Людмила Скорикова
Конспект НОД по познавательному развитию «Необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию с применением ИКТ и использованием элементов технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Тема: «Необитаемый остров»
Образовательные задачи.
Продолжать расширять у детей представления об окружающем мире.
Закреплять умение анализировать и синтезировать понятие или объект.
Побуждать детей искать способы решения проблемных ситуаций.
Развивающие задачи.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Необитаемый остров“» размещена в разделах
Развивать внимание, ассоциативное и логическое мышление.
Развивать умение находить компромисс.
Продолжать развивать умение устанавливать взаимосвязи между объектами.
Стимулировать познавательные способности.
Воспитательные задачи.
Продолжать развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнение собеседника.
Способствовать возникновению чувства симпатии к сверстникам.
Формировать и поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.
Предварительная работа.
Чтение познавательной литературы : «Детская энциклопедия», «Моря и океаны», «Тайны земли», «Изобретения».
Дидактические игры: «Хорошо- плохо» (умение замечать противоречия в окружающем, «Разноцветный мир» (придумывание аналогий по цвету, «Подарки» (придумывание аналогий по качеству предметов, «Кто о чем думает?»
Беседы: «Культура общения», «Изменим мир к лучшему».
Оборудование.
Предметы: зерна, расческа, книга, бинокль, аптечка, мыло, карандаш, спички, чашка, песок, зонт, полотенце, веревка, бутыль с водой, календарь, клубок шерстяных ниток.
Картинки: нож, топор, ружье.
Бумажные фигурки ящериц (с одной стороны белые, с другой разноцветные).
Песочные часы, картинки с изображением частей предметов, письмо в конверте, проектор.
Ход НОД:
В центре группы ковер, огороженный большими мягкими модулями.
Включается аудиозапись с тихим шумом ветра и морского прибоя.
Дети в свободной деятельности в среде группы.
-Ребята, вы слышите звуки? Что это? -Шумит ветер, плещутся волны.
-Вы правы. А хотите увидеть море?
Демонстрируются слайды с изображением моря в разное время суток.
Активизация восприятия с помощью мультимедиа.
В ночь любую, В день любой
Море занято собой: По утрам оно одето
В платье розового цвета, Днем одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя. А сиреневое платье
Надевает на закате. По ночам на черной глади-
Мягкий бархатный наряд, А на бархатном наряде Драгоценности горят.
-Каким вы увидели море? -Ласковым, тихим, спокойным, волшебным…
-Давайте представим, что путешествуя по морю, мы оказались на необитаемом острове. Дети проходят на ковер и садятся полукругом.
-Когда человек попадает в незнакомое, чужое место, как вы думаете, какие чувства он испытывает? - Опасение, боязнь, страх…
-Давайте избавимся от этих неприятных чувств и подбодрим друг друга.
Под тихую, спокойную музыку, дети передают друг другу клубок и называют положительные качества своих товарищей.
-Вот так, теперь нам никто не страшен и мы можем смело исследовать остров!
Поиск ресурсов предметов, решение проблемных ситуаций.
Дети переходят в противоположную часть «острова» и находят сундук.
-Давайте посмотрим, что в сундуке и подумаем все ли вещи нам нужны, чтобы выжить на острове.
Каждый ребенок выбирает предмет, обдумывает свой выбор и рассказывает, выдвигая доказательство.
-«Зерна мне нужны для того, чтобы их посадить, вырастить, собрать урожай и печь лепешки».
«Топор нужен для того, чтобы рубить дрова. Можно делать зарубки на дереве и отмечать дни».
-А если бы в сундуке не оказалось зонта, из чего его можно было сделать?
-А если бы не оказалось ружья? (чашки, полотенца, карандаша, спичек)
-Прикрыть голову большими листьями…
-Можно охотиться с топором или сделать копье…
Релаксационная пауза.
Аудиозапись пьесы Франсиса Гойя.
Снятие психомышечного напряжения.
Полежали на теплом песочке, потянулись на солнышке, спрятались в тень, плывем в прозрачной морской воде (- Что вы видите на морском дне, ветерок качает пальмы.
Активизация ассоциативного мышления.
Дети переходят на другую часть «острова».
-Отдохнули? Давайте продолжим наше путешествие.
-Оказывается, здесь живут хамелеоны! Вы знаете кто это?
-Ящерица, которая меняет свою окраску.
(Изображения хамелеонов лежат белой стороной вверх, рядом стоят песочные часы)
-Какие они бледные. Надо всех хамелеонов разукрасить словами и успеть пока сыплется песок в часах.
Каждый ребенок берет фигурку, переворачивает ее цветной стороной вверх.
-Этот зеленый потому, что сидел на дереве.
-Этот желтый потому, что сидел на осенних листьях.
-Этот черно-белый потому, что сидел на шахматной доске.
-Этот серый потому, что сидел на асфальте.
-Это телесного цвета потому, что сидел на руке.
-Какие теперь стали хамелеоны?
-Разноцветные, яркие, веселые…
«Неожиданно» волны выбрасывают на берег письмо и яркую коробочку. Содержание письма: «Дорогие путешественники! Вы наверно не догадываетесь, кто завлек вас на необитаемый остров? А это сделал я – царь морей Нептун. Если хотите получить от меня подарок, вы должны выполнить еще одно мое задание»
Из конверта достаются картинки к игре «Часть- целое».
Анализ и синтез объектов.
Дерево- часть леса, рощи, мебели, книги.
Капля- часть дождя, росы, тумана, реки, моря.
Огонь-часть костра, спички, лампочки.
Из коробочки каждый ребенок получает морскую ракушку.
-Вот и решили мы все задачи и получили подарки.
А необитаемому острову скажем :
«Спасибо и до новых встреч».