Оксана Боровская
«Перелетные птицы». Конспект НОД по познавательному развитию (ребенок и окружающий мир) в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Боровская Оксана
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 54»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию (ребенок и окружающий мир) в средней группе.
Тема: «Перелетные птицы»
[/b]
Публикация «„Перелетные птицы“, Конспект НОД по познавательному развитию (ребенок и окружающий мир) в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Цель: расширение и систематизирование представлений о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательная область "Познание"
• Уточнять и расширять знания детей о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
• Развивать мыслительные операции.
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
• Развивать познавательную деятельность детей.
Образовательная область "Коммуникация"
• Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме.
• Учить правильно, употреблять существительные во множественном числе.
• Следить за правильным звукопроизношением.
Образовательная область "Социализация"
• Воспитывать бережное отношения к птицам (рассматривать птиц, не нанося им вред, кормить только с разрешения взрослых, не пугать, не разорять гнёзда).
• Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Образовательная область «Физическая культура»
• Учить координировать движения с речью.
Образовательная область "Здоровье"
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.
Словарь:
Предметный: Грач, скворец, кукушка, ласточка, журавль, клюв, крылья, перо, скворечник.
Качественный: перелётные.
Глагольный: Вить, строить (гнезда, заботиться, ухаживать, выводить (птенцов, кричать, щебетать, порхать, кружить.
Методы и приёмы: прослушивание звукозаписи, просмотр мультимедийной презентация, иллюстрации, беседа, вопросы. Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы ит. д.
Материал: мультимедийная презентация, звукозапись звуки природы весной (журчание ручья, пение птиц, музыка Ариэля Рамиреса «Журавль», разрезные карточки птиц, геометрические фигуры из бумаги (прямоугольник, круг, треугольник, клей, салфетки, птичка (оригами) на палочке, природный материал (веточки деревьев, сухая трава, вата, перья, земля, глина, влажные салфетки, лист ватмана с изображением птицы в гнезде, знаки запрещающие неправильное поведение в лесу или парке.
Предварительная работа:
Беседы о птицах, рассматривание иллюстраций.
Чтение художественной литературы: В. В. Бьянки «Сова», А. Куприн «Скворцы»
Д/И «Не сорока, не ворона», «Угадай, чего не стало»,
П/И С бегом: «Гуси-лебеди», с прыжками: «С кочки на кочку»,
Индивидуальная работа: разучивание стихотворений: Е. Благинина «Журавушка» - Всеволод А., О. Шалимова «Близкий родственник вороны…» - Исмоил У., Агния Барто «Скворцы прилетели» - Юлиана М., Леонов В. А. «Ласточки с зимовки…» - Ксения К.
Наблюдение на прогулке за перелетными птицами.
Цель: расширять представления о перелетных птицах. Воспитывать познавательный интерес к птицам.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: «Ребята поздороваемся с нашими гостями!»
- Здравствуйте!
Воспитатель: Отгадайте загадку
Загадка.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла.
Дети:Весна.
Воспитатель:
- Правильно, в народе говорят, что весной природа просыпается, а почему так говорят? Вы скажете, прослушав эти звуки.
Проигрывается звукозапись (звуки весны).
Воспитатель: Ребята, расскажите, что вы услышали?
(Капель, журчание ручейков, пение птиц)
Воспитатель: Да, весной природа оживает, и в наши края после долгой зимы возвращаются перелетные птицы. Как у человека, так и у птицы должен быть свой дом. Но после долгой зимы домики или гнезда обветшали, либо совсем их не стало спилили дерево.
Вы хотите помочь нашим пернатым друзьям свить себе гнездо, да поудобнее?
(Да)
Давайте мы с вами узнаем, в каких домиках-гнездах живут перелетные птицы. Ведь у каждой птицы свое гнездо.
И про первого нашего гостя вестника весны нам расскажет Исмоил:
Близкий родственник вороны -
Черно - синее крыло,
Горожанин - любит город,
Уважает и село!
Любит вслед за тракторами
Погулять по полю он,
Пообедать червячками,
После полдничать зерном!
Это что за важный граф
В черном смокинге без шляпы,
Это птица черный грач
Всех "кормушек" завсегдатай!
(О. Шалимова)
Д/И «Собери картинку»
Детям раздаются картинки, на которых изображены перелетные птицы.
Воспитатель: - Достаньте разрезанные картинки и попробуйте собрать их. Ребенок, собравший картинку, называет птицу.
Слайд 2
Рассказ воспитателя о граче:
Грачи ловко выхватывают из земли жуков, пауков, червяков. Живут грачи большими семьями и свои гнезда строят высоко на деревьях.
В народе говорят «Если грач на дворе, то весна на дворе», «Увидел грача – весну встречай»
Воспитатель: - А к нам спешит следующий гость, о нем расскажет Юлиана.
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов.
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело!
