Альбина Гареева
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Роль зрения в жизни человека».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект нод по познавательному развитию на тему :
«Роль зрения в жизни человека».
Программное содержание: показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека, рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений; воспитывать желание узнать больше о своем органе; заботливо, внимательно относиться к органам. Способствовать познавательный интерес к глазам. Развивать у детей любознательность.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию на тему „Роль зрения в жизни человека“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Материал к нод: зеркало, таблица строения глаза, фотоаппарат, восковые карандаши, простой карандаш, листы бумаги.
Предварительная работа: беседы по обеспечению безопасности жизнедеятельности, индивидуальные беседы, отгадывание загадок, рассматривание и чтение книги «Человеческое тело», «Букваренок», рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Дети встают в полукруг.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
- У нас сегодня необычное занятие. Скажете, почему? Отвечу я вам на этот вопрос вот этим стихотворением. Внимательно слушайте.
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно,
Ничего вокруг не видно.
Максим хочет стать пилотом
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши,
Переплыть мечтает Миша.
Будет наш Егор танкистом,
Абдулло – парашютистом.
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зрение!
- ребята, а как вы думаете, почему?
(Слушаю ответы детей)
- Молодцы, вы все правильно сказали. Для того, чтобы продолжить нашу беседу на эту тему я попрошу вас сесть за столы.
- С помощью глаз, ребята, человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Наши глаза помогают видеть всю красоту окружающего мира.
Вот у меня в руках фотоаппарат. Если я нажму на кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через него проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют по ней то, что мы фотографируем. Примерно так же и устроен наш глаз, ребята.
- У вас у всех на столах лежат зеркала. Возьмите их и взгляните на ваши глаза. Посмотрели?
- Вы видите маленький цветной кружочек и черную точку в середине?
(Слушаю ответы детей)
- Цветной кружочек в глазу называется радужной оболочкой. Если вокруг слишком темно, радужная оболочка расширяется, расширяется тем самым и зрачок. Если же цвет слишком яркий и на него больно смотреть, радужная оболочка сужает зрачок и защищает глаза.
Радужная оболочка, ребята, бывает разного цвета. У одних она коричневая, у других зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки ваших соседей.
(Слушаю ответы детей)
- А черная точка посередине – зрачок. Через него лучи цвета попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть. Вся принятая глазами информация поступает нам в мозг, а он обрабатывает ее и говорит тебе, что именно ты сейчас видишь.
Итак, зрение – это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко, которое надежно спрятано в глазницу, а в наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Благодаря глазам человек видит то, на что он смотрит.
- Ребята я вижу, что вы чуть-чуть устали. А давайте немножко отдохнем. Вставайте, пожалуйста, задвиньте стульчики. Я попрошу вас выйти на коврик и встать в круг.
- Ну что, начнем?
Приступили. Для начала
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей
Это мы легко сумеем!
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине!
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место!
- Молодцы!
- А скажите мне, пожалуйста, почему люди говорят : «Берегите пуще глаза?»
(Слушаю ответы детей)
- Ну-ка, закройте глаза! Что вы видите?
- Правильно, ребята. Темнота. Если мы попробуем пройти с закрытыми глазами из одной комнаты в другую, то мы обязательно ударимся или же уроним что-нибудь.
- Природа оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальные «дверца» под названием «веко». Потечет со лба пот – его остановят ваши брови. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат ресницы. Но если в глаз все-таки попала соринка, ее сметет беспрерывно мигающее веко. Но не всегда глаза могут справиться с этой бедой, ему нужно помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или осторожно промыв его.
Наши глаза трудятся целый день. Мы читаем, рисуем, смотрим телевизор и многие из вас я знаю, уже сидят за компьютерами. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия. Как вы думаете?
(Слушаю ответы детей)
- Очень важно, во-первых, то где мы сидим, когда читаем, рисуем. Давайте мы попробуем сесть спиной к окну (привести пример с 1-2 детьми). Что вы скажете? Удобно читать?
- А теперь попробуем сесть так, чтобы окно было справа от вас (привести пример с 1-2 детьми). Достаточно ли освещения? Почему?
(Слушаю ответы детей)
- А читать, наклоняясь очень низко над книгой?
(Слушаю ответы детей)
- Ребята, когда вы занимаетесь, свет должен падать слева. Освещение на вашем рабочем месте должно быть хорошим. Мы не должны загораживать собой свет.
Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь указательным пальцем к виску, такое расстояние между книгой и глазами правильное.
Правила по охране зрения.
- Не трите глаза.
- Умывайтесь мылом.
- Не смотрите телевизор близко и долго.
- Не читайте в транспорте.
- Читайте и рисуйте за столом.
- Не читайте лежа.
- Берегите глаза от колючих, режущих и ядовитых предметов.
- Ешьте продукты с витаминами.
- Гуляйте на свежем воздухе.
- А я сейчас проведу у вас небольшой экзамен в виде игры. Игра называется «Хорошо-плохо». Если я говорю правильно – вы похлопайте в ладоши, а если не правильно – закрывайте лицо руками. Итак, начинаем. Будьте внимательны!
1. Ребенок читает книгу за столом в хорошо освещенной комнате.
2. Ребенок трет глаза грязными руками.
3. Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.
4. Ребенок читает в транспорте.
5. Ребенок смотрит телевизор близко.
6. Ребенок читает книгу лежа в постели.
- Молодцы, и с этим заданием справились.
- Ребята, а ведь на земле есть люди, которые лишены зрения. Эти люди ничего не видят. Наше государство заботится о таких людях. Им также нужна и ваша помощь. Например, перейти дорогу и т. д.
- Ребята, а знаете ли вы врача, который проверяет ваше зрение? Окулист помогает вашим глазам лучше видеть.
- Глаза – наши незаменимые помощники они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз. Недаром говорят, что «глаза – зеркало души». Глаза могут рассказать нам также и о характере человека : добрый он или злой, хитрый он или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и любуемся им. Поэтому, берегите и охраняйте глаза.
- Ребята, предлагаю вам стать режиссерами. А каким образом, сейчас узнаете.
- На ваших столах лежит лист бумаги, сложенный пополам. И на ней нарисовано лицо человека. Одно из них доброе, а другое – сердитое. Вам нужно на первом листе глаза человека закрасить так, чтобы глаза смотрели налево, а на втором – чтобы глаза смотрели направо. Затем первый лист бумаги, с помощью карандаша, заверните в трубочку. Теперь выньте карандаш и водите им по листу. Ваши человечки будто бы оживляются. Следите за движением их глаз.
- молодцы! Из вас получатся хорошие режиссеры
- Ребята, пусть у всех у вас глаза будут добрые, ласковые, веселые. А чтобы они никогда не болели и хорошо видели, нужно есть больше моркови!