Шалунова Лариса
Конспект НОД по познавательному развитию «Народные куклы» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8
Конспект НОД по познавательному развитию «Народные куклы»
во 2младшей группе.
Выполнила: воспитатель Шалунова Л. А.
с. Починки 2017
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Народные куклы“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Привлекать внимание детей к народной игрушке – кукле. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами. Закрепить умение выделять некоторые знакомые детям детали их костюма (сарафан, платок, фартук, видеть их красоту.
Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
Предварительная работа:
Знакомство со свойствами дерева, пластмассы, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов – из глины (дымковские игрушки, деревянная матрёшка, организация в группе мини - музея «Куклы прошлого века» (с участием родителей).
Загадывание загадок об игрушках, разучивание потешек, стихотворений, песен.
Использование малых форм фольклора в развитии речи.
Знакомство детей с элементами растительного узора.
Оборудование и материалы: куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная (музей кукол, Разрезные картинки (пазлы)
Ход занятия
Минутка вхождения в занятие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, я сегодня приглашаю вас в музей. Музей — это место, где хранятся ценные вещи, а наш музей называется - музей кукол, потому что здесь находятся разные куклы,
сейчас я вам расскажу историю об одной удивительной кукле, она деревянная и жила в далекой стране, которая называется - Япония.
Много лет назад в Россию из далёкой страны - Японии привезли деревянную фигурку - старичка. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри нее сидела вся его многочисленная семья (показ фото).
Кукла эта понравилась и взрослым и детям. А особенно русским мастерам. Они нарядили её в русский сарафан, на голову повязали платочек, нарисовали ей глазки и румяные щечки. И назвали её старинным русским именем - Матрёной.
Как вы думаете, какую игрушку сделали народные умельцы? (матрешку).
(ребенок берет матрешку с полочки)
Сарафаны расписные,
Щечки зорькою горят.
И матрёшки, как живые,
Шлют улыбки всем подряд.
(Рассматривание матрёшек)
Ребенок: Матрёшка –это кукла с секретом
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется.
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Ростом разные подружки,
А похожи друг на дружку.
Русские красавицы
Всем нам очень нравятся!
Воспитатель: Да, действительно, кукла с секретом.
-Ребята, а кто желает рассказать о всеми любимой народной кукле? (рассказ о матрешке с помощью вопросов)
Ребенок: (выходит к столу и рассказывает о матрешке)
Матрешка – это расписная, веселая деревянная кукла, ее сделали народные умельцы. Все матрешки разные: они разного размера, у них разное настроение. Для работы художники использовали только яркие краски, такие как: красная, желтая, синяя.
Воспитатель: Чем похожи матрешки?
Дети: У каждой матрешки есть платочек на голове, одежда яркая, праздничная.
Дидактические игры: «Разбери матрёшку», «Расставь по росту»
Воспитатель: Матрешки – куклы очень веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Они и вас приглашают поплясать. Давайте потанцуем вместе с ними. Представьте, что мы все сейчас матрешки.
Физминутка «Веселые матрешки» под муз. сопровождение
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки то правую ногу, то левую)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны влево - вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головы влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой)
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставлять вперед на пятку
Топают матрешки (топают).
(проходят на свои места)
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку:
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой.
Веселит, ласкает взор
Пё стрый радужный узор:
Клетки, кольца, завиточки,
Змейки, ленточки и точки!
Просто загляденье!
Всем на удивление!
Воспитатель: Найдите куклу в нашем музее, о которой говорилось в моей загадке.
Дети: Это дымковская кукла!
Воспитатель: Кто мне скажет, почему кукла называется дымковской?
Дети. Она вылеплена в селе - Дымково.
Вос-ль. Правильно, она названа по имени села, в котором ее сделали. Ребята, а что мы с вами знаем о дымковской кукле?
Ребенок: Дымковская кукла сделана из глины, она белого цвета. Все куклы очень яркие, так как художники брали только краски ярких цветов такие как: зеленая, синяя, оранжевая, голубая, желтая. Настроение у них радостное, веселое.
Воспитатель: Ребята, нам с вами известно, что в селе Дымково делали не только кукол.
А вот кого еще делали дымковские мастера, мы с вами сейчас скажем, если заглянем вот в этот конверт ( 3 конверта: открываю конверт, показываю разрезные картинки).
Ой, ребята, что здесь?
Дети: Разрезные картинки.
Воспитатель: А давайте мы с вами их соберем и узнаем, кого еще делали в селе Дымково.
Дети собирают пазлы и называют, что у них получилось, рассказывают стихотворения.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Так кого еще делали дымковские мастера?
(Дети показывают и рассказывают)
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Разноцветный, голосистый
Яркий, красочный, пятнистый
А как встанет поутру,
Запоет: «Кукареку».
Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать?
Дети: Клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
(проходят на стульчики)
Воспитатель: Ай да молодцы вы у меня, как вы много знаете. Удобно ли играть с глиняной куклой? (нет.)
Воспитатель: Почему?
Ребенок: Глиняная кукла тяжелая, она не гнется, нельзя надеть на нее одежду, если упадет, то может разбиться.
Воспитатель: Ребята, мы поговорим о другой кукле из нашего музея, о тряпичной кукле (показ)
Воспитатель: Ребята, почему она так называется?
Ребенок: Потому что сделана из тряпочек, обрезков ткани.
Воспитатель: Существует очень много видов тряпичных кукол (показать в музее). Есть кукла - игровая, - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей. А какие тряпичные куклы есть в нашем музее?
Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.
Кукла «Зернушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в нашем музее есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Эта кукла называется – Пеленашка.
А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название?
Кукла Пеленашка – младенчик в платочке и в пеленке.
Пеленашку делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.
Кукла - пеленашка – это мощный оберег. Люди верили в силу оберега, в то, что он способен защитить человека от беды. Раньше считалось, что в доме, где есть дети обязательно должна быть кукла – Пеленашка.
А вам хотелось бы иметь такую куклу – оберег? (да). Ребятки, давайте сделаем Пеленашку. (Изготовление Пеленашки)
Воспитатель: Ребята, каких кукол мы сегодня увидели в нашем музее. Какие куклы вам понравились больше, почему?