(Агния Барто)
Воспитатель: как называют домик, в котором живут скворцы (скворечник)
Воспитатель: Селится скворушка в старых дуплах деревьев или скворечниках, развешанных для него людьми. Поет подражая различным звукам и голосам других птиц.
Поможем нашему гостю устроиться и сделаем для него скворечник.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель держит в руках птичку – предлагает детям следить за птичкой только глазами:
Птичка летает повсюду.
Налево летит, направо летит.
Птичка порхает по кругу.
Вверх, вниз и назад спешит.
Воспитатель: отгадайте загадку о нашем следующем госте.
В заболоченных местах,
Птица обитает,
На одной ноге всегда,
Стоя отдыхает!
Ответ: Журавль
Рассказывает Сева А.
Журавушка
Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным-весна!
(Е. Благинина)
Журавль строит свое гнездо на болоте, а как мы можем помочь ему?
Воспитатель: ребята, подумайте и скажите, ещё для чего нужен домик птицам? Чтобы там отдыхать, а ещё для чего (выводить птенцов)
СЛАЙД № (Изображение птиц и их птенцов)
Педагог: – Давайте вспомним, как называют птенцов у каждой птицы.
Поиграем в игру “У кого кто или один много”. (единственное- множественное число)
Сейчас мы разделимся на две команды. Я буду показывать вам картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая- много птенцов. Готовы?
Птица Единственное число Множественное число
У журавля журавленок журавлята
У скворца скворчонок скворчата
У лебедя лебеденок лебедята
У грача грачонок грачата
У утки утенок утята
У аиста аистенок аистята
У гуся гусенок гусята
ФИЗМИНУТКА
Журавленок встал на ножки
Пошагать решил немножко. Шаги с высоко поднятыми коленями.
Смотрит вдаль из-под ладошки, Движения в соответствии с текстом.
Кто там скачет по дорожке? Прыжки на месте, руки на поясе.
Жабы вышли на лужок. Шаги на месте.
Жабы встали все в кружок. Образовать круг.
Важно подняли головки. Поднять голову
Посмотрите, как мы ловки! «Гордые» повороты головы вправо влево.
Вот похлопали в ладошки. Хлопать в ладоши.
Вот попрыгали немножко. Прыжки на месте.
Поскакали, Прыжки то на правой, то на левой ноге.
Покружились, Кружиться на месте.
А потом остановились. Остановиться и сесть на своё место.
Рассказывает Ксения К.
Ласточки с зимовки,
Снова к нам вернулись,
Щебетаньем звонким,
Трели обернулись.
В небе словно стрелы,
Быстро пролетели,
Насекомых разных,
По пути поели!
Автор: Леонов В. А.
Слайд №
Видео о гнездовании ласточек
Рассказ воспитателя:
Ласточки-береговушки строят гнезда в норах на высоком обрывистом берегу с мягким, сыпучим грунтом. Иногда могут использоваться искусственные ландшафты: обрывы песчаных или щебёночных карьеров, холмы по обочинам дорог или строительные площадки. Со стороны многочисленные норы создают впечатление многоэтажных домов с рядами окон. Гнездо устраивается в дальнем, расширенном конце норы и представляет из себя несколько слоёв травы, соломинок, перьев других птиц или стебельков растений.
Что касается сородичей ласточек береговушек- городских ласточек или воронков, то они лепят свои гнездышки из глины и грязи, склеивая их слюной. От ласточек береговушек городская ласточка выделяется сплошным белым низом, хорошо заметным во время полёта. Гнезда имеют форму полушария и часто располагаются под крышами или на стенах домов. Из этих гнезд в Индонезии и Китае готовят экзотический и очень дорогой суп.
Исследовательская работа в мини лаборатории.
Наблюдая за птицами, вы могли видеть в клюве разные предметы, пройдем в лабораторию и рассмотрим эти предметы. Подумайте и скажите, для чего они нужны птицам.
Для исследования на столике лежат: веточки деревьев, перья, вата, земля, глина.
Помочь детям сделать вывод, что это строительный материал птиц для их гнезд.
Игра «Где гнездо?» работа на мультимедийной доске
ГРАЧ вьёт гнездо на дереве.
ЛАСТОЧКА строит гнездо под крышей дома.
ЖУРАВЛЬ строит своё гнездо на земле, среди кустов.
СКВОРЕЦ вьёт своё гнездо в скворечнике.
У КУКУШКИ нет гнезда. Она откладывает свои яйца в чужие гнёзда и не высиживает птенцов.
Воспитатель: Для чего птицы вьют гнеда?
(чтобы жить в них – это их домики, выводить птенцов)
Приносят ли птицы пользу человеку?
(Да, они уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской).
Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Примем участие в акции «Берегите птиц!» и создадим плакат, как надо вести себя в период гнездования птиц!
3. Итог занятия:
Воспитатель: давайте скажем спасибо нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.
Ребята, скажите, пожалуйста, о чём сегодня мы беседовали на занятии?
О каком времени года мы говорили?
О каких новых перелётных птицах вы узнали?
Мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!