Марина К.
Конспект НОД по познавательному развитию «О тех, кто умеет летать»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Казанская М. В.
Тема: "О тех, кто умеет летать".
Цель: уточнить и расширить представление детей о птицах перелетных и зимующих, городских и лесных;
Задачи:
- Обучающие: формировать представление детей о птицах, находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; закреплять представления о внешнем виде, местах обитания птиц;
- Развивающие : развивать мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие, стимулировать познавательную активность;
- Воспитывающие: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „О тех, кто умеет летать“» размещена в разделах
Материалы к занятию: презентация «птицы», карточки с изображением птиц; картины «Зима», «Весна», пособия по ознакомлению с окружающим миром, цветные карандаши, корм для птиц.
Ход НОД:
Мотивационный этап:
Ребята, я очень люблю гулять в лесу или парку и слушать удивительные звуки природы.
Слайд 1,2. Послушайте, пожалуйста, две записи таких звуков и скажите, чем они отличаются. Как вы думаете, в какое время года можно услышать звуки с первой записи? Со второй? Как догадались?
Слайд 3. Ребята, я сегодня проверила почту нашего детского сада и обнаружила там письмо и посылку. Давайте посмотрим от кого это письмо. На конверте написан номер нашего детского сада и наша средняя группа, а прислал нам Лесовичок. Сейчас мы с вами прочитаем, что же внутри.
Слайд 4. «Здравствуйте, ребята, пишет вам Старичок-Лесовичок. Хоть я и старенький, но слежу за порядком в лесу. С наступлением холодов в лесу стало все тихо, жучки и паучки все давно попрятались, одни птицы щебечут, да ветер задувает. Да старенький я уже, стал забывать, где какие птицы жить должны. Поможете мне навести порядок в моих владениях?) Я хотел бы с вами поиграть, чтобы вы выполнили мои задания…»
Ориентировочный этап:
Воспитатель: Поможем Старичку-Лесовичку? Выполним его задания? Вот какие задания приготовил нам Старичок-Лесовичок.
Исполнительский этап:
Слайд 5. Работа с картинкой.
Задание «Покажи с помощью карандаша, где живут эти птицы».
-Покажите с помощью карандаша, где живут эти птицы. У детей возникает противоречие: воробья, ворону, голубя можно увидеть в городе и в лесу, куда же отнести их?
Если дети затрудняются самостоятельно выполнить задание, то сначала просим их назвать птицу и спрашиваем, видели ли мы ее в городе, а затем – кого можно увидеть в лесу.
-Если мы покажем птицам зимой, они отблагодарят нас летом. Как?
Представьте, что каждый из вас сделал кормушку. На мою кормушку прилетел один воробей, а на твою много (воробьев). На мою прилетела одна синица, а на твою много (синиц). На мою прилетел один голубь, а на твою два (голубя, пять (голубей). (Можно использовать как физкультминутку с мячом).
На прогулках регулярно наблюдаем за птицами, рассматриваем их следы на снегу. Их очень много, мы видим их каждый день.
-Каких птиц вы видели на наших участках? (Ворона, воробей, голубь). Я буду рассказывать, а вы помогать.
Слайд 6, 7. Ворону все знают. Она и в городе живет, и в деревне. Ворона все ест. И разные кусочки во дворе соберет, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.
-Ворона –она какая? (Большая, важная, умная, серьезная, серо-черная).
Покажите, как она ходит.
Слайд 8. -А воробей какой? (Маленький, быстрый, серо-коричневый).
-Покажите, как он двигается.
-Воробьи летают стайкой или по одному?
Вместе легче заметить опасность, быстрее найдешь корм.
Ворону, воробья, голубя (Слайд 9) мы видим круглый год.
Слайд 10. Синичка прилетает к нам зимой. Назвали ее так за песенку «си-си-си». А синий цвет тут ни при чем. Правда, у некоторых синиц действительно много синих и голубых перышек. Но не у всех. А вот звук «синь-синь» или «си-си-си» почти от каждой синички можно услышать.
Слайд 11. Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели, значит, завтра-послезавтра пойдет снег. Почти всегда так бывает. Поэтому красногрудая птица и зовется снегирем. Свист снегирей похож на звук флейты, такой же нежный и грустный.
-Как вы думаете, почему многие птицы (снегири, синицы) зимой прилетают ближе к жилью человека?
Игра «Птицы».
Воспитатель предлагает детям представить себя какой-то птицей и просит их полетать, как летают эти птицы.
Дети бегают по ковру, машут руками-крыльями. По сигналу воспитателя «прилетают» в свои гнезда –домики.
-Как красиво летали ваши птицы!
Задание №2.
«В какое время года можно увидеть этих птиц?»
На мольбертах находятся картины, на которых изображены времена года. Какое время года изображено на картине справа? (Зима)
Как догадались?
Какое время года изображено на картине слева? (Весна) Почему так решили?
У нас есть карточки с изображением птиц. Выберите себе по одной и отнесите к тому времени года, в которое можно увидеть этих птиц.
Каких птиц мы видим зимой? Как назовем их одним словом? (Зимующие)
А кого мы встречаем весной? (Перелетных птиц)
Слайд 12. Задание 3. «Обведи те рисунки, на которых дети помогают птицам».
Рассматривая рисунок, желательно комментировать, что делают дети на картинках (вешают кормушки-это помощь, насыпают семена – конечно, помощь и т. д.).
-Обведите те рисунки, на которых дети помогают птицам.
-Каких еще вы птиц вы знаете?
-Кто улетает от нас в теплые края? (Ласточки, грачи)
Работа с картинкой.
Задание «Доктор Айболит будет принимать зверей у ели, а птиц - у березы…».
При выполнении задания отмечаем с детьми, чем звери отличаются от птиц.
Подведение итога занятия
- О ком мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? (Есть птицы зимующие и перелетные, обитатели только леса и городские птицы)
-Большинство птиц выводит птенцов летом. Как вы думаете почему?
-Посмотрите, какие птицы разные. Чем же они похожи?
-Чем птицы отличаются от зверей? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель напоминает им, как они закладывали «крылья» - руки, важно поворачивали «клюв» - носы и пр.). Дети называют части тела птиц, а воспитатель показывает схему. Слайд 14.
Рефлексивный этап:
Ребята, вам понравилось выполнять задания Старичка-Лесовичка? Что было сложнее всего? С чем легко справились? Кому мы можем рассказать о птицах, научить заботиться о них?
Перспективный этап:
Слайд 15. Вы справились с заданиями, и вот с какой просьбой обратился к вам Лесовичок:
Но больше всего беспокойно за птиц:
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легче пережить холод.
О чем нас просит Старичок-Лесовичок? Возьмем немного крупы и крошек и вы наполните кормушки на нашем участке.