это дерево липа. Давайте подойдем к ней поближе и поздороваемся.

Ребята, название у липы одно, но вот прозвищ множество. Кто знает, как по-другому называется липа.

Дети: медовое дерево, царица лета.

Воспитатель: почему медовое дерево?

Дети: потому, что пчёлы, собирают с цветов липы нектар и делают мёд.

Воспитатель: да, правильно, нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают. Кстати, подумайте, как называется мед, собранный на липе?

Дети: липовый мед.

Воспитатель: а чем полезен липовый мед?

Дети: лечит простуду.

Воспитатель: ребята как вы думаете, почему липу назвали царицей лета?

Дети: потому, что она цветёт летом.

Воспитатель: совершенно верно, цветут липы поздно. Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». А ещё липа – это лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Воспитатель: ребята, Липа, это дерево дуплистое. Как вы это понимаете?

Дети: дерево с дуплом.

Воспитатель: а ведь любое дупло может стать чьим-то домом. Назовите, кто живет в дуплах?

Дети: птицы и звери.

Воспитатель: правильно ребята, а теперь давайте немного отдохнем возле нашей липы.

Физминутка.

«Липы выросли в лесу»

Липы выросли в лесу

И торопятся, растут. (Из положения сидя на корточках медленно встать и развести руки в стороны)

Каждая старается,

К небу, к солнцу тянется. (Встать на носочки, потянуться, руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветви, (Махи поднятыми руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, назад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны туловища вправо-влево, назад-вперед)

Он их вертит, он их крутит.

Когда же липам отдых будет? (Вращение туловищем)

Вот уж ветер затихает,

Липа ветви распрямляет. (Встать прямо, руки поднять вверх и в стороны)

Воспитатель:

Путь-дорожка нас зовет,

Поиграли, снова в путь.

Воспитатель: посмотрите на карту, куда мы пойдём дальше?

Дети: на карте изображены ель и сосна, а станция называется «Чистый воздух».

Воспитатель: оглянитесь вокруг, кто из вас заметил сосну? Давайте подойдём поближе.

Станция «Чистый воздух».

Воспитатель: да ребята, вы правы, это сосна, давайте с ней поздороваемся.

Дети: гладят и здороваются.

Воспитатель: давайте полюбуемся на сосну. Ребята, посмотрите, как расположены ветви у сосны?

Дети: ветки у сосны расположены высоко

Воспитатель: какого цвета ствол?

Дети: золотистого цвета…

Воспитатель: какая кора у сосны, шершавая или гладкая?

Дети: гладкая.

Воспитатель: твёрдая или мягкая?

Дети: твёрдая

Воспитатель: правильно, молодцы! Ребята, найдите на земле под сосной иголки и соберите их. Давайте рассмотрите их. Кто знает, как их по-другому называют?

Дети: их называют хвоинками.

Воспитатель: молодцы ребята, давайте сложим хвоинки и шишки в корзинку. Теперь нам нужно посмотреть внимательно вокруг и найти ель. Кто заметил, где находится ель? Ребята, я предлагаю вам превратиться в лесных жителей: зайцев, лисиц, медведей и пойти к ёлке.

Вот мы и дошли до ели, давайте поздороваемся с ней.

Дети: здороваются

Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно, как расположены ветви у ели?

Дети: ветки с густой хвоей, начинаются у самой земли.

Воспитатель: какой ствол?

Дети: ствол у ели прямой, крона похожа на конус.

Воспитатель: а какая кара у ели?

Дети: ширшавая.

Воспитатель: правильно ребята, давайте соберем под елью иголки и шишки, и сравним с иголками и шишками сосны.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие хвоинки у сосны?

Дети: длинные, мягкие, светлые.

Воспитатель: а у ели?

Дети: короткие, колючие темные

Воспитатель: молодцы ребята. Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки?

Дети: хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки по одной.

Воспитатель: а ещё чем отличаются ель и сосна?

Дети: корой, запахом, строением ствола, строением плода - шишки.

Воспитатель: какая кора у ели?

Дети: темная и шершавая

Воспитатель: а у сосны?

Дети: светлая и гладкая

Воспитатель: ребята, а для чего дереву кора?

Дети: кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает

Воспитатель: правильно, ребята, как вы думаете, как называется лес, в котором растут сосны и ели?

Дети: хвойным лесом.

Воспитатель: какую пользу приносят сосна и ель

Дети: хвойные деревья выделяют летучие вещества - фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в местах, где растут, хвойные деревья легко дышится.

Воспитатель: почему у нас в детском саду посадили сосны и ели?

Дети: что бы детям было хорошо, легко дышалось.

Воспитатель: правильно, а где еще растут хвойные деревья?

Дети: в парке, на улице.

Воспитатель: молодцы ребята, а теперь давайте подышим чистым и полезным воздухом.

Дыхательная гимнастика «Ветер».

И. п. Стоя, туловище расслаблено.

1. Полный выдох носом, втягивая живот.

2. Полный вдох носом, выпячивая живот.

3. Через сомкнутые губы с силой выпустить воздух отрывистыми выдохами.

Воспитатель: вот мы и подышали чистым воздухом, взбодрились

Путь-дорожка нас зовет,

Отдохнули, снова в путь.

Нам пора возвращаться к станции «Мудрая сова».

На пути препятствие: кругом болото, нам надо его преодолеть.

«Лужи» - прыжки из кружка в кружок, имитирующие перепрыгивание через лужи (обручи).

«Высокая трава-» - ходьба с высоким подниманием колен, руки вверх.

«Лягушки» - прыжки через линии (гимнастические палки).

«Извилистая дорога» - проходим по змейке приставным шагом, левым боком (конусы).

Вернулись к станции «Мудрая сова».

Рефлексия.

Воспитатель: ребята, какие станции мы сегодня посетили, путешествуя по карте?

На какой станции вам больше всего понравилось?

Федя, на какой станции тебе больше всего понравилось?

Даша, какое задание для тебя было самое трудное?

А какое задание было самое легкое?

Что вам больше всего понравилось делать?

Что нового вы сегодня узнали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: ребята, на этом наше экологическое путешествие подошло к концу. Мне было очень интересно и приятно с вами путешествовать.

Спасибо всем.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему «Деревья» Конспект НОД по образовательной области Речевое развитие» в средней группе Тема: «Растения (деревья)» Программные задачи: 1. Обогащать.

Конспект ООД по познавательному развитию «Птицы в гостях у ребят» в первой младшей группеКонспект ООД по познавательному развитию «Птицы в гостях у ребят» в первой младшей группе Цель: познакомить детей с птицами, их многообразием; формировать первые представления об особенностях их внешнего вида, общих и отличительных.

Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные»Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные» Цель: знакомство с названием птиц, их значением. Задачи: - учить поддерживать беседу о птицах, - развивать речь, пополнять словарный.

Конспект ОД по познавательному развитию «Снова птицы в стаи собираются» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие у нас птицы — гости» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группеКонспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группе Возрастная группа: старшая 5 - 6 лет. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши пернатые друзья — зимующие птицы»Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши пернатые друзья — зимующие птицы» Программное содержание: Расширять и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, рационе их питания; Закреплять умение.

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа)Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.

Лэпбук по познавательному развитию «Деревья»Лэпбук по познавательному развитию «Деревья» Для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, воспитателям необходимо систематически заниматься самообразованием, повышать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Деревья и птицы»
Опубликовано: 29 мая 2023 в 20:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД