Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Светлана Хмелева
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»

Программное содержание. Уточнить знания и представления детей о чувашских головных повязках «масмак». Подводить к пониманию того, что в орнаменте сурпана отразились представления народа о неразделимости миров – небесного, земного, подземного. Закрепить представления о назначении сурпана. Продолжать развивать способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа изделий чувашских мастеров. Учить высказывать мнение о красоте художественных вещей. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение ребенка к традиционной культуре своего народа.

Материал. Предметы чувашской национальной одежды,

Предварительная работа.

• Посещение чувашского кабинета

• Рассказывание чувашской легенды о девочке Масмак.

• Экскурсия в город масмаков.

• Рассматривание элементов чувашского узора

Воспитатель. Ребята, мы живем в прекрасной, богатой республике – Чувашии. Сегодня девочка Масмак проведет нас через эти ворота в старинный мир наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, какие красивые ворота, на что они вам напоминают?

(Ответы детей).

Воспитатель. Да, они похожи на головную повязку чувашских женщин – масмак, многообразием цветов, яркостью и красотой. А где же девочка Масмак? Посмотрите, здесь лежит письмо. Кто же его оставил?

(Читает письмо:

«Я – злой дух-Кириметь, похитил девочку Масмак. Если вы хотите спасти ее, должны выполнить мои задания! А чтобы пройти в эти ворота, вы должны назвать элементы чувашской вышивки.»)

Воспитатель. Дети, вы не боитесь трудностей? (Нет) Тогда мы сейчас постараемся пройти в ворота, каждый из нас назовет один элемент чувашской вышивки и пройдет в ворота.

(Дети проходят в ворота, подходят к столу с заданием)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, здесь лежат карточки, а вот и конверт с заданием, послушайте: «Расскажите, как называется узор и откуда его брали народные мастера».

(Дети по очереди берут карточки с элементами узора и рассказывают о них.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно назвали все узоры, и многое рассказали о них. Мы справились с заданием, и можем идти дальше.

(Дети с воспитателем идут дальше. Подходят к следующему столу.)

Воспитатель. Ребята, что находится на столе? (Ответы детей) Какой масмак вам больше нравится и почему? (Ответы детей.) Что вы чувствуете, когда смотрите на них? (Ответы детей.) А вот и задания, слушайте внимательно.

Воспитатель берет по очереди конверты, читает: «Что такое масмаки? Для чего их носили чувашские женщины? Почему они получили такое название? На масмаках вышиты узоры, изображающие горы и холмы. Как они появились? Почему на некоторых масмаках перевернутые горы? Почему чувашские мастера изображают много солнц на масмаках(Ответы детей.)

Воспитатель. Молодцы. Вы правильно ответили на все вопросы, очень много интересного рассказали о масмаке и вспомнили много легенд. Я думаю, что мы можем идти дальше.

(Все подходят к ширме с принадлежностями чувашской национальной одежды. Воспитатель читает задание: «Назовите предметы чувашской национальной одежды» Дети называют.)

Воспитатель. Да, пояс красивое украшение у чувашей. А мы еще знаем игру «Бросание пояса».(Дети играют в игру.)

Воспитатель. Посмотрите, здесь есть еще один предмет, что это? (Ответы детей.)

Сурпан оживает.

– Да, это я, Сурпан, здравствуйте. Мне почти 100 лет. Раньше всегда было так: бабушки дарили нас своим внучкам. Нас берегли как драгоценность. И поэтому я до сих пор живу среди вас. Как вы думаете, для чего меня носили чувашские женщины? (Ответы детей.) Верно. А еще, я, как масмак, связываю женщин чувашек с небом, которое дает тепло, энергию, а значит и силы. А теперь внимательно посмотрите на меня. Обратите внимание, у меня вышиты все четыре стороны, найдите их… (Дети находят). Вышивка располагается узенькой полоской, а концы богато украшены одинаковым узором. Посмотрите, какие здесь узоры по размеру? (Ответы детей.) Да очень мелкие. Они расположены в ряд и образуют много строчек, как будто это письмо, и здесь что-то написано. Такие узоры так и называются «узоры письма». Возьмите лупы и рассмотрите их. (Дети рассматривают узоры.) … У каждого узора есть свой секрет. Узоры вышиты нитками разного цвета. А какие главные цвета чувашской вышивки вы знаете. (Ответы детей.) Расскажите о тайне белого цвета. (Ответы детей.) Какой цвет обладает чудом и связывает его с теплом и солнцем? Что означает зеленый цвет? (Ответы детей.) Молодцы, ребята. Дети, на мне можно выделить три части. Один узорный конец – земной мир (ку тенче, найдите его… (дети находят, а другой – подземный (леш тенче, а теперь попробуйте найти небесный мир. (Ответы детей.) Белое полотно – это, по предположению чувашей, небесный мир, красота которого заключена в белом цвете. А почему небесный мир показан белым цветом? (Ответы детей.)

Воспитатель. Спасибо тебе, Сурпан. Выслушав тебя, мы узнали много интересного о красоте трех миров на сурпане. Ребята, давайте назовем эти миры. (Ответы детей.)

Сурпан. Молодцы ребята! Вы многое знаете о чувашской вышивке.

Воспитатель. А сейчас мы пойдем дальше. До свидания Сурпан.

Сурпан. До свидания дети. (Воспитатель с детьми идёт дальше)

Воспитатель. Посмотрите, а вот и следующее задание. (читает: «Если вы соберете правильно все виды солнц чувашской вышивки, я освобожу девочку - Масмак».)

Воспитатель. А сейчас мы постараемся собрать из деталей разные виды солнц чувашского узора.

Воспитатель. Ой, как красиво. Дети, что вы чувствуете, глядя на эти солнца. (Ответы детей.)

Кириметь. Здравствуйте дети.

Дети. Здравствуйте.

Кириметь. Молодцы, вы много знаете о жизни чувашского народа в старину, справились со всеми заданиями. Я услышал легенды, многое узнал о вышивке чувашских мастеров, и понял, с какой любовью они вышивали одежды: они в узорах показывали красоту родного края, рассказывали о жизни чувашского народа. И поэтому, я освобожу Масмак.

Масмак. Спасибо вам, что спасли меня.

Кириметь. Краше нет народной вышивки

И подружки не волнуются

От души узоры вышили –

Все на свете залюбуются!

Девушки – красавицы,

Край чувашский славится

Светлыми зорями

Яркими узорами.

Масмак. Сквозь века пройти дано вам,

Чудо вышивка и песнь!

С этой верой на земле

Самый долгий день не труден

«Были мы, и есть, и будем»

Воспитатель. Да чувашская вышивка будет всегда жить, и радовать нас. Мы спасли Масмак, а сейчас пора возвращаться домой. А девочка Масмак проводит нас до ворот.

Кириметь. До свидания.

Дети. До свидания. (Около ворот девочка Масмак прощается с детьми и дарит сурпаны.)

Воспитатель. Когда мы придем в группу, рассмотрим сурпаны.

задания.

1. Расскажите, как называется узор и откуда его брали народные мастера.

2. Почему чувашские мастера изображают много солнц на масмаках?

3. Что такое масмак?

4. Для чего их носили чувашские женщины?

5. Почему они получили такое название?

6. На масмаках вышиты узоры, изображающие горы и холмы. Как они появились?

7. Почему на некоторых масмаках перевернутые горы?

8. Если вы соберете правильно все виды солнц чувашской вышивки, я освобожу девочку – Масмак.

9. Назовите предметы чувашской национальной одежды.

Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы «Посещение мини-музея «Чувашская изба» Программное содержание. Расширение знаний детей о музее, о том, что в музеях хранятся картины, музейные предметы, исторические достояния.

Конспект НОД по чувашскому декоративно-прикладному искусству «Рисование животных, повернувших голову назад» «Рисование животных, повернувших голову назад» Программное содержание: Продолжать приобщать детей к истокам чувашской национальной культуры.

Автор публикации:
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Путешествие с Масмак»
Опубликовано: 16 октября 2014 в 09:29
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

Консультация для педагогов и родителей «Использование комнатных растений для...
Наверное, комнатные растения с большим правом можно называть домашними, так прочно они вошли в нашу жизнь. Нам всем так хочется создать зелёный уголок не...
Фотоотчет об утренней прогулке на свежем воздухе
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством...
Поощрять или наказывать? (консультация для родителей)
Воспитание - процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он намного сложнее, чем процесс обучения. Учить гораздо легче, чем воспитывать. Легко научить